Цели, задачи:
- развитие устойчивого интереса к информатике,
- развитие творческой активности учащихся,
- расширение связей с другими предметами,
- повторение и закрепление учебного материала по теме,
- воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, работать в коллективе, умения проигрывать.
Ход мероприятия
Вед1: Добрый день! Мы приветствуем Вас на интеллектуальной игре «Брейн-ринг»
Вед2: Сегодня 17 ноября 2007 года, суббота, московское время 1000
Вед1: Играют команды 10-Г класса.
Вед2: Представляем жюри, помощников и ведущих.
Вед1: Команды готовы?
Вед2: Начинаем с представления команд.
Это команды: «Копирейты», «Терабайты», «Процессоры», «Сканеры» (капитаны объясняют смысл названия команд)
Вед1: Напоминаем правила нашей игры:
Вы должны ответить на 10 вопросов (письменно), на обсуждение каждого вопроса – 1 минута. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков.
Вед2: Итак, начинаем!!!
1.
Вед1: Начинаем со стихов
(В это время выдают задания участникам, а ведущий читает вслух стихи)
Начало светлое весны.
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай...
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!
Вопрос: Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования, имеется в стихотворении? (Это могут быть так называемые «зарезервированные слова» этого языка, названия операторов, типов величин и т.д.)
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
Ответ: 9 слов без повторений: начало, массивы, присвоил, метки, строка, ложь, истин, пока
2.
Вед2: Второе задание связано со знанием иностранных языков, в частности английского
(В это время выдают задания участникам)
Вопрос: Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как «Мелкомягкая»? 1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри. Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ на экране, это фирме Microsoft.
3.
Вед1: Следующий вопрос связан с историей, с историей развития компьютерной техники.
(В это время выдают задания участникам)
Вопрос: Расположить приведенные названия носителей информации в хронологическом порядке их появления:
- Перфолента.
- Перфокарта.
- Оптический диск CD-ROM.
- Магнитный диск.
- Магнитная лента.
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри.
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ).
Правильный ответ: перфокарта, перфолента, магнитная лента, магнитный диск, оптический диск.
4.
Вед2: Вопрос называется «Им не жить друг без друга»
(В это время выдают задания участникам и ведущий читает вслух вопрос.)
Перед вами — две колонки слов и словосочетаний. Необходимо найти пары слов (по одному из каждой колонки), являющиеся синонимами
|
|
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ:
1. Винчестер – 5. Жесткий магнитный диск
2. Дискета – 9. Гибкий магнитный диск
3. Лазерный диск – 1. CD-ROM
4. Монитор - 10. Дисплей
5. ОЗУ- 2. RAM
6. Папка - 4. Каталог (директория)
7. Скроллинг - 7. Прокрутка
8. Флажок - 6. Переключатель
9. Форматирование - 3. Разметка
10. ЭВМ - 8. Компьютер
5.
Вед1: Конечно же, всем вам хорошо известна карточная игра «Веришь – не веришь». Давайте сыграем в нее. Мы, ведущие, будем задавать вам вопросы, а вы поднимаете соответствующую табличку. На обсуждение каждого вопроса -10 секунд
(Командам выдаются таблички со словами «ДА» - «НЕТ».)
Вед2:
Верите ли вы, что можно к материнской (системной) плате одного компьютера подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: да
Вед1:
Верите ли вы, что в Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: нет
Вед2:
Верите ли вы, что были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: да
Вед2:
4. Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: да
Вед1:
5. Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: да (файлы должны находится в разных каталогах)
Вед2:
6. Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: нет
Вед1:
7. Верите ли вы, что, кроме дискет диаметром 3,5 и 5,25 дюйма, ранее использовались дискеты диаметром 8 дюймов?
Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера
ответ: да
6.
Вед1:Ответ на следующий вопрос вы найдете в самом вопросе.
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины
Искомые термины — элементы компьютера
- Этот процесс орнитологи называют миграцией
- Потом они торжествовали и радовались, как дети
- Несмотря на это, его феска не раз падала с головы
- Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций
- По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол
- Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ: процессор, монитор, сканер, принтер, мышка, модем
7.
Вед2: Следующий вопрос связан с химией
Перед вами — таблица с двумя колонками, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся компьютеров или информатики, во второй — используемые в химии. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам, являющимся омонимами.
