Цели и задачи:
- Развитие творческих способностей детей в школе и в семье;
- Вызвать и укрепить интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга;
- Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по информационным технологиям;
- Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости.
Формы и методы работы: коллективная работа.
Умения и навыки:
- кратко излагать ответ на поставленный вопрос;
- быстро находить ответ на вопрос, используя индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Оборудование: мультимедийные презентации, выполненные учащимися, в приложении Power Point, конверты с вопросами и карточками, диски и дискеты, 6 компьютеров, подарки (для команд и зрителей);
Урок проводится в кабинете информатики. Необходимо наличие локальной компьютерной сети. Вопросы, презентация, практические работы и ответы игроков отображаются на общем экране с помощью проектора, соединённого с компьютером учителя, и мониторами учащихся.
План:
- Беседа “Компьютер в жизни школьника”;
- Игра “Компьютер, я и моя семья”.
Подготовительный этап: В классе у половины учащихся есть компьютеры, но некоторые дети используют дома его не по назначению – много играют, слушают музыку, смотрят фильмы. Родители обеспокоены. Что делать? С членами родительского комитета решили провести данное мероприятие вместе с детьми. В команде должно быть – папа, мама и два ребёнка.
Мероприятию предшествовала большая подготовка – выбор команды (дети рады играть, а родители боятся), подготовка команд, проверка домашнего задания, создание раздаточного материала. Ученики (их в классе 11) сами красиво оформили приглашения на мероприятие - родителям и администрации школы, напечатали памятки для родителей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий (классный руководитель и учитель информатики):
Добрый вечер, дорогие мамы, папы, дети и учителя!
Сегодня мы встретились вместе, чтобы получить заряд энергии, блеснуть эрудицией и поболеть за свою и другую семьи во время конкурсов. Сегодня у нас не будет пассивных зрителей, все мы будем участниками и зрителями одновременно. Будут подводиться итоги и среди зрителей на самого активного болельщика. Баллы, которые наберут болельщики (дети, родители и учителя) могут быть подарены любимой команде.
Итак, вопрос первый - беседа “Компьютер в жизни школьника”, выступление члена родительского комитета Ворожцовой Л. В.
“Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершенно не случайно. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
Пришел компьютер и в жизнь современного школьника, начал свое победное шествие по школьным урокам. Самое частое заблуждение – “от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка”. Да в некоторых семьях компьютер используется как печатная машинка, как средство просмотра фильмов или для игр. Но всё это в нашей власти. Мы должны помогать детям осваивать компьютер, а для этого надо уметь работать на нём и самим. Возможности использования компьютера огромны. Это мы сейчас и увидим. Узнаем, а чему учат детей в школе. Ведь ЭВМ это и учитель, и библиотекарь, и воспитатель. В нём можно найти любую информацию, а мы должны научить их это правильно делать.
В действительности компьютер с успехом заменяет целую библиотеку. Электронных энциклопедий и книг сегодня - на любой вкус, от учебника до сборника классики. На один диск умещается до тысячи книг. От недостатка информации ребёнок страдать не будет. Компьютера не надо опасаться. При наличии соответствующих программ и вашего личного примера компьютер окажет положительное влияние на отношение ребёнка к учёбе и его способность постигать и любить окружающий мир”.
Далее Людмила Владимировна рассказала, как правильно дома использовать компьютер, соблюдая правила техники безопасности, как правильно поставить компьютер, выбрать мебель, как сохранить зрение и опорно-двигательный аппарат ребёнка.
“Совет: снимать компьютерную усталость … руками. Поставьте локти на стол, потрите одну ладонь о другую, чтобы согреть их. Опустите веки и прикройте глаза ладонями на несколько минут. Тепло и темнота – идеальные условия для расслабления и отдыха глазных мышц. Обязательно нужно делать упражнения на группу мышц опорно-двигательного аппарата”. Приложение 1. (подробная разработка подготовка к собранию, выступление и решение).
Библиотекарь школы Скорнякова Л. А. рассказала о книгах и журналах, по которым можно изучать компьютер.
Далее родители и дети познакомились с выставкой компакт дисков учебных программ и обучающих игр, которые можно использовать в домашних условиях. Классный руководитель рассказала об учебных программах и запустила их фрагменты для показа родителям.
Помимо этого, учитель показал фрагменты компьютерных игр, которые родители не должны покупать ребенку. Это игры, проповедующие насилие, агрессию, стимулирующие уход в себя, уход от общения со сверстниками и другими людьми.
