Цели:
- Систематизировать знания учащихся по разделам: “Фонетика”, “Фразеология”, “Морфология”, “Морфемика”, “Речь”.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Прививать интерес к русскому языку.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
- Тексты для конкурса “Раскрасим текст прилагательными”
- Тексты для конкурса редакторов.
- Тексты для конкурсов корректоров.
Подготовительная работа:
- Для конкурса журналистов домашнее задание “Заметка о нашем классе”.
- Для конкурса художников и знатоков фразеологии подготовить дома три рисунка к различным фразеологизмам.
- К конкурсу писателей подготовить сказку, стихотворение, басню и т. д., посвященные той или иной части речи, изученной в 6-м классе.
Ход игры
Ведущий: Ни для кого не секрет, что русский язык – один из самых трудных предметов. Но, к сожалению, не всем удаётся понять, что это не только трудно, но и очень увлекательно – заниматься русским языком. Поэтому очень приятно видеть ваш интерес, ваше неравнодушие к русскому языку – ведь подготовка к КВНу, конечно же, потребовала от вас творческого отношения.
Итак, мы начинаем КВН. И представляем, прежде всего, уважаемое жюри…….
Ведущий: Познакомимся с командами: итак, это “Лингвистята”, “Приставкины” (названия команд должны быть только лингвистическими).
Ведущий: Предоставим возможность жюри оценить названия команд.
- начнем с разминки, (вопросы командам задаём по одному):
- Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или согласных? Почему? (отв. С гласных, их больше в русском языке).
- Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (отв. Алфавит).
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (отв. Три).
- Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, а другое – женского? ( отв. Месяц, луна).
- В каком падеже в слове “сердце” произносится (д)? (отв. Сердец)
- Какое окончание состоит из первой и последней буквы алфита? Какой части речи принадлежит это окончание? (отв. – ая, прилагательное).
- В склонении, каких числительных есть только 2 формы? (отв. 40, 90, 100).
- В каком местоимении 2 звука и одна буква? (отв. Я).
- Какие 3 местоимения не имеют И.п? (отв. Себя, некого, нечего).
- Какие 2 местоимения имеют форму только одного падежа? Какого? (отв. Некто, нечто – И.п).
- С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (отв. Глагол).
- Как вы назовёте:
- жителя Уссурийска, (уссуриец) - жительницу Уссурийска, (уссурчанка) - жителей Уссурийска, (уссурийцы) - жительницу Владивостока, (владивостокчанка) - жителя Владивостока, (владивостокчанин) - жителей Владивостока, (владивостокцы).
Ведущий: А теперь давайте получше познакомимся с 6 “б” классом. Нам помогут в этом журналисты. Итак, конкурс журналистов. Представители читают домашнее задание, письменный вариант – в жюри (оценивается содержание и оформление).
Ведущий: Яркой особенностью русского языка является его богатая фразеология. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной. А как умеют пользоваться фразеологизмами наши команды? Итак, конкурс художников и знатоков фразеологии.
Ведущий: Выразительность речи зависит не только от знания фразеологии, но прежде всего от того, насколько говорящий или пишущий человек пользуется средствами языка.
Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.
- “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.
Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
Раздаётся текст И.С. Тургенева.
Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.
(тавтограмма) “Рассказ на одну букву”
Ведущий: А сейчас от наших писателей потребуется особое умение – им нужно не просто сочинить маленький рассказ, но так, чтобы все слова начинались на одну букву.
(команды вытягивают листок с буквой, например О и Н)
Ведущий: Поскольку сегодняшний КВН посвящен русскому языку, писательское творчество наших команд посвящено непосредственно языку. Итак, “Посвящение части речи”
Ведущий: Конечно же, знать русский язык – это, прежде всего уметь грамотно читать и грамотно говорить. Следующий конкурс проверит именно такие умения наших команд. Итак, конкурс редакторов.
Задание: Найти и исправить ошибки в звучащей речи. Кто больше найдёт ошибок – раздать текст по одному экземпляру.
Ведущий: А теперь выправим речь письменную.
Конкурс корректоров.
