1. Оргмомент, мотивация.
Песня “Азбука” А. Островский, З. Петрова.
I куплет:
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
II куплет:
Надо буквы написать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
III куплет:
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
2. Повторение.
Цель: Повторим, что мы знаем о буквах и звуках.
- На какие две группы делятся все буквы? (согласные и гласные)
- Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных? (а, о, у, ы)
- Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е)
- В чем хитрость буквы е? (в начале слова и после гласных буква е обозначает два звука, когда находится после согласных обозначает мягкость предшествующего согласного и звук э)
3. Проверка домашнего задания.
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Ёжик)
- Какое произведение Алексея Толстого вы прочитали вчера на уроке? (Ёж)
- Расскажите нашим гостям эту историю. (Азбука, с. 105)
4. Наблюдение: какие звуки обозначает буква ё
Цель: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. Научимся читать слоги и слова с этой буквой.
На доске загадки :
Читают ученики
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…
- А это кто такой? Морской еж. Тропические морские рыбы – ежи прославились тем, что в случае опасности раздувают свое тело, усеянное многочисленными шипами, и становятся похожими на настоящие “подушечки для иголок”
- Произнесите начало слова ёжик. Какие звуки услышали? (йо)
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…
- Произнесите начало слова ёлки. Какие звуки услышали? (йо)
Колюч, да не ёж.
Кто же это?
- Произнесите начало слова ёрш. Какие звуки услышали? (йо)
Вывод: - Звуки йо на письме обозначаются буквой ё
На букву Ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш,
И все ужасно колко
- Посмотрите, ребята, кто это?
- Что больше всего на свете любит медведь?
- Какие звуки слышим в этом слове?
Звук м – согласный, звонкий, мягкий
Звук о – гласный, ударный
Звук т – согласный, глухой, твердый
Вывод: - Звук о на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного.
5. Буква ё. Сравнение с буквой е
Читает ученица
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Читает ученица
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее,
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё
Физминутка
В алфавите, в букваре
Проживала буква Е (хлопаем в ладоши)
Как-то раз она шагала
По тетрадке не спеша (шагаем)
Замечталась и упала
Превратилась в букву Ш (приседаем)
Школьник был, конечно, рад:
Вот так буква – акробат! (наклоны туловища вправо – влево)
6. Работа в прописи с.26
Цель: Сегодня мы научимся писать строчную букву е, научимся соединять ее с другими буквами.
- Как вы думаете, почему буквы е и ё взялись за руки? (это гласные буквы, они могут обозначать два звука) Раскрасьте звуковичков.
- Чем отличаются на письме буквы е и ё?
1. Запись букв е и ё. Снизу ведем плавную линию, отклоняясь вправо. Делаем закругление влево. Опускаем прямую линию вниз, закругляем вправо. Над буквой ё ставим две точки.
2. Прочитайте слоги с буквой ё
- Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (два йо)
Запись слогов с образца
Прочитайте слоги с буквой ё
- Какие звуки в этих слогах?
Запись слогов с образца
Чтение и запись слов по образцу. Постановка ударения. Выделение орфограмм.
- Что интересного заметили? (ударение падает на ё)
Самостоятельная запись слогов Ве, Вё
7. Работа по “Азбуке” с. 106
1. Чтение слогов и слов по цепочке. Найдите однокоренные слова, выделите корень, суффикс. Что такое корень? Для чего служит суффикс?
Прочитайте слова парами. Сравните первые звуки
- Какие звуки после этих согласных звуков? (о)
- Почему разные буквы в этих словах?
2. Лексическая работа:
- Что такое соло? (главная музыкальная партия в оркестре)
- Прочитайте слова второго столбика про себя, поставьте ударение. Что заметили? (На букву ё падает ударение)
- Сейчас Влад вам прочитает сказку “Почему Ё всегда ударная”.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
3. Чтение слов третьего столбика. Как называются такие слова? Выделите корень. Звуко буквенный анализ слова шел.
Физминутка “Танцуем сидя” Б. Савельев, М. Пляцковский.
Работа по “Азбуке”
- Чтение однокоренных слов, выделение корня – дет-
-Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных.
- Что придает этим словам уменьшительно – ласкательное значение? Суффикс –енок-
Работа в прописи с. 26
Чтение и запись слов в столбиках
Словарная работа.
- Кто это прилетел к нам на урок?
Вставьте пропущенную букву. Запишите слово.
- Как называется птенчик вороны? (Вороненок). Запишите слово через черточку. Что придало слово ласково- уменьшительное значение? (суффикс –енок)
8. Работа в азбуке.
-Прочитайте первое предложение. (Проворонила ворона вороненка.)
Как это проворонила? (потеряла)
- Выделите корень в этих словах.
- Это скороговорка. Кто произнесет ее быстро?
9. Работа в прописи. Спишите первое предложение в тетрадь, выделите орфограммы.
10. Работа в Азбуке с. 107
- Сейчас мы познакомимся с интересным рассказом про вороненка.
Первичное чтение рассказа Николая Сладкова “Земля”
Сосна была высоченная, мачтовая. И на ней, как на корабельной мачте, было воронье гнездо. Настоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне.
В гнезде сидел зоркий наблюдатель – вороненок, сын ворона. Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно – проталину. Над проталиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далекий мираж.
- Ко-рр! Ко-рр! – на весь лес крикнул удивленный воронёнок. – Ко-рр!
Вот так наблюдательный моряк, завидя далекий берег, кричит радостно и громко: “Земля! Земля!”
- Понравился рассказ?
Физминутка. (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, затем на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачок)
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать
Прописи с. 27
- Запись слогов и слов из букв на шариках ежика: сын, мак, нитка, том, ком, сом, ласты, лиса, лоси…
11. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Чему научите дома родителей?
- Ежику очень понравилось, как вы работали на уроке. И он приготовил вам сюрприз. Найдите его. (Под столами на скотч приклеены конфетки)