"Шутка в музыке" (3-я четверть) 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель: Передача положительного духовного опыта поколений на примере музыки И.С.Баха

Задачи:

  1. Воздействовать на чувства, эмоции обучающихся через восприятие художественных и музыкальных образов (почувствовать шутливый характер в музыке, передать шутку в своем исполнении).
  2. Проследить связь времен и народов, общность культурного наследия.
  3. Создать творческую атмосферу, побудить в детях желание “Оставить свой след на земле”.

Оборудование:

  • аудио записи “Шутка” И.С. Бах инструментальное исполнение, вокальное “Свингл Сингерз”, “Органная фуга” И.С. Бах; портрет И.С. Баха;
  • плакат с изображением Петра I; иллюстрации; указы Петра I;
  • текст песни “Шуточная песня строителей петровского флота” А. Городницкого; “Хрестоматия по этике” В.А. Сухомлинского.

Ход урока

“Музыка – величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать”.

Древнегреческие философы.

Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времен, и по сей день. Сегодня на уроке совершим небольшое музыкальное путешествие в прошлое двух стран.

В чем же заключается сила музыки, способная воздействовать на человека?

- Красота и правда.

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха,
Красота и в природе, и в нас,
Звук и отзвук – стократное эхо.
Красота не стареет, о нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты навсегда остается.
Красота, доброта, вот в чем суть,
И, считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

- Как вы понимаете эти строчки?

Чтение рассказа В.А. Сухомлинского “Какой след должен оставить человек на замле?”

Хорошо, если человек чувствует и понимает красоту, но важно еще и самому создать что-то, оставить потомкам. И тогда жизнь твоя не канет в небытие, о тебе будут помнить по твоим делам.

Человек, о котором пойдет речь на нашем уроке, жил более двухсот лет назад, на рубеже XVII-XVIII веков (1688-1750 гг.), однако, его знают и в наше время, так как жива его музыка. - Кто же это? (звучит “Органная фуга”)

- Иоганн Себастьян Бах!

- Как вы определили?

- Звучит величественный орган, любимый инструмент композитора, полифонический склад письма, фуга.

Писатель описывает человека словами, а композитор музыкой. Представим, что это музыкальная характеристика человека.

- Опишите его. Слушание “Шутки” из сюиты №2 И.С. Баха.

- Человек – веселый, беззаботный, озорной, шутливый

- Может ли быть таким человек на самом деле, или композитор его придумал сам?

- Конечно такими люди могут быть на самом деле. Все эти черты важны в жизни. Пошутить, улыбнуться должен уметь каждый человек, иначе он будет скучен, а скучные люди всегда всем в тягость. Шутить надо во время, и шутки не должны быть глупыми и грубыми. Во время произнесенная хорошая умная шутка доставляет людям удовольствие, поднимает их настроение и в этом заключена ее добрая роль в жизни.

И.С. Бах работал в Храме и создавал, прежде всего, церковную музыку. И, как ни удивительно, это произведение написано тоже по строгим классическим законам для службы в церкви (в основе – Григорианский хорал), но стоило исполнить его в быстром темпе, как степенные интонации стали шутливыми и озорными. Этот прием И.С.Бах позаимствовал у своих учеников.

- Какое название вы бы дали пьесе?

- “Веселый концерт”, “Праздник”, “Шуточный диалог”…

- Композитор назвал свое произведение просто “Шутка”. Ведь шутка притягивает всех, независимо от пола, возраста и положения в обществе.

Это “Шутка” из сюиты №2 для флейты и струнных.

Сюита (от франц. Вереница, последовательность, чередование) – сочинение из нескольких частей (4 и более), близких по характеру, чаще танцевального характера.

Близкое по звучанию слово “Свита”. Как в королевской свите придворные следуют друг за другом, так в музыкальной сюите следуют друг за другом музыкальные пьесы. Каждый отдельно взятый придворный – вполне самостоятельная личность, его можно вывести из общего ряда, что бы поинтересоваться, что он собой представляет. Каждая часть сюиты – вполне самостоятельная пьеса, со своим “музыкальным лицом” (названием). Ее тоже можно отделить от других и с интересом послушать.

Баховская сюита состоит из семи частей:

  1. Увертюра
  2. Рондо
  3. Сарабанда
  4. Буре
  5. Полонез
  6. Менуэт
  7. Шутка

Отмечаем красоту музыки, выразительность интонаций, их лаконичность.

Давайте же еще раз прикоснемся слухом к неповторимой красоте и почувствуем шутку внутри себя. (Звучит “Шутка” в исполнении ансамбля “Свингл Сингерз”).

- Что-то изменилось?

- Изменилось исполнение. Было инструментальное (соло флейта), стало – вокальное, как вокализ, инструменты заменили человеческие голоса.

Напевность, мелодичность пьесы покорила сердца слушателей своей незаурядностью, красотой, изяществом. Так, что захотелось не просто сыграть ее, а именно спеть! Баховская шутка очень красиво и непосредственно звучит в вокальном исполнении. Забавное звучание голосов подчеркивает характер пьесы.