Ведущий: Некоторые ребята считают, что правила орфографии знать вовсе не обязательно, что можно прожить и без них. Но если бы люди действительно отказались от этих правил, начался бы страшный беспорядок: не поняли бы друг друга. Вот, к примеру, маленький фрагмент диктанта одного мальчика. Попробуйте понять, что написано – смысл окажется понятным не сразу. (текст с диктантом раздаётся командам).
Ведущий: В центре нашего внимания – русский язык. Но мы проводим КВН, а это значит, что команды состязаются в ловкости, находчивости, быстроте. И следующий наш конкурс – конкурс быстрых.
Конкурс быстрых.
- Кто знает больше синонимов? (получаешь мячик – называешь синоним).
- Кто быстрее расположит фамилии учеников 6 “б” класса? (помните ли вы алфавит?)
- Кто быстрее справится с ребусами и чайнвордом? (важно не просто угадать слова, но произнести их с правильным ударением).
Важно не просто угадать слова, но произнести их с правильным ударением.
Ведущий: Запас русского языка богат и разнообразен. Он пополняется не только за счёт заимствований из других языков, но и за счёт образования новых слов. Новые слова как бы строятся из кирпичиков. Такими кирпичиками являются многочисленные: приставка, суффикс, корень. Сейчас вы попробуете в роли строителя.
Конкурс строителей
Кто больше построит слов с названными суффиксами и корнями:
1 команда - воз, - тель. 2 команда - ход, - ость.
Ведущий: Язык помогает нам не только понимать друг друга, но и быть вежливыми друг с другом. Существуют специальные речевые формы – т.е. вежливые слова, которые делают наше общение приятным. Это формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности и т. д. Следовательно, последний наш конкурс посвящён речевому этикету.
Конкурс артистов.
Хорошо ли мы знаем речевой этикет? Представить ситуацию с нарушением речевого этикета; противоположная команда должна найти и исправить все нарушения.
Задание командам:
- 1-е задание: тема “Телефонный разговор”.
- 2-е задание: тема “ Приём гостей в день рождения”
Ведущий: Сегодня мы о многом говорили, посвящая КВН русскому языку. И всё-таки за пределами нашего разговора осталось ещё очень много. Так мы совсем не коснулись истории языка. Впрочем, это не совсем так, потому что на память о КВНе вы получите весточки о ваших именах – об истории ваших имён. Имена русского языка в богатстве своём нерусского, иноязычного происхождения.
Примечание: Каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе. Разминка – по количеству правильно отвеченных вопросов.
Приложение
К конкурсу редакторов текст для редактирования.
Найдите и исправьте ошибки в тексте (ошибки в ударении, в образовании форм, в употреблении слов).
В пятницу мы пришли со школы, переодели школьную одежду и сразу же поехали до бабушки.
Бабушка нас ждала и была нам очень рада. Когда мы приехали, она была занята своим хозяйством: кормила курей, пропалывала щавель и свёклу. Мы помогали бабушке закончить работу, а потом все вместе отправились пить чай.
Чай пили с тортом и со сливовым вареньем. Наша бабушка печёт очень вкусные торты. Потом бабушка начала расспрашивать о наших успехах. Время пролетело незаметно. Пора было возвращаться домой.
Завтра мы обязательно позвоним нашей любимой бабушке.
К конкурсу корректоров.
(Исправьте ошибки в диктанте).
Мешки сложили в кучу навоз.
У неё в глазах груздь.
Моя сестра любит братца за любую работу.
Воду наливают в бочок.
Он не выходил из дома с утками.
В районе сегодня съест животноводов.
Наполеон сеял рожь.
Конкурс журналистов.
Домашнее задание – “заметка о нашем классе”
Задание: Написать небольшую заметку о классе, озаглавить её, можно взять интервью у одноклассников, у учителей, красочно оформить.
Конкурс художников и знатоков фразеологии.
“Фразеологизмы в рисунках”
Подготовить дома 3 рисунка к различным фразеологизмам. Противоположная команда должна по рисунку назвать значение, употребив этот фразеологизм в контексте, 1-я команда даёт оценку.
Конкурс писателей.
“Посвящение части речи”
Задание: Подготовить сказку, стихотворение, басню и т.д., посвященные той или иной части речи, изученной в 6-м классе.