1. Число, определяющее систему счисления |
1. В виде ее, как правило, представлена периодическая система элементов Д.И. Менделеева |
2. Электронная |
2. Числовой указатель, ставящийся внизу буквы, входящей в математическое выражение или в запись состава какого-либо соединения |
3. Составная часть массива |
3. Sn |
4. Порядковый номер элемента массива |
4. Соединение, содержащее атом металла и одну или несколько гидроксильных трупп ОН |
5. Металл, используемый при пайке во время ремонта компьютеров |
5. Одно из основополагающих понятий химии |
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ: основание 1- 4, таблица 2 - 1, элемент 3 - 5, индекс 4-2, олово 5-3
8.
Вед1:
Следующий вопрос связан с русским языкомНиже приведены определения терминов-омонимов, используемых в информатике и при изучении русского языка. Назовите эти термины.
- В текстовом редакторе Microsoft Word так называется текст, набранный до нажатия клавиши ЕNTER . — В русском языке так называется "Красная" строка.
- Жаргонное название корневого каталога диска. — В русском языке так называется Основная, значимая часть слова.
- Программа, созданная для работы под управлением операционной системы Windows. В грамматике — определение, выраженное существительным.
- Совокупность правил записи символов в языке программирования. — В русском языке так называется раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
- Совокупность характеристик символа или абзаца в текстовом редакторе Microsoft Word. — В русском языке так называется Синоним слова слог (как совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей и идей).
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ: абзац, корень, приложение, синтаксис, стиль
9.
Вед2: Следующий вопрос связан с логикой.
Послушайте, пожалуйста, сказку:
"Когда-то в древности в дремучем муромском лесу из-под земли били десять источников мертвой воды. Из первых девяти источников мертвую воду мог взять каждый, но десятый источник находился в пещере Кощея Бессмертного, в которую никто, кроме самого Кощея, попасть не мог.
На вкус и цвет мертвая вода ничем не отличалась от обыкновенной. Однако если человек выпивал из какого-нибудь источника, он умирал. Спасти ею могло только одно: если он запивал ядом из источника, номер которого больше. Например, если он выпивал из седьмого источника {яд № 7), то ему надо было обязательно запить ядом № 8, № 9 или № 10 из соответствующих источников. Если же он выпивал не седьмой яд, а девятый, ему мог помочь только яд № 10. А если он сразу выпивал десятый яд, то ему уже ничто помочь не могло.
Чтобы извести Кощея Бессмертною, от которого страдали жители Муромского леса, Иванушка-дурачок вызвал ею на дуэль. Условия дуэли были такие: каждый приносит с собой кружку с жидкостью и дает ее выпить своему противнику. Кощей обрадовался: "Ура! Я дам яд № 10, Иванушка-дурачок не сможет спастись! А сам выпью яд, который Иванушка-дурачок мне принесет, запью его своим десятым и спасусь!"
В назначенный день оба противника встретились в условленном месте. Они честно обменялись кружками и выпили то, что в них было. Каковы же были радость и удивление обитателей Муромского леса, когда оказалось, что Кощей Бессмертный умер, а Иванушка-дурачок остался жив! Только Василиса Премудрая догадалась, как удалось Иванушке победить Кощея".
Попробуйте догадаться и вы. 1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри. Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)
ответ: В зависимости от того, когда выпит яд № 10, он может служить и ядом, и противоядием.
Так, если его принять после другого яда, то в результате будет не яд, а обыкновенная вода, т.е. можно остаться живым. Если же выпить его после обыкновенной воды (не являющейся ядом), то он подействует как яд.
Иванушка-дурачок перед дуэлью выпил яд из одного из источников, а потом яд № 10 как противоядие и в результате остался живым. Кощею же он дал кружку обыкновенной воды, после которой тот выпил яд № 10 и умер.
10.
Вед1: И в заключении давайте поиграем с вами в компьютерное лото.
перед вами буквы русского алфавита + несколько наиболее используемых букв. Ваша задача собрать как можно больше слов из этих букв. Слова выкладываете на столе и записываете на лист ответа.
1 минута на обсуждение
(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри
Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется, сколько слов собрали участники.)
Вед2: Внимание! Для подведения итогов слово предоставляется жюри;
зачитываются баллы, и объявляется победитель.
Вед1: Всем большое спасибо!
Вед2: До новых встреч!!!
Литература:
- Д.М. Златопольский Внеклассная работа по информатике. Газета «Информатика» №23 2004
- Д.М. Златопольский Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. Библиотечка «Первого сентября» Серия «Информатика» Выпуск 1 (7) Москва Чистые пруды 2006