Компьютер, я и моя семья

Разделы: Информатика, Работа с родителями


Цели и задачи:

  • Развитие творческих способностей детей в школе и в семье;
  • Вызвать и укрепить интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга;
  • Обобщение знаний, умений и навыков учащихся по информационным технологиям;
  • Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости.

Формы и методы работы: коллективная работа.

Умения и навыки:

  • кратко излагать ответ на поставленный вопрос;
  • быстро находить ответ на вопрос, используя индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Оборудование: мультимедийные презентации, выполненные учащимися, в приложении Power Point, конверты с вопросами и карточками, диски и дискеты, 6 компьютеров, подарки (для команд и зрителей);

Урок проводится в кабинете информатики. Необходимо наличие локальной компьютерной сети. Вопросы, презентация, практические работы и ответы игроков отображаются на общем экране с помощью проектора, соединённого с компьютером учителя, и мониторами учащихся.

План:

  1. Беседа “Компьютер в жизни школьника”;
  2. Игра “Компьютер, я и моя семья”.

Подготовительный этап: В классе у половины учащихся есть компьютеры, но некоторые дети используют дома его не по назначению – много играют, слушают музыку, смотрят фильмы. Родители обеспокоены. Что делать? С членами родительского комитета решили провести данное мероприятие вместе с детьми. В команде должно быть – папа, мама и два ребёнка.

Мероприятию предшествовала большая подготовка – выбор команды (дети рады играть, а родители боятся), подготовка команд, проверка домашнего задания, создание раздаточного материала. Ученики (их в классе 11) сами красиво оформили приглашения на мероприятие - родителям и администрации школы, напечатали памятки для родителей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий (классный руководитель и учитель информатики):

Добрый вечер, дорогие мамы, папы, дети и учителя!

Сегодня мы встретились вместе, чтобы получить заряд энергии, блеснуть эрудицией и поболеть за свою и другую семьи во время конкурсов. Сегодня у нас не будет пассивных зрителей, все мы будем участниками и зрителями одновременно. Будут подводиться итоги и среди зрителей на самого активного болельщика. Баллы, которые наберут болельщики (дети, родители и учителя) могут быть подарены любимой команде.

Итак, вопрос первый - беседа “Компьютер в жизни школьника”, выступление члена родительского комитета Ворожцовой Л. В.

“Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершенно не случайно. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

Пришел компьютер и в жизнь современного школьника, начал свое победное шествие по школьным урокам. Самое частое заблуждение – “от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка”. Да в некоторых семьях компьютер используется как печатная машинка, как средство просмотра фильмов или для игр. Но всё это в нашей власти. Мы должны помогать детям осваивать компьютер, а для этого надо уметь работать на нём и самим. Возможности использования компьютера огромны. Это мы сейчас и увидим. Узнаем, а чему учат детей в школе. Ведь ЭВМ это и учитель, и библиотекарь, и воспитатель. В нём можно найти любую информацию, а мы должны научить их это правильно делать.

В действительности компьютер с успехом заменяет целую библиотеку. Электронных энциклопедий и книг сегодня - на любой вкус, от учебника до сборника классики. На один диск умещается до тысячи книг. От недостатка информации ребёнок страдать не будет. Компьютера не надо опасаться. При наличии соответствующих программ и вашего личного примера компьютер окажет положительное влияние на отношение ребёнка к учёбе и его способность постигать и любить окружающий мир”.

Далее Людмила Владимировна рассказала, как правильно дома использовать компьютер, соблюдая правила техники безопасности, как правильно поставить компьютер, выбрать мебель, как сохранить зрение и опорно-двигательный аппарат ребёнка.

“Совет: снимать компьютерную усталость … руками. Поставьте локти на стол, потрите одну ладонь о другую, чтобы согреть их. Опустите веки и прикройте глаза ладонями на несколько минут. Тепло и темнота – идеальные условия для расслабления и отдыха глазных мышц. Обязательно нужно делать упражнения на группу мышц опорно-двигательного аппарата”. Приложение 1. (подробная разработка подготовка к собранию, выступление и решение).

Библиотекарь школы Скорнякова Л. А. рассказала о книгах и журналах, по которым можно изучать компьютер.

Далее родители и дети познакомились с выставкой компакт дисков учебных программ и обучающих игр, которые можно использовать в домашних условиях. Классный руководитель рассказала об учебных программах и запустила их фрагменты для показа родителям.

Помимо этого, учитель показал фрагменты компьютерных игр, которые родители не должны покупать ребенку. Это игры, проповедующие насилие, агрессию, стимулирующие уход в себя, уход от общения со сверстниками и другими людьми.