Значение компьютера на школьном уроке:
1. Экономия времени урока.
2. Доступность учащимся самой современной информации по предмету.
3. Возможность обратной связи с каждым учеником.
4. Наглядность представленного учебного материала.
5. Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла.
6. Оперативность получаемой информации.
7. Неограниченные возможности Интернет.
Каждый родитель получил в подарок:
- Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком. Приложение 2.
- Памятка для родителей о гимнастике для глаз и опорно-двигательного аппарата. Приложение 3.
1. Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться;
2. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
3. Через каждые 20—30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;
5. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
6. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;
7. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
Итак, вопрос второй – игра.
I. Конкурс - визитка семьи.
Сначала жеребьевка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами.
А далее будет чередование команд по началу конкурсов… Итак, первой будет открывать наш КВН команда...
Визитная карточка:
- Название команды.
- Девиз.
- Эмблема команды, что она означает.
- Приветствие команде противника, жюри и болельщикам.
- Презентация своей команды.
(эмблема на груди у каждого члена команды и одна для жюри, а также девиз и приветствие в печатном варианте подаются жюри).
Приветствия команды “Семейка”:
Команда “Семейка” – просто класс!
Все, болейте за нас!
Поддержка ваша нам нужна!
Кто будет первым – неизвестно,
Желаем всем победы честной!
Девиз: “Когда мы едины, мы непобедимы!”
Презентация команды в Приложении 4.
Приветствия команды “Вирус”:
Мы, команда, “Вирус”,
Нам компьютер – верный друг!
Ты об этом не забудь!
Кто победит – решать не нам,
Успеха мы желаем вам!
Девиз: “У информации короткий век, если вирус пропустит человек!”
Презентация команды в Приложении 5.
II. Разминка. Кто первый ответит?
А. Шутки-загадки:
- Маленькая, удаленькая по коврику бежит, стрелочка дрожит. (Мышка).
- Две сестрички-невелички возле домика живут, громким голосом поют. (Колонки).
- Конопатая девица томится в светлице, кто к ней, тот и кнопки нажимает. (Клавиатура).
- Гляжу в тебя, как в зеркало, до головокружения, а вижу только букв движенье. (Монитор).
- Стоит, жужжит, по книжке взглядом пробежит, уже всё в памяти содержит. (Сканер).
- Стоит коробка с парой кнопок, кто мимо пройдёт - всяк поклонится. (Системный блок).
- Без рук, без ног, из домика берёт и в руки подаёт. (Принтер).
- В чёрненький кошелёк листочки волочу, перенесу куда захочу. (Дискета).
- С миром соединяет, в Интернет приглашает. (Модем).
- Маленький блинчик блестит, сверкает, в себе начинку скрывает. (Лазерный диск).
В. В контексте информатики.
В каждом из представленных заданий необходимо найти слово, которое кроме двух приведённых вариантов, имеет вариант его использования в информатике. Найти слово, прокомментировать его:
- Ковровая, беговая,… (дорожка-участок магнитного диска в виде концентрических окружностей);
- Бетонный, строительный, военный, …(блок системный – элемент ПК);
- Кухонный, письменный, …(стол рабочий у ПК);
- Рыболовная, магазинов, …(сеть локальная, глобальная – соединение нескольких компьютеров);
- Семейный, военный, …файлов (архив-место хранения резервных копий в сжатом виде с помощью архиватора);
- Крылатое, доброе, компьютерное,…(слово-последовательность букв и цифр, ограниченная знаками препинания и т. д.);
- Часть круга, часть трибуны стадиона, на диске… (сектор- участок дорожки магнитного диска);
III. Практика:
- Самому младшему члену команды – показать, как поменять обои и стандартные заставки на Рабочем столе, установка заставки “Аквариума”;
- Другому ученику - практическая работа в текстовом редакторе: найди ошибки в тексте и исправь их.
“Кручка Рябба.
Жыли быи дет и паба. И булла у ных кручка Рябба. Снестла кучка иичеко. Ни прастае а залате. Дет бил бил – не росбиил, бапа билла билаа , ни расбилла. Мижка бижалаа хвостикам мохнула иечко кпло и расбилас. Плачит дет плачит паба, кручка куахчит: Ни плачъ дт, ни плачъ паба снясу явамиичка не солота, а прастае!”
