Тип урока: комбинированный закрепляющий урок.
Оборудование: компьютеры, проектор, тест, раздаточный материал, географический атлас ЯНАО.
Цели урока:
- повторение и закрепление знаний по теме;
- формирование навыков записи арифметических выражений в виде пригодном для обработки компьютером;
- отработать навыки построения арифметических выражений;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером;
- формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Задачи урока:
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
2. Учебная – углубление, закрепление и систематизация знаний по теме.
3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
План урока.
1.Подготовительный этап.
2.Сообщение цели и темы.
3. Повторение теоретического материала.
3.1. Задаются два общих вопроса обеим командам.
3.2. Задаются три вопроса каждой команде.
4. Выполнение практических упражнений.
4.1. Установить соответствие между записями
функции на математическом и на языке Бейсик.
4.2. Повторение функции RND.
4.3. Работа на доске. (Каждая команда выполняет по 5
задании на доске).
4.4. Самостоятельная работа по вариантам. Работа
на компьютерах в среде программирования Qbasic.
5. Оценивание.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итога.
Ход урока.
I. Подготовительный этап. Группа делится на две подгруппы.
II. Сообщение цели и темы урока.
III. Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос.
Общий: 1) Запишите на лист знаки арифметических операций и поднимите его. (Команда выполнившая задание правильно – получает 5 баллов, а вторая – 3 балла). (^,*,/,+,-)
Общий: 2) Запишите на лист знаки операций отношений и поднимите его. (Команда выполнившая задание правильно – получает 5 баллов, а вторая –3 балла). (>,<,>=,<=,=.<>)
Вопросы командам:
1 команде: 3) Какое выражение называется простым? (Простым выражением называется константа, переменная, встроенная функция или набор функции).
2 команде: 4) Что такое константа? (Константой является уже заданная величина, которая не меняет своего значения, проще сказать, числовое выражение).
1 команде: 5) Что такое переменная? (Переменной является величина, которая может менять свое значение, проще сказать, в нашем случае это имя ячейки).
2 команде: 6) А что значит функция встроена? (Это значит, что способы вычисления значений функции заложены в постоянную память компьютера, а пользователю достаточно знать наименование соответствующей функции).
1 команде: 7) Назовите правила записи арифметических выражений на языке Бейсик.
(1 – запись выражения осуществляется в одну строку, в так называемую линейную запись без надстрочных и подстрочных знаков; 2 – нельзя опускать знаки операции, например, вместо 4а надо писать 4*а; 3 – аргументы функции записываются в круглых скобках)
2 команде: 8) Назовите приоритетность операции при вычислении значений выражений (1 – вычисляются значения функций; 2 – возводится степень; 3 – умножение и деление; 4 – сложение и вычитание)
1. Практическое задание. Определение расстояния по карте. (Задания на листах)
1 команде: Определить и сообщить нам расстояние от Нового Уренгоя до Салехарда, Коротчаево, Аксарки, Тарко-Сале, Муравленко.
2 команде: Определить и сообщить нам расстояние от Нового Уренгоя до Ноябрьска, Надыма, Обской губы, Пуровска, Губкинского.
2. Выполнение практических упражнений.
(Каждому ученику раздается листок с заданием).
- Установите соответствие между записями функции на математическом и на языке Бейсик.
3. Число из какого интервала будет выведено на экран после выполнения команды?
1 команде: ?RND
2 команде: ?RND*10
1 команде: ?RND*(50-20)+20
2 команде: ?INT(RND*(80-30)+30)
4. По одному члену из команды выйти к доске и записать выражения на языке Бейсик.
Остальные члены команд записывают в тетрадях.
1 команда.
1. a) (0,1275+2sin+2;
b).
2. Записать на языке обычных математических обозначений:
(4*A^(-2))/LOG(ABS(X))
2 команда.
1. а) ;
b)
2. Записать на языке обычных математических обозначений:
ABS(X-Y)/(1+X)^(A^2)
( Подводится итог работы команд.)
5. Новые операции.
5.1. Сейчас мы с вами познакомимся ещё с двумя операциями. Какие это операции и что является результатом их выполнения, скажете мне вы. Для этого садимся за компьютеры, соблюдая правила посадки, и набираем примеры на листе.
- ?19\4
- ?15\6
- ?7\3
- ?19.57\3.32
- ?15.3\6.4
- ? 7.8\3.2
– Итак, посмотрев результат первого столбика, какой можно сделать вывод?
– А по результатам второго столбика?
(Запись в тетради: \ – знак целочисленного деления.)
5.2. Набираем следующие примеры: делаем вывод.
1.? FIX(10.51); 2.?FIX(-10.22)
Итак, к какому выводу пришли?
(Запись в тетради: FIX – отбрасывает дробную часть числа, оставляя целую).
5.3. Знак этой операции – слово MOD.
Что же является результатом выполнения этой операции?
- ? 19 mod 4
- ? 15 mod 6
- ? 7 mod 3
- ?19.57 mod 3.32
- ?15.3 mod 6.4
- ?7.8 mod 3.2
Читается “a по модулю b”
(Запись в тетради: a mod b – выдает остаток от деления a на b).
Задача. Используя функции FIX и MOD, получите на экране число единиц, десятков и сотен числа 345.
Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант 1.
1. В каких единицах задается аргумент для функции COS?
а) в градусах;
б) в секундах;
в) в радианах;
г) в любых;
2. Чему равно значение выражения –ABS (- SQR(81))?
а) 9; б) -9; в) 81; г) -81.
3. Число из какого интервала будет выведено на экран после выполнения команды
? INT(RND*(45-15)+15)?
а) [1;45]; б) [ 1;15]; в) [15; 45]; г) [0; 15].
4. Чему равно значение функции INT(SQR(41)) + ABS( -2-(18 mod 2))?
а) 8; б) -8; в) 41; г)-41.
5. Вычислите в среде программирования Бейсик:
a) sin3cos4;
b) (;
c) ;
d) ;
6. Дополнительное задание.
Вычислите значения выражении:
а) F=0,23x+; a=12,7; b=0,05; x=1.
b) G=–; a=-0,03; b=12;6; x=0,5; y=2.
Вариант 2.
1. Что вычисляет функция SGN?
а) остаток от деления;
б) модуль числа;
в) квадратный корень;
г) определяет знак числа.
2.Чему равно значение выражение –ABS(-SQR(4))?
а)2; б)-2; в)4; г)-4.
3.Число из какого интервала будет выведено на экран после выполнения команды ?INT(RND*(23-65)+23) ?
а)[1;23]; б)[1;65]; в)[0;23]; д)[23;65].
4. Чему равно значение функции INT(SQR(53))+ABS(-6-(20 mod 10))?
a)6; б)13; в)53; г)-6
5. Вычислите в среде программирование Бейсик:
a);
b);
c);
d) tg300 .
6. Дополнительное задание
Вычислите значения выражении:
H=1,2a=0,07; b=2,02; x=0,5
Z=2 ex ; a=-0,03; b=10; x=2.
Оценивание.
Домашнее задание. Пользуясь правилами записи арифметических выражений на Бейсик, распишите следующие формулы:
а) б) в)
Итог урока. Сегодня мы с вами закрепили тему “Стандартные функции языка программирования Бейсик”. Надеюсь в дальнейшем, когда мы уже будем составлять программы, у вас не будет проблем с записями выражении на языке программирования.