Значение компьютера на школьном уроке:

1. Экономия времени урока.

2. Доступность учащимся самой современной информации по предмету.

3. Возможность обратной связи с каждым учеником.

4. Наглядность представленного учебного материала.

5. Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла.

6. Оперативность получаемой информации.

7. Неограниченные возможности Интернет.

Каждый родитель получил в подарок:

    1. Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком. Приложение 2.
    2. 1. Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться;

      2. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

      3. Через каждые 20—30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;

      4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;

      5. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;

      6. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;

      7. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

    3. Памятка для родителей о гимнастике для глаз и опорно-двигательного аппарата. Приложение 3.

Итак, вопрос второй – игра.

I. Конкурс - визитка семьи.

Сначала жеребьевка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами.

А далее будет чередование команд по началу конкурсов… Итак, первой будет открывать наш КВН команда...

Визитная карточка:

  • Название команды.
  • Девиз.
  • Эмблема команды, что она означает.
  • Приветствие команде противника, жюри и болельщикам.
  • Презентация своей команды.

(эмблема на груди у каждого члена команды и одна для жюри, а также девиз и приветствие в печатном варианте подаются жюри).

Приветствия команды “Семейка”:

Команда “Семейка” – просто класс!
Все, болейте за нас!
Поддержка ваша нам нужна!
Кто будет первым – неизвестно,
Желаем всем победы честной!

Девиз: “Когда мы едины, мы непобедимы!”

Презентация команды в Приложении 4.

Приветствия команды “Вирус”:

Мы, команда, “Вирус”,
Нам компьютер – верный друг!
Ты об этом не забудь!
Кто победит – решать не нам,
Успеха мы желаем вам!

Девиз: “У информации короткий век, если вирус пропустит человек!”

Презентация команды в Приложении 5.

II. Разминка. Кто первый ответит?

А. Шутки-загадки:

  1. Маленькая, удаленькая по коврику бежит, стрелочка дрожит. (Мышка).
  2. Две сестрички-невелички возле домика живут, громким голосом поют. (Колонки).
  3. Конопатая девица томится в светлице, кто к ней, тот и кнопки нажимает. (Клавиатура).
  4. Гляжу в тебя, как в зеркало, до головокружения, а вижу только букв движенье. (Монитор).
  5. Стоит, жужжит, по книжке взглядом пробежит, уже всё в памяти содержит. (Сканер).
  6. Стоит коробка с парой кнопок, кто мимо пройдёт - всяк поклонится. (Системный блок).
  7. Без рук, без ног, из домика берёт и в руки подаёт. (Принтер).
  8. В чёрненький кошелёк листочки волочу, перенесу куда захочу. (Дискета).
  9. С миром соединяет, в Интернет приглашает. (Модем).
  10. Маленький блинчик блестит, сверкает, в себе начинку скрывает. (Лазерный диск).

В. В контексте информатики.

В каждом из представленных заданий необходимо найти слово, которое кроме двух приведённых вариантов, имеет вариант его использования в информатике. Найти слово, прокомментировать его:

  1. Ковровая, беговая,… (дорожка-участок магнитного диска в виде концентрических окружностей);
  2. Бетонный, строительный, военный, …(блок системный – элемент ПК);
  3. Кухонный, письменный, …(стол рабочий у ПК);
  4. Рыболовная, магазинов, …(сеть локальная, глобальная – соединение нескольких компьютеров);
  5. Семейный, военный, …файлов (архив-место хранения резервных копий в сжатом виде с помощью архиватора);
  6. Крылатое, доброе, компьютерное,…(слово-последовательность букв и цифр, ограниченная знаками препинания и т. д.);
  7. Часть круга, часть трибуны стадиона, на диске… (сектор- участок дорожки магнитного диска);

III. Практика:

    • Самому младшему члену команды – показать, как поменять обои и стандартные заставки на Рабочем столе, установка заставки “Аквариума”;
    • Другому ученику - практическая работа в текстовом редакторе: найди ошибки в тексте и исправь их.

“Кручка Рябба.

Жыли быи дет и паба. И булла у ных кручка Рябба. Снестла кучка иичеко. Ни прастае а залате. Дет бил бил – не росбиил, бапа билла билаа , ни расбилла. Мижка бижалаа хвостикам мохнула иечко кпло и расбилас. Плачит дет плачит паба, кручка куахчит: Ни плачъ дт, ни плачъ паба снясу явамиичка не солота, а прастае!”

Записать сказку “Курочка Ряба” на дискету. Проверить качество записи.