Переложение обогатило произведение, дало ему вторую жизнь и как бы связало эпохи.

А теперь перенесемся в это же время в Россию. Страной правит великий русский государь царь Петр I. Из всех родов музыки любил только церковное пение. Был у Петра и свой придворный певческий хор, восхищавший своими голосами иностранцев. Один из них писал, что особенно “великолепны басы”, которые “в России лучше и сильнее, чем где-либо. У здешних басистов голоса так же чисты и глубоки, как звуки органа...” По воскресеньям и праздникам царь пел вместе с певчими в церкви. Некоторые из них, обратив на себя внимание государя стройными голосами, выходили в знатные люди, например дьякон Василий Титов.

Однажды, когда царь Петр был за границей, знатные принцессы устроили в честь его ужин. Молодой царь никогда еще не был в европейском свете и поначалу очень растерялся. В танцах же удивил легкостью шага. А ведь он был ростом велик и телом дороден.

- О, герр Питер, вы так хорошо танцуете! Вы, наверное любите развлечения?

- Да нет, - делая замысловатое па, прямодушно отвечал царь. – Плавать по морям, строить корабли – это мое дело. Вот, посмотрите. И царь, растопырив пальцы, показал свои мозолистые руки. – Люблю работу дельную!

Фрейлина скривила губки, но ответить что-либо не решилась.

Вот таким и рисует нам история образ Петра Великого. Великого, и в то же время простого человека, который ценил людей не по чинам, а по делам.

Наш композитор современник, бард, Александр Городницкий обращает свой взор ко времени, когда создавался петровский флот, композитор проникся духом того времени, и родилась песня.

Слушание. Песня звучит в исполнении учителя.

“Шуточная песня строителей петровского флота” А. Городницкий

Мы народ артельный -
Дружим с топором, -
В роще корабельной
Сосны подберем.

Припев:

Православный, глянь-ка
С берега, народ,
Погляди, как Ванька
По морю плывет.

Осенюсь с зарею
Знаменьем Христа,
Высмолю смолою
Крепкие борта.

Припев:

Православный, глянь-ка
С берега, народ,
Погляди, как Ванька
По морю плывет.

Тешилась над нами
Барская лоза,
Били нас кнутами,
Брали в железа.

Припев:

Ты, боярин, глянь-ка
Разевая рот,
Как холоп твой Ванька
По морю плывет.

Море – наша сила,
Море – наша жисть.
Веселись, Россия,
Швеция – держись!

Припев:

Иноземный, глянь-ка
С берега народ:
Мимо русский Ванька
По морю плывет!

- Серьезная ли песня?

- Характер – разухабистый, удалой.

Тяжело строился петровский флот.

- Кто строил?

- Постой народ, крепостной. Самое распространенное русское имя – Иван.

Петр I открывает навигационную школу и издает указ: “Брать в учение всех добровольно хотящих, из разных сословий, лишь бы были башковиты”. Другой указ: “Детей принимать разного чину, которые придут сюда с охотой”.

И вот, простой русский Ванька, которого били кнутами, заковывали в кандалы, утер нос всем: православным, боярам, иноземцам. Он по морю плывет, а они на берегу!

Устаревшие слова:

Артель – группа ремесленников

Роща корабельная – деревья пригодные для строительства кораблей

Осенюсь с зарею знаменьем Христа – перекрещусь перед работой

Лоза – прут для наказания

Брали в железа – заковывали в кандалы

Жисть – жизнь

Вокально-хоровая работа строится по фразам.

Обратить внимание на четкость произношения текста, опору на согласные звуки, чистоту интонирования. Песню лучше исполнять в d-moll. Работа над песней выстраивается как единая линия через все куплеты. Кульминация – 5 куплет.

Составление исполнительского плана. Исполнение песни в образе: подвижно, с удалью.

Обобщение:

Есть ли что-то общее между музыкальными произведениями, прозвучавшими на уроке?

- Шутливый характер

Сегодня мы познакомились с музыкальным наследием И.С. Баха, поговорили о делах и заслугах Петра великого, улыбнулись с песней А. Городницкого. Эти люди оставили свой след на земле. Я надеюсь, что урок оставит отклик в вашей душе и вы задумаетесь над тем, какой след оставите вы на земле.

Выход с урока под мелодию песни А.Городницкого.

Список использованной литературы:

  1. “Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками” Э. Финкельштейн Издательство “Советский композитор” Ленинград 1991 год.
  2. “Хрестоматия по этике” В.А.Сухомлинский Издательство Москва “Педагогика” 1990 год.
  3. “Энциклопедия юных музыкантов” Издательство Санкт – Петербург “Диамант” “Золотой век” 1996 год.
  4. “Музыкальная азбука для детей” Е. Гульянц издательство Москва “Аквариум” 1997 год.
  5. Программа “Музыка 1-8 классы” Под руководством Д.Б. Кабалевского Издательство Москва “Просвещение” 2006 год.