Эпиграф к уроку:
“Вчера учили нас Толстые да Канты.
Сегодня – звенит своя Голова…”
В.Каменский
Оборудование к уроку: ПК с мультимедийным проектором, презентация в Power Point, музыкальное сопровождение: А.Вивальди “Времена года”.
Цель урока:
- Обучающая: обучение умению анализировать нестандартные поэтические тексты;
- Развивающая: развитие умения творчески мыслить, сопоставляя картины художников-авангардистов с поэтическими текстами; развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: воспитание умения размышлять, анализировать, сопоставлять.
Ход урока:
1. Музыкальная вставка.
Слово учителя. Чтение стихотворения К.Олимпова
“Если надо, скинем звезды,
Солнце в камни превратим.
Разорим вселенных гнезда,
Снова бездны создадим.
Гармоничней и прелестней
Существующих миров,
Потому, что нашей песней
Коронована любовь,
Гордись, Совдепия, поэтом
Я всех враждебность победил,
Разбил религии с заветом,
Нерв мироздания претворил…
…Да будет всем близка свобода!
Долой земные короли!
Сегодня мы попытаемся прикоснуться к удивительно сложному, противоречивому и непростому литературному направлению – футуризм.
Наша цель: Войти в поэтический мир кубо- и эгофутуристов, попытаться представить мир поэта в образах и красках, отбирая важнейшие детали, обогатиться нравственно, доставить друг другу эстетическую радость; продолжить работу по стихотворчеству.
Тип урока: урок-погружение, поэтому наш урок – это мозаичное полотно, которое мы будем составлять вместе. Вы заранее получили творческие задания и, продемонстрировав своё знание, увидев знания других, я надеюсь, сможете создать представление о русском футуризме, как о литературном направлении.
Футуризм – (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. (начинается сопровождение презентации см. Прил1, на экране определение футуризма). Главой футуризма был итальянский поэт Маринетти.
Русский футуризм отвергал реализм и пытался создать новый стиль, “искусство будущего”, который должен был разрушить все традиции и приемы старого в искусстве, литературе, живописи. Русский футуризм выражал анархические настроения мелкобуржуазной интеллигенции, был неоднороден и объединял различные литературные, художественные группы.
Эмоциональный фон российской жизни эпохи серебряного века требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества. На этом фоне рождался русский футуризм. (Схема на эране).
Кубизм (с греч. Куб) – упадочное, формалистическое направление в буржуазном изобразительном искусстве, представляет предметы, людей, природу в виде простых геометрических тел (кубов, шаров и т.д.), что приводит к грубейшему искажению вещей реального мира.
Супрематизм – (с лат. наивысший), формальное течение в живописи начала 20 века, для него картина является не средством изображения действительности, отвлеченным построением цветовых поверхностей.
Абстракционизм – формальное течение в живописи начала 20 века, основанное на отвлеченных, несуществующих понятиях, оторванных от практической действительности, вне движения и развития.
Примитивизм – (с греч. несложный, неискусный, грубый) формальное течение в живописи начала 20 века, основанное на подражании примитиву, нарочитое упрощение со слаборазвитыми изобразительными средствами.
Лучизм – формальное течение в живописи начала 20 века, в основе которого лучевая проекция.
Обилие “измов” говорит о рождении самых “левых” творческих направлений авангардного искусства, т.е. передового, находящегося впереди других. В искусстве авангарда новизна и смелость становилась мерилом творческой одаренности, эталоном современности.
Футуристы верили в наступление новой эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники., меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой.
Это были годы поиска и риска. Это время прощало ошибки, но не прощало бездарности. Идеи объединяли художников в группы, а таланты – в созвездия. Все искали родственные души. Футуристы – это очень разные поэты, но их объединяет талант и время.
А главное, их волновала судьба России, её будущее.
