Интегрированный урок-викторина (математика + ИЗО) по темам "Действия с рациональными числами" и "Портрет"

Разделы: Математика, МХК и ИЗО


Цели: в ходе викторины, повторить действия с рациональными числами; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: компьютер (желательно интерактивная доска), презентация “KLASS”, жетоны двух цветов.

Ход урока

I. Организационный момент. Учитель объявляет тему и цель урока, а также сообщает, что гость урока (если это возможно) учитель изобразительного искусства.

Слайд 2.

Учитель.

Женский взгляд – таинственно-прекрасный,
Нежный, кроткий, ласковый, опасный…
Быть может, знали юные красавицы:
Через века они нам будут нравиться.

Перед вами портретная галерея, состоящая из очаровательных женских образов, вымышленных и реальных, запечатленных на самых известных полотнах самых известных художников.

Рисунок 1.

Фрагмент картины

1. Ребята пытаются ответить. За правильный ответ получают синий жетон.

По щелчку подсказка – 4 варианта ответа.

1.Рембрандт Ван Рейн “Саксия Ван Эйленбюрх”.

2.Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”.

3.Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”.

4.Агноло Бронзино “Элеонора Ван Толедо”.

Проверить правильный ответ вы сможете, если вставите пропущенные числа в схему.

Кто быстрее вставит пропущенные числа, получает красный жетон. Затем посмотрим само полотно. Слайд появляется по щелчку на правильном ответе.

 Рисунок 2

Рисунок 3

А теперь ответьте, какими правилами вы пользовались при заполнении данной схемы. За каждое правило правильно сформулированное, ребята получают по красному жетону.

Рисунок 4

1. Пётр Соколов “Идалия Полетика”.

2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.

3. Эдуард Мане “Бар в Фоли – Бержер”.

4. Валентин Серов “Девочка с персиками”.

Рисунок 5

  

Рисунок 6

1. Франциско Гойя “Антония Сарате”.

2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.

3. Петр Соколов “Идалия Полетика”.

4. Иван Крамской “Неизвестная”.

Рисунок 7

1. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.

2. Питер Пауль Рубенс “Портрет камеристки”.

3. Франциско Гойя “Антония Сарате”.

4. Рафаэль Санти “Сикстинская мадонна”.

Рисунок 8

Рисунок 9

1. Томас Гейнсборо “Дама в голубом”.

2. Вацлав Брожик “Мадемуазель Медхен”

3. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.

4. Иван Крамской “Неизвестная”.

 

Рисунок 10

Рисунок 11

1. Петр Соколов “Идалия Полетика”.

2. Орест Кипренский “Девушка с цветком”.

3. Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”.

4. Жерар “Портрет мадам Рекамье”.

Рисунок 12

 

Рисунок 13

В конце викторины учитель подводит итоги. Те ребята, которые имеют синие жетоны, получают “5” по рисованию. А те, кто имеет наибольшее число красных жетонов, получают “5” по математике. Учитель по ИЗО делает небольшие заметки о художниках, написавших данные полотна. [1, 2].

Леонардо да Винчи (1452-1519).

1452 г., Винчи близ Флоренции — 1519 г., город Алебуаз во Франции. Основоположник Высокого Возрождения. Живописец, скульптор, архитектор, музыкант, теоретик искусства, ученый, инженер. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты и портреты. Шедевры его кисти – фреска “Тайная вечеря” (Милан) и “Джоконда” (Лувр).

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911).

Среди мастеров русской живописи конца XIX – начала XX века трудно назвать другого художника, чей профессиональный, нравственный авторитет был бы столь же велик и несомненен, чьи открытия имели бы такой широкий резонанс в развитии изобразительного искусства. Пейзажист, портретист он много работал над заказными портретами членов царской фамилии, аристократов, промышленников.

Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887).

Художник – живописец, рисовальщик, художественный критик, теоретик искусства, педагог. Портретист, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Один из создателей Товарищества передвижников. Представитель критического реализма.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640).

1577 г., Зиген – 1640 г., Антверпен. Гениальный художник, глава фламандской школы живописи, один из основоположников стиля барокко. Родился в Германии, куда эмигрировала в годы испанского террора семья его родителей. Учился в Антверпене, в 1599г. Стал членом гильдии св. Луки. В 1600 – 1608гг. работал в Италии. Вернувшись на родину, стал первым живописцем испанских наместников, выполнял заказы многих европейских монархов.

Томас Гейнсборо (1727 – 1788).

1727 г., Садбери – 1788 г., Лондон. Выдающийся живописец и рисовальщик. Работал в Иксвиче, Бате, Лондоне. Один из членов – учредителей королевской академии в Лондоне. Портретист и пейзажист. Эрмитажный портрет “Дама в голубом” - единственная работа Гейнсборо в России.

Эдуард Мане (1832 – 1883).

Родился и умер в Париже. Один из родоначальников направления импрессионизма, хотя не принимал участия в выставках товарищества, крупнейший французский живописец 2-ой половины XIX века. Путешествовал по Италии, Бельгии, Испании, Англии. Писал картины на сюжеты из современной жизни, натюрморты, портреты.

Домашнее задание по ИЗО: подготовить сообщения о картинах, с которыми познакомились на уроке.

Домашнее задание по математике:

Выполните действия:[3].

а) (112:28 – 36-24):(-14);

б) 4,9 – 4,8 : (3 – 19) – 1,4 : (-8);

в) – 5,7 : (-19) – 0,8 *(-4) +2.7 : 0,3;

г) (- 6,4*0,3 + 5,4*0,3) : (-0,2) – 5,1.

Какие правила вы применяли при решении данных примеров.

Литература.

1. “Шедевры русской живописи”. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, 2005

2. “ 1990 .Сто памятных дат”. Художественный календарь. Москва “Советский художник” 1989

3. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд “Математика”. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва 2006

Если нет возможности продемонстрировать презентацию, то можно использовать карточки из слайдов на уроках повторения темы “Действия с рациональными числами” или на уроках ИЗО при повторении темы “Портрет”.