    • Родителям записать сказку “Десантник Стёпочкин” на диск и показать качество записи всем.

Замечание: если кто-то из детей испытывает трудность, разрешается одному из родителей оказать помощь.

    • Задание болельщикам. Отгадать ребусы по информатике (17 ребусов из газеты “Информатика” приложение к 1 сентября №17 за 2002 год.)

IV. Крылатые слова. Для каждого из приведённых понятий даны три “крылатых фразы”, из которых одна соответствует по смыслу понятию информатики. Найди эту фразу.

1. Перфокарта:

    • Забытые слова;
    • Альфа и омега;
    • Письмо забытое.

2. Процессор:

    • Камень преткновения;
    • Камня на камне не оставишь;
    • Краеугольный камень.

3. Компьютерный вирус:

    • Буриданов осёл;
    • Гадкий утёнок;
    • Возмутитель спокойствия.

4. Компьютер типа “ноутбук”:

    • Всё своё ношу с собой!
    • Делу время, потехе час;
    • Гулливер и лилипуты.

5. Программист нашёл причину неправильного результата работы:

    • Ищите и обрящете;
    • А ларчик просто открывается;
    • Всякое даяние благо.

6. www.nigma.ru:

    • Нить Ариадны;
    • Иду на вы;
    • Ищите и обрящите.

7. fio@mail.ru:

    • На деревню к дедушке;
    • За тридевять земель;
    • Ищите и обрящите.

8. Программа вирус типа “Троянский конь”:

    • Всякое даяние во благо;
    • Дары данайцев;
    • Двуликий Янус.

V. Практика в Интернет:

    1). Папе и одному из детей отправить письмо и открытку с анимацией учителю на почтовый ящик svp_bor@mail.ru;

    2). Маме и другому ребёнку найти в Интернете на детский портал http://www.solnet.ee и найти на веб - странице информацию – раскраски, ребусы, кроссворды, стихи для детей про мышку (нынче год мыши). Скачать раскраску про Новый год, распечатать в формате А4.

    В это время с болельщиками провести конкурс – кто больше назовёт пословиц про единицу по памяти (об этом конкурсе дети знали заранее).

VI. Конкурс капитанов. Викторина. (1-й капитан выбирает тему сам, отвечают быстро).

1. Интернет.

  1. Устройство для приема и передачи сообщения по электронным сетям через телефонную линию. (Модем)
  2. Головной компьютер в сети. (Сервер)
  3. Поставщик услуг в Интернет. (Провайдер)
  4. Поток сообщений в сети передачи данных. (Трафик)
  5. Общая часть имени у группы компьютеров в Интернете. (Домен)
  6. Тот, кому предназначено электронное сообщение. (Клиент)
  7. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет: …- адрес (IP)
  8. Какой домен верхнего уровня имеет Россия? (ru)
  9. Какое расширение имеют Web-страницы? (*.HTM)
  10. Компьютер пользователя информационной сети. (Клиент)
  11. Группа Web-страниц с гиперссылками друг на друга, имеющих единую тематику и стиль оформления размещенных на некотором сетевом сервере. (Web-сайт)
  12. Как по другому можно назвать службу World Wide Web. (Всемирная паутина)

2. Персональный компьютер.

  1. Устройство виртуального отображения информации. (Дисплей, монитор)
  2. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (Дисковод)
  3. Устройство, содержащее арифметико-логическое устройство и устройство управления (Процессор)
  4. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер (Сканер)
  5. Флоппи – диск (дискета)
  6. Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (Принтер)
  7. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (Модем)
  8. Специалист, разрабатывающий программы для ПК. (Программист)
  9. Для чего служит дисковод CD-RW? (считывания и записи)
  10. Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор (ОЗУ)
  11. Изображение, выдаваемое на экран, хранится в закодированном виде в специально отведенной для этого памяти, называемой… (видеопамятью).
  12. Назовите устройства вывода информации.(колонки, принтер, экран монитора, ксерокс).

VII. Практика. Используя программу Microsoft Office Publisher напечатать команде соперника грамоту.

    В это время болельщики получили задания: Конкурс “Слова из букв змейкой”.

    В табличках приведены 15 слов, связанные с компьютерами. Слова записаны “змейкой”, то есть их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали. Приложение 6.

VIII. Подведение итогов. Вручение призов. Награждение болельщиков.

Большое спасибо за активное участие в нашем мероприятии, я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли отдохнуть, отвлечься от проблем, пообщаться друг с другом и просто посмеяться. Я надеюсь, что такие вечера станут традицией.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 6