Русские художники-авангардисты: Василий Кандинский, казимир Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова, Марк Шагал, А.Лентулов, П.Пикассо, братья Бурлюки, Е.Гуро, В.Маяковский, В.Крученых.
“Футуризм для нас, молодых поэтов, красный плащ тореадора…” Таким помахивающим плащом перед “быком” были футуристические сборники и манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”
Футуристы не стеснялись в выражениях, отрицая и революционную пролетарскую литературу, и “символизм”, и “свору адамов” (акмеистов), и буржуазных писателей.
“Долой слово – средство, да здравствует
самовитое, самоценное слово!”
“Нам слово нужно для жизни! Мы не признаем
бесполезного искусства!”
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир. Опору делал на физику, математику, философию, на новейшие научные и технические достижения.
Необходимым условием футуризма стала атмосфера литературного скандала, освистывания и осмеяния, эпатаж, истерический протест, агрессивное неприятие всего, крайности в поведении.
Так, публичные выступления футуристов были вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную
подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной
физиономией и писал стихи на обратной стороне
обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
“Давайте все пустые заборы-
Крыши – фасады – тротуары
Распишем во славу вольности
Как мировые соборы”.
Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь, т.е. шел процесс лексического обновления, введение “неуместных” слов, вульгаризмов, технических терминов.
Слово дробили, переиначивали, создавали новые композиции, неологизмы, непривычные словосочетания; отказ от знаков препинания, вводился “телеграфный” синтаксис (без предлогов), графические символы, математические знаки.
Стихи писались на обойной бумаге, строчки “лесенкой”, выделяя внутренние рифмы, ключевые слова. Футуристы называли себя “речетворцами”, “будетлянами” (от лат. будет ли оно, будущее).
Футуристическое речетворство вырвалось из темницы книги и зазвучало на площадях, отсюда жанровая перестройка (частушки, реклама, лозунги, плакаты, фольклорные заговоры и т.д.)
“Заумный язык – свободные сочетания слов, отдельных букв, игра голоса вне слова, этот язык находился за пределами разума. Слова его не принадлежат ни к какому языку, но в то же время что-то говорят, что-то неуловимое, но всё-таки существенное.
Заумный язык господствует в заклинаниях и заговорах, доказывая, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным
(дыр, булл, щыл, Манг!, Чи брео зо! Бобэоби)
Итак, для русского футуризма характерны:
- Бунтарство, выражение массовых настроений толпы
- Попытка создать искусство, устремленное в будущее
- Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат
- Эксперимент по созданию заумного языка.
2 этап. Знакомство с поэтами-футуристами и художниками-авангардистами. Работа с презентацией.
Вывод: Итак, что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?
- работа со цветом;
- деформация предметов;
- явления “заумной речи”
3 этап. Поэтический ответ в стиле футуристов. Чтение стихотворений собственного сочинения.
4 этап. Вывод урока. Работа с репродукцией
А) Что символизирует эта картина?
Б) Как вы думаете, какое значение имело это
движение?
(“Только мы – лицо нашего времени,” - так они о себе заявляли. Они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни, в искусстве, творцов будущего в настоящем)
В) Какая главная идея объединяла футуристов?
(Их волновала судьба России, её будущее, её место в мировом сообществе)
Г) Каким символом они изобразили образ России?
(Пегас – это символ поэтического вдохновения. Именно это, тяготение к чему-либо новому, ещё не изобретенному и не известному человеку олицетворяет Пегас в глазах людей того времени. Пегас – символ духовного возрождения России.
Д) Каким вы видите будущее России?
(Мы изобразили глаз с перевёрнутым значком вопроса в зрачке. В древнем мире оно означало что-то устрашающее и загадочное. В нашем же представлении это взгляд в будущее, символизирующее интерес к этому будущему. Никто не знает, что будет дальше, что ждать от завтрашнего дня?)
Будущее – велико, удивительно и прекрасно.
5. Задание на дом: сочинение-миниатюра “Моё отношение к футуризму”