Цели: в ходе викторины, повторить действия с рациональными числами; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Оборудование: компьютер (желательно интерактивная доска), презентация “KLASS”, жетоны двух цветов.
Ход урока
I. Организационный момент. Учитель объявляет тему и цель урока, а также сообщает, что гость урока (если это возможно) учитель изобразительного искусства.
Учитель.
Женский взгляд – таинственно-прекрасный,
Нежный, кроткий, ласковый, опасный…
Быть может, знали юные красавицы:
Через века они нам будут нравиться.
Перед вами портретная галерея, состоящая из очаровательных женских образов, вымышленных и реальных, запечатленных на самых известных полотнах самых известных художников.
Рисунок 1.
Фрагмент картины
1. Ребята пытаются ответить. За правильный ответ получают синий жетон.
По щелчку подсказка – 4 варианта ответа.
1.Рембрандт Ван Рейн “Саксия Ван Эйленбюрх”.
2.Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”.
3.Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”.
4.Агноло Бронзино “Элеонора Ван Толедо”.
Проверить правильный ответ вы сможете, если вставите пропущенные числа в схему.
Кто быстрее вставит пропущенные числа, получает красный жетон. Затем посмотрим само полотно. Слайд появляется по щелчку на правильном ответе.
Рисунок 2
Рисунок 3
А теперь ответьте, какими правилами вы пользовались при заполнении данной схемы. За каждое правило правильно сформулированное, ребята получают по красному жетону.
Рисунок 4
1. Пётр Соколов “Идалия Полетика”.
2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.
3. Эдуард Мане “Бар в Фоли – Бержер”.
4. Валентин Серов “Девочка с персиками”.
Рисунок 5
Рисунок 6
1. Франциско Гойя “Антония Сарате”.
2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.
3. Петр Соколов “Идалия Полетика”.
4. Иван Крамской “Неизвестная”.
Рисунок 7
1. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.
2. Питер Пауль Рубенс “Портрет камеристки”.
3. Франциско Гойя “Антония Сарате”.
4. Рафаэль Санти “Сикстинская мадонна”.
Рисунок 8
Рисунок 9
1. Томас Гейнсборо “Дама в голубом”.
2. Вацлав Брожик “Мадемуазель Медхен”
3. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.
4. Иван Крамской “Неизвестная”.
Рисунок 10
Рисунок 11
1. Петр Соколов “Идалия Полетика”.
2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.
3. Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”.
4. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.
Рисунок 12
Рисунок 13
В конце викторины учитель подводит итоги. Те ребята, которые имеют синие жетоны, получают “5” по рисованию. А те, кто имеет наибольшее число красных жетонов, получают “5” по математике. Учитель по ИЗО делает небольшие заметки о художниках, написавших данные полотна. [1, 2].
Леонардо да Винчи (1452-1519).
1452 г., Винчи близ Флоренции — 1519 г., город Алебуаз во Франции. Основоположник Высокого Возрождения. Живописец, скульптор, архитектор, музыкант, теоретик искусства, ученый, инженер. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты и портреты. Шедевры его кисти – фреска “Тайная вечеря” (Милан) и “Джоконда” (Лувр).
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911).
Среди мастеров русской живописи конца XIX – начала XX века трудно назвать другого художника, чей профессиональный, нравственный авторитет был бы столь же велик и несомненен, чьи открытия имели бы такой широкий резонанс в развитии изобразительного искусства. Пейзажист, портретист он много работал над заказными портретами членов царской фамилии, аристократов, промышленников.
Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887).
Художник – живописец, рисовальщик, художественный критик, теоретик искусства, педагог. Портретист, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Один из создателей Товарищества передвижников. Представитель критического реализма.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640).
1577 г., Зиген – 1640 г., Антверпен. Гениальный художник, глава фламандской школы живописи, один из основоположников стиля барокко. Родился в Германии, куда эмигрировала в годы испанского террора семья его родителей. Учился в Антверпене, в 1599г. Стал членом гильдии св. Луки. В 1600 – 1608гг. работал в Италии. Вернувшись на родину, стал первым живописцем испанских наместников, выполнял заказы многих европейских монархов.
Томас Гейнсборо (1727 – 1788).
1727 г., Садбери – 1788 г., Лондон. Выдающийся живописец и рисовальщик. Работал в Иксвиче, Бате, Лондоне. Один из членов – учредителей королевской академии в Лондоне. Портретист и пейзажист. Эрмитажный портрет “Дама в голубом” - единственная работа Гейнсборо в России.
Эдуард Мане (1832 – 1883).
Родился и умер в Париже. Один из родоначальников направления импрессионизма, хотя не принимал участия в выставках товарищества, крупнейший французский живописец 2-ой половины XIX века. Путешествовал по Италии, Бельгии, Испании, Англии. Писал картины на сюжеты из современной жизни, натюрморты, портреты.
Домашнее задание по ИЗО: подготовить сообщения о картинах, с которыми познакомились на уроке.
Домашнее задание по математике:
Выполните действия:[3].
а) (112:28 – 36-24):(-14);
б) 4,9 – 4,8 : (3 – 19) – 1,4 : (-8);
в) – 5,7 : (-19) – 0,8 *(-4) +2.7 : 0,3;
г) (- 6,4*0,3 + 5,4*0,3) : (-0,2) – 5,1.
Какие правила вы применяли при решении данных примеров.
Литература.
1. “Шедевры русской живописи”. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, 2005
2. “ 1990 .Сто памятных дат”. Художественный календарь. Москва “Советский художник” 1989
3. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд “Математика”. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва 2006
Если нет возможности продемонстрировать презентацию, то можно использовать карточки из слайдов на уроках повторения темы “Действия с рациональными числами” или на уроках ИЗО при повторении темы “Портрет”.