Записать сказку “Курочка Ряба” на дискету. Проверить качество записи.
- Родителям записать сказку “Десантник Стёпочкин” на диск и показать качество записи всем.
Замечание: если кто-то из детей испытывает трудность, разрешается одному из родителей оказать помощь.
- Задание болельщикам. Отгадать ребусы по информатике (17 ребусов из газеты “Информатика” приложение к 1 сентября №17 за 2002 год.)
IV. Крылатые слова. Для каждого из приведённых понятий даны три “крылатых фразы”, из которых одна соответствует по смыслу понятию информатики. Найди эту фразу.
1. Перфокарта:
- Забытые слова;
- Альфа и омега;
- Письмо забытое.
2. Процессор:
- Камень преткновения;
- Камня на камне не оставишь;
- Краеугольный камень.
3. Компьютерный вирус:
- Буриданов осёл;
- Гадкий утёнок;
- Возмутитель спокойствия.
4. Компьютер типа “ноутбук”:
- Всё своё ношу с собой!
- Делу время, потехе час;
- Гулливер и лилипуты.
5. Программист нашёл причину неправильного результата работы:
- Ищите и обрящете;
- А ларчик просто открывается;
- Всякое даяние благо.
6. www.nigma.ru:
- Нить Ариадны;
- Иду на вы;
- Ищите и обрящите.
7. fio@mail.ru:
- На деревню к дедушке;
- За тридевять земель;
- Ищите и обрящите.
8. Программа вирус типа “Троянский конь”:
- Всякое даяние во благо;
- Дары данайцев;
- Двуликий Янус.
V. Практика в Интернет:
1). Папе и одному из детей отправить письмо и открытку с анимацией учителю на почтовый ящик svp_bor@mail.ru;
2). Маме и другому ребёнку найти в Интернете на детский портал http://www.solnet.ee и найти на веб - странице информацию – раскраски, ребусы, кроссворды, стихи для детей про мышку (нынче год мыши). Скачать раскраску про Новый год, распечатать в формате А4.
В это время с болельщиками провести конкурс – кто больше назовёт пословиц про единицу по памяти (об этом конкурсе дети знали заранее).
VI. Конкурс капитанов. Викторина. (1-й капитан выбирает тему сам, отвечают быстро).
1. Интернет.
- Устройство для приема и передачи сообщения по электронным сетям через телефонную линию. (Модем)
- Головной компьютер в сети. (Сервер)
- Поставщик услуг в Интернет. (Провайдер)
- Поток сообщений в сети передачи данных. (Трафик)
- Общая часть имени у группы компьютеров в Интернете. (Домен)
- Тот, кому предназначено электронное сообщение. (Клиент)
- Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет: …- адрес (IP)
- Какой домен верхнего уровня имеет Россия? (ru)
- Какое расширение имеют Web-страницы? (*.HTM)
- Компьютер пользователя информационной сети. (Клиент)
- Группа Web-страниц с гиперссылками друг на друга, имеющих единую тематику и стиль оформления размещенных на некотором сетевом сервере. (Web-сайт)
- Как по другому можно назвать службу World Wide Web. (Всемирная паутина)
2. Персональный компьютер.
- Устройство виртуального отображения информации. (Дисплей, монитор)
- Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (Дисковод)
- Устройство, содержащее арифметико-логическое устройство и устройство управления (Процессор)
- Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер (Сканер)
- Флоппи – диск (дискета)
- Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (Принтер)
- Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (Модем)
- Специалист, разрабатывающий программы для ПК. (Программист)
- Для чего служит дисковод CD-RW? (считывания и записи)
- Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор (ОЗУ)
- Изображение, выдаваемое на экран, хранится в закодированном виде в специально отведенной для этого памяти, называемой… (видеопамятью).
- Назовите устройства вывода информации.(колонки, принтер, экран монитора, ксерокс).
VII. Практика. Используя программу Microsoft Office Publisher напечатать команде соперника грамоту.
В это время болельщики получили задания: Конкурс “Слова из букв змейкой”.
В табличках приведены 15 слов, связанные с компьютерами. Слова записаны “змейкой”, то есть их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали. Приложение 6.
VIII. Подведение итогов. Вручение призов. Награждение болельщиков.
Большое спасибо за активное участие в нашем мероприятии, я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли отдохнуть, отвлечься от проблем, пообщаться друг с другом и просто посмеяться. Я надеюсь, что такие вечера станут традицией.