Окружающий мир. 2-й класс. "Луна. Фазы луны"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1. Раскрыть связь и влияние Луны – естественного спутника планеты  Земля – на саму планету.

2. Развивать логическое мышление, память, коммуникативные навыки, умение организовывать себя на работу в группе из четырёх человек.

3. Воспитывать товарищество, настойчивость в работе.

Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир” Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков; рабочая тетрадь “Мы и окружающий мир” Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков; 3 альбомных листа, 3 фломастера; проектор; компьютер.

  1. Организационный момент.
  2. - Здравствуйте, ребята!

  3. Актуализация знаний.
  4. - Сегодня у нас в классе три космических экипажа. Каждый из которых состоит из четырёх человек. Все космонавты перед полётом сдают экзамен на профессиональную пригодность. Вы готовы?

    - Для быстрой и слаженной работы вам необходимо выбрать роли:

    1. Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).

    2. Регистратор (записывает результаты работы).

    3. Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу).

    4. Наблюдатель (оценивает баллами работу каждого члена группы, наивысший балл – 8).

    - Задание: Вспомните и запишите названия 9 планет Солнечной системы. – Для работы вам понадобятся альбомный лист и фломастеры.

    а) работа групп;

    б) доклады групп;

    в) коллективная проверка работы групп (Слайд 1. Приложение 1.).

    - Наблюдатели, не забудьте оценить работу членов группы.

  5. Постановка учебной задачи.
  6. Какое космическое тело мы сегодня посетим вы узнаете, если ответите на вопрос: - Как называется естественный спутник Земли? (Д.: Луна)

    (Слайд 2. Приложение 1.).

  7. Работа над новым материалом.
  8. - Объект нашего путешествия – Луна. Это самое близкое к Земле космическое тело. Поэтому она нам кажется по величине равной Солнцу. На самом деле она много меньше и Солнца, и Земли.

    Луна – естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты, делая один оборот за 29 с половиной суток (Слайд 3. Приложение 1.).

    Вместе с Землёй Луна несётся по орбите вокруг солнца (Слайд 4. Приложение 1.). Если посмотреть в телескоп Луна выглядит так: (Слайд 5. Приложение 1.).

    - Закройте глаза и представьте: ясная ночь, мы на улице, поднимаем голову вверх и … видим Луну. Какая она?

    - Откройте рабочие тетради на странице 48 и нарисуйте ту, Луну, которую вы себе представляли.

    - Какой формы Луну вы нарисовали? (Д.: Круглая, месяц…)

    - Сравните ваши рисунки с изображением на доске (Слайд 6. Приложение 1.).

    - Изменения формы Луны, которые мы видим с Земли, называются фазами Луны. Но они существуют только для нас, землян. На самой Луне никаких фаз нет. Солнце всегда освещает одну её половину. Но из-за движения Луны вокруг Земли мы только в полнолуние видим всю эту освещённую половину. В остальное время нашему взгляду доступна только какая-то её часть. А в новолуние мы не видим Луну вообще.

    - Какие движения совершает Земля? (Д.: Вокруг Солнца, вокруг своей оси) (Слайд 7. Приложение 1.)

    - Какие меры времени дало нам это движение Земли? (Д.: Сутки, год)

    - А какое движение совершает Луна? (Д.: Вокруг Земли) (Слайд 8. Приложение 1.)

    - Смена фаз Луны в течение 29 с половиной суток от новолуния до новолуния дала нам ещё одну меру времени. Её назвали вторым именем Луны – месяцем. За год Луна 12 раз меняет все свои фазы, поэтому в году 12… месяцев.

    Это явление помогло составить календари. Первые календари были лунные, их составили астрономы глубокой древности. Но когда учёные вычислили истинное число дней в солнечном году, оказалось, что лунный год с ним не совпадает. Однако некоторые страны до сих пор пользуются этими лунными календарями.

    До создания современного календаря прошло ещё очень много времени.

  9. Повторение пройденного.
  10. Работа в группах (роли остаются те же).

    - А сейчас игра для настоящих космонавтов, какой же экипаж самый дружный и быстрый?

    Задание: Распределить по группам небесные тела: 1-й ряд – спутники, 2-й ряд – планеты, 3-й ряд – звёзды.

    - Для работы вам понадобятся фломастеры и альбомные листы.

    - Внимание на доску! Небесные тела: Солнце, Земля, Луна, Юпитер, Полярная, Марс (Слайд 9. Приложение 1.).

    - Готовы? Начали!

    а) работа в группе;

    б) доклад групп;

    в) коллективная проверка работы групп (Слайд 10. Приложение 1.).

  11. Подведение итогов.
  12. - Сегодня на уроке мы говорили о естественном спутнике Земли – Луне.

    Что интересного вы узнали?

  13. Домашнее задание.

- Дома вы ещё раз прочитаете об этом небесном теле в рассказе “Хитрость Колумба” на странице 53-57.

- На следующем уроке мы продолжим разговор о Луне и Солнце.