Экологическое представление "Хотим сказать всем…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • воспитание любви к природе;
  • показать неразрывную связь человека с природой;
  • на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;
  • помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
  • воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением животных;
  • аудиозапись «Голоса птиц в природе»; «Вальс цветов».
  • картинки-знаки.
  • цветная бумага, клей.
  • видеофильм «Они просят о помощи»

Ход занятия

Приветствие.

Дети в разноцветных перчатках с поднятыми вверх руками изображают дерево. Звучит тихая музыка. Дети читают стихи.

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!

(все садятся группами)

Ведущий.

Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.

(стук в дверь, передают письма)

- Ребята, кто-то просит нас о помощи. Вот письмо №1. Вскроем конверт. Здесь какая-то мозаика. Мы разделились на 4 зеленые группы друзей природы. Собрав мозаику на столе, вы узнаете, кто просит вас о помощи. (каждая группа детей коллективно собирает мозаику) (Приложение 2)

  • 1 группа – деревья.
  • 2 группа – птицы.
  • 3 группа – звери.
  • 4 группа – цветы.

- Интересно, что в следующем письме.(№2)

Отгадайте, кто его прислал?

Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(лес)

- Вот вам первое задание. Собери и прочитай просьбы леса.

(на отдельных листочках слова)

Дети собирают слова в предложения, наклеивают их на лист.

  1. Не разжигайте костры в лесу. (1 группа)
  2. Не разрушайте муравейники. (2 группа)
  3. Не шумите в лесу. (3 группа)
  4. Не ломайте деревья. (4 группа)

Ведущий.

Леса – это большие участки, занятые деревьями и кустарниками. В Москве это лесопарки. Прочитайте названия самых крупных. (на доске)

  • Битцевский.
  • Измайловский.
  • Серебряный бор.
  • Кузьминки.

- Какой лесопарк находится в ЮЗАО?

- Какие деревья наиболее распространены в этих лесопарках, вы узнаете, разгадав загадки.

(по мере отгадывания ведущий выставляет иллюстрации с изображением деревьев)

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие
Под тучами летучими. (ели)

Стоит столб до небес,
А на нем шатер – навес,
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый. (сосна)

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.
Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)

Ведущий.

А вот следующее письмо (№3) музыкальное. Кто написал его?

«Вальс цветов». Исполняют девочки группы «Цветы».

- Как вы думаете, почему и цветы написали нам жалобное письмо?

Здесь – письма-задачи. Прочитайте письма, восстановите пропуски.

  1. В городе насчитывается 1120 видов растений, а в лесу 1628. Следовательно, городской житель не может созерцать …….. видов растений.
  2. Если каждый из 700 учеников нашей школы подарит бабушке букетик из 3 ландышей, то с лица земли исчезнут ….. этих растений.
  3. Нектаром одного цветка медуницы питаются 18 шмелей. Если истребить 30 растений, то лес покинут ….. этих полезных насекомых.
  4. Если каждый из 700 учеников нашей школы подарит маме маленький букет из 5 подснежников, то с лица Земли исчезнут …… этих растений.

- Какой вывод сделаем?

(1 ученик читает)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Ведущий.

- Вот письмо №4.

Только здесь не слова, а какие-то знаки.

(ведущий развешивает на доску картинки-знаки)

- Кто мог прислать?

Попробуйте рассказать, почему жалуются птицы?

Блиц-опрос для команд.

  1. Синица весит 20 граммов. За сутки она съедает 50г пищи. На сколько это больше её собственного веса? Сколько граммов пищи съедает синица за неделю?
  2. Перепёлка за лето успевает вырастить потомство дважды по 15 птенцов. Сколько птенцов вырастает за лето? А за два года?
  3. Скворцы ежедневно прилетают с кормом к гнезду 200 раз. За один раз приносят по 4 личинки. Сколько личинок приносят они за один день? А за неделю?
  4. Взрослая кукушка может съесть за 1 час 100 гусениц. Сколько гусениц может съесть кукушка за 1ч. 30 мин. А за 120 минут?

(музыкальная пауза от группы «Птицы» - гимнастический этюд «Птица»)

- Чем вы можете помочь птицам?

В награду за вашу заботу птицы порадуют вас весной своими песнями, спасут сады и огороды от вредителей. (звучит а/запись «Голоса птиц»)

Письмо №5

Ребус. На рисунке две двери. Д=З

Кто написал это письмо? (звери)

- Разгадав кроссворд, вы узнаете, с какой просьбой они к нам обращаются.

  1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас их общая численность 700 тыс. голов. (соболь)
  2. Владыка Арктики. (белый медведь)
  3.  Представители группы диких быков. Питаются травой, листьями, ветками. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека. Внесены в Красную книгу. (зубры)
  4. Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
     
  5. Ребус. (тигр)
  6. Посмотрите-ка, какая – вся горит, как золотая.
    Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (лиса)

-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ)

Предлагаю просмотреть видеофрагмент о жизни животных.

Итогом нашего занятия будет совместная работа – изготовление панно для украшения школьного коридора. В технике оригами каждая группа выполнит изделие. Каждая группа получает технологическую карту. (Приложение 1)

(Дети под музыку работают)

  • 1группа – подснежники
  • 2группа- птицы
  • 3группа – деревья
  • 4группа – звери

После окончания работы по одному человеку от группы оформляют панно.

-Как назовём нашу работу?

«Пробуждение»

Чтение детьми стихотворения

Б. Заходера «Про всех на свете».

Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.