Цели занятия:
- воспитание любви к природе;
- показать неразрывную связь человека с природой;
- на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;
- помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
- воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением животных;
- аудиозапись «Голоса птиц в природе»; «Вальс цветов».
- картинки-знаки.
- цветная бумага, клей.
- видеофильм «Они просят о помощи»
Ход занятия
Приветствие.
Дети в разноцветных перчатках с поднятыми вверх руками изображают дерево. Звучит тихая музыка. Дети читают стихи.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
(все садятся группами)
Ведущий.
Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.
(стук в дверь, передают письма)
- Ребята, кто-то просит нас о помощи. Вот письмо №1. Вскроем конверт. Здесь какая-то мозаика. Мы разделились на 4 зеленые группы друзей природы. Собрав мозаику на столе, вы узнаете, кто просит вас о помощи. (каждая группа детей коллективно собирает мозаику) (Приложение 2)
- 1 группа – деревья.
- 2 группа – птицы.
- 3 группа – звери.
- 4 группа – цветы.
- Интересно, что в следующем письме.(№2)
Отгадайте, кто его прислал?
Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
(лес)
- Вот вам первое задание. Собери и прочитай просьбы леса.
(на отдельных листочках слова)
Дети собирают слова в предложения, наклеивают их на лист.
- Не разжигайте костры в лесу. (1 группа)
- Не разрушайте муравейники. (2 группа)
- Не шумите в лесу. (3 группа)
- Не ломайте деревья. (4 группа)
Ведущий.
Леса – это большие участки, занятые деревьями и кустарниками. В Москве это лесопарки. Прочитайте названия самых крупных. (на доске)
- Битцевский.
- Какой лесопарк находится в ЮЗАО?
- Какие деревья наиболее распространены в этих лесопарках, вы узнаете, разгадав загадки.
(по мере отгадывания ведущий выставляет иллюстрации с изображением деревьев)
Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие
Под тучами летучими. (ели)Стоит столб до небес,
А на нем шатер – навес,
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый. (сосна)
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.
Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)
Ведущий.
А вот следующее письмо (№3) музыкальное. Кто написал его?
«Вальс цветов». Исполняют девочки группы «Цветы».
- Как вы думаете, почему и цветы написали нам жалобное письмо?
Здесь – письма-задачи. Прочитайте письма, восстановите пропуски.
- В городе насчитывается 1120 видов растений, а в лесу 1628. Следовательно, городской житель не может созерцать …….. видов растений.
- Если каждый из 700 учеников нашей школы подарит бабушке букетик из 3 ландышей, то с лица земли исчезнут ….. этих растений.
- Нектаром одного цветка медуницы питаются 18 шмелей. Если истребить 30 растений, то лес покинут ….. этих полезных насекомых.
- Если каждый из 700 учеников нашей школы подарит маме маленький букет из 5 подснежников, то с лица Земли исчезнут …… этих растений.
- Какой вывод сделаем?
(1 ученик читает)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Ведущий.
- Вот письмо №4.
Только здесь не слова, а какие-то знаки.
(ведущий развешивает на доску картинки-знаки)
- Кто мог прислать?
Попробуйте рассказать, почему жалуются птицы?
Блиц-опрос для команд.
- Синица весит 20 граммов. За сутки она съедает 50г пищи. На сколько это больше её собственного веса? Сколько граммов пищи съедает синица за неделю?
- Перепёлка за лето успевает вырастить потомство дважды по 15 птенцов. Сколько птенцов вырастает за лето? А за два года?
- Скворцы ежедневно прилетают с кормом к гнезду 200 раз. За один раз приносят по 4 личинки. Сколько личинок приносят они за один день? А за неделю?
- Взрослая кукушка может съесть за 1 час 100 гусениц. Сколько гусениц может съесть кукушка за 1ч. 30 мин. А за 120 минут?
(музыкальная пауза от группы «Птицы» - гимнастический этюд «Птица»)
- Чем вы можете помочь птицам?
В награду за вашу заботу птицы порадуют вас весной своими песнями, спасут сады и огороды от вредителей. (звучит а/запись «Голоса птиц»)
Письмо №5
Ребус. На рисунке две двери. Д=З
Кто написал это письмо? (звери)
- Разгадав кроссворд, вы узнаете, с какой просьбой они к нам обращаются.
- Очень ценный пушной зверек. Был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас их общая численность 700 тыс. голов. (соболь)
- Владыка Арктики. (белый медведь)
- Представители группы диких быков. Питаются травой, листьями, ветками. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека. Внесены в Красную книгу. (зубры)
- Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
- Ребус. (тигр)
- Посмотрите-ка, какая – вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (лиса)
-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ)
Предлагаю просмотреть видеофрагмент о жизни животных.
Итогом нашего занятия будет совместная работа – изготовление панно для украшения школьного коридора. В технике оригами каждая группа выполнит изделие. Каждая группа получает технологическую карту. (Приложение 1)
(Дети под музыку работают)
- 1группа – подснежники
- 2группа- птицы
- 3группа – деревья
- 4группа – звери
После окончания работы по одному человеку от группы оформляют панно.
-Как назовём нашу работу?
«Пробуждение»
Чтение детьми стихотворения
Б. Заходера «Про всех на свете».
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.