Цель урока:
развитие эстетического отношения к жизни, воспитание интереса к цирковому искусству.
Задачи урока:
Образовательные. Расширить и углубить знания учащихся о роли художника в создании художественного образа клоуна. Усвоить элементарные сведения по выразительности грима клоуна и изучить последовательность работы. Зарисовка лица, выразительность мимики.
Воспитательные. Привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству. Направить внимание ученика на характерные черты грима клоуна, выражающие его внутренний мир, индивидуальные особенности, присущие только этому образу. Показать многообразие и значимость образов клоуна. Воспитывать самостоятельность и ответственность за выполняемую работу.
Развивающие. Научить при работе над портретом анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности. Развивать глазомер, твердость руки.
Оборудование урока
Зрительный ряд.
Детские работы, фотографии клоунов, репродукции работ художников: Жан Метцингер “Клоун с мандолиной”, Огюст Ренуар “Клоун в цирке”, Михаил Андреенко эскизы костюмов Улыбающегося клоуна, Печального клоуна к опере-балету “Миллионы Арлекино”, Кис ван Данген “Старый клоун”, Дайер Рейнольдс “Эммет Келли”.
Литературный ряд.
Отрывок из песенки Юлия Кима.
Музыкальный ряд.
Музыка из кинофильма “Цирк”
Материалы.
Гуашь, кисти, бумага формата А-4, тряпочка, баночка.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа
Ребята! Давайте вспомним один из жанров изобразительного искусства, а, именно, портрет. Портрет - один из сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие художники оставили нам портреты своих современников, образы людей, разных национальностей, профессий, разного возраста. Портреты помогают нам почувствовать характер человека, его настроение в данное время.
Ребята! А как вы думаете, кто самые смешные и добрые люди на свете? Конечно –клоуны. Они всегда были любимцами народа. Они умели не только смешить, но и часто говорили вслух то, о чем другие люди даже боялись думать. Профессия клоуна очень благородна, ибо артист получает высшую награду от зрителей – это смех, улыбки и аплодисменты.
III. Объяснение нового материала
Перед вами портреты разных клоунов. (Преподаватель показывает репродукции).
Огюст Ренуар “Клоун в цирке”
Жан Метцингер “Клоун с мандолиной”
Михаил Андреенко. Эскизы костюмов
Улыбающегося клоуна, Печального клоуна к опере-балету “Миллионы Арлекино”
Кис ван Данген “Старый клоун”
Дайер Рейнольдс “Эммет Келли”
Все работы отличаются точностью характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств при изображение клоунов. Обратите внимание на применяемые при этом разных выразительных средств. Тщательно продуманы, поза, поворот головы, взгляд и жест, большое значение придается деталям костюма и интерьера.
Клоуны смешат людей, но бывают и так, что в жизни клоун очень грустный человек, и эту грусть мы всегда заметим в его глазах. Наверно, очень непросто каждый день быть веселым и озорным.
Послушаете строчки из песенки Юлия Кима:
Давайте поля сражений
Мы превратим в один манеж
Для представлений,
Я выйду на середину
И вы, как дети, смейтесь,
Смейтесь надо мной…
Сегодня на уроке вам предстоит нарисовать портрет клоуна. Располагать лицо будем в анфас (спереди). Посмотрите, как с этим справились ваши сверстники. (Преподаватель демонстрирует работы учащихся 3-х классов по теме).
Рисуя портрет клоуна, мы рисуем не игрушку-клоуна, а портрет человека в гриме.
Грим - это искусство изменения внешности артиста путем наложения специальных красок, пластических и волосяных наклеек на лицо, парика в соответствии с задуманным сценическим образом. Грим применяется в комических номерах и цирковых постановках, в которых имеются характерные роли. (Преподаватель показывает фотографии клоунов).
IV. Практическая работа
Рисуйте крупно по пояс. Быстро, смешивая краски сразу на листе делаем подмалевок лица (белила, алая красная, желтая темная). Пока подмалевок лица подсыхает, рисуем шею, яркую одежду. По просохшему подмалевку делается разметка пропорций лица. Тонкой кистью (коричневой или черной краской) рисуются, контурно, глаза, веки, брови, нос. Возвращаемся к прорисовке глаз, рисуем радужную оболочку. Пока радужная оболочка подсыхает, рисуем губы.
А вот теперь начинаем накладывать грим на нашего клоуна. Грим - дело очень серьезное. Если клоуну грустно, то кончики губ у него опущены вниз, а если клоун улыбается , то кончики губ приподняты. “Большие (подведенные) глаза делают взгляд наивным. А раскосые, удлиненные - томным. Брови “домиком” означают постоянное удивление, полукруглые (аркой) – придают лицу добродушное выражение, прямые, тонкие – подчеркивают злость.”
Почти всегда клоуны надевают бутафорские носы. Носы бывают разной формы: то круглого до вытянутого.
Клоуны используют в гриме не только большие носы, но и огромные уши.
Далее широкой кистью прорисовываем волосы (парик). А теперь рисуем черный зрачок и раскрашиваем белой краской белки глаз. После того как высохнет зрачок, не забудем на границу зрачка и радужной оболочки поставить белой краской блик. Не забудем также нарисовать нашему клоуну смешную шапочку или колпачок.
V. Подведение итогов. Анализ работ учащихся
После выполнения задания учащиеся свои работы выставляют на просмотр. На просмотре дети сами выбирают лучшие рисунки, обсуждают, что не получилось.
Преподаватель комментирует работы учащихся.
VI. Домашнее задание
Список использованной литературы
1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского, Москва, “Просвещение”, 2005.
2. Энциклопедия для детей и родителей мир цирка. Москва, “Кладезь”, 1995.