Цель: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах их решений.
Задачи:
- Развивать логическое мышление и математическую речь.
- Развивать интерес к математике.
- Ввести учащихся в современный деловой мир.
- Воспитывать чувство поддержки и ответственности за своих товарищей.
- Внедрение мультимедийных технологии в учебный процесс.
Форма проведения: игра “Математик-бизнесмен”
Оборудование: карточки- задания, “Правила игры”
Ход урока.
I. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Одна из важнейших тем математики - это уравнения. Начиная с начальных классов рассматриваются самые разнообразные уравнения. Мы с вами изучали линейные уравнения, дробно- рациональные уравнения. Для всех, уже умевших решать эти уравнения, желанным было бы решать уравнения 3-ей степени и выше. Сегодня рассмотрим некоторые методы решения уравнений высших степеней. Урок проведем в форме игры “Математик- бизнесмен”. Для этого класс разбиваем на 4 группы. Каждая группа представляет финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет денежные расчеты и наращивает “капитал”. Каждая команда объявляет название банка, называет управляющего банком и наблюдателя. Управляющий банком представляет членов банка.
- Слово предоставляется ученикам.
Названия банков:
- “Альфа- банк”
- “Плюс-банк”
- “Би-банк”
- “Омега-банк”
Учитель: Ознакомимся с правилами игры.
- Каждый банк получает стартовый капитал в размере 10 тыс. рублей.
- Каждый банк имеет наблюдателя, который заносит результаты всех видов работы каждого члена правления банка в таблицу. Таблицы наблюдателей лежат на столах, где указаны все виды работ.
- Выигрывает тот банк, который набрал наибольшее количество денег.
II. Ход игры.
1. Домашнее задание.
Учитель: Вам было задано на дом задание – работать со словарем и выяснить значения слов: банк, кредит, капитал, банкир.
Ожидаемый ответ учащихся:
Банк – крупное финансово-кредитное учреждение.
Кредит – предоставление в долг товаров или денег.
Капитал – стоимость, которая в результате ее использования дает прибыль.
Банкир – банковский делец, владелец или крупный акционер банка.
За каждый правильный ответ член правления банка получает 2000 рублей. Наблюдатели заносят результаты в таблицу, отмечая при этом фамилии отвечающих.
Учитель: проверим надежность вашего партнера. Для этого вы должны ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ дается 3000 рублей.
2. Взаимопроверка.
а) что такое целое уравнение? (Левая и правая части уравнения-целые выражения)
б) Что такое степень уравнения? (P(x)=0, где P(x)- многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения).
в) Что такое биквадратное уравнение? (Уравнение четвертой степени, имеющее вид )
г) Методы решения целых уравнений? (Введение новой переменной, разложение на множители, группировка слагаемых, графический)
д) Сколько корней может иметь уравнение первой степени? (один корень при )
е) Сколько корней может иметь уравнение второй степени? (Зависит от дискриминанта, если D>0, то два корня, если D=0,то один корень, если D<0, то нет корней)
ж) Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство)
Наблюдатели заносят результаты в таблицу, отмечая при этом фамилии отвечающих.
3. Математический диктант. Теперь проверим, может ли ученик быть членом правления банка.
Задания:
Какова степень уравнения?
Ответ: 5
Решение уравнения.
Ответ: 3
Сколько корней имеет уравнение?
Ответ: 0
Какие из чисел 1; 0; -4 являются корнями уравнения?
Ответ: 1
На доске:
0 | 3 | 5 | 1 |
е | и | в | т |
Шифр:
5 | 3 | 0 | 1 |
в | и | е | т |
Ответ: Виет.
Тот, у кого в ответе получится фамилия математика Виет, получает 4000 рублей.
Учитель: Кто знает, кто такой Франсуа Виет?
Ожидаемый ответ: Франсуа Виет – французский математики, он ввел в систему алгебраических символов, был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.
Учитель: вы доказали, что можете быть членами правления банка. Деловые люди говорят, что существуют три причины банкротства банка. Кто из вас знает эти причины?
Ожидаемый ответ:
1 причина - плохое управление.
2 причина - плохое управление.
3 причина - плохое управление.
Плохо управляют, как обычно люди некомпетентные. Надеюсь, мы сегодня не потерпим банкротства, это зависит от вас. А сейчас начнем работу нашего банка.
Каждый член правления банка выполняет по выбору задания из карточек, которые лежат на ваших столах. По одному представителю из каждого приглашаются к доске для решения одного уравнения по выбору.
Карточка №1
1) (5 тыс.) Ответ:
2) (10 тыс.) Ответ:
3) (20 тыс.) Ответ:
Карточка №2
1) (5 тыс.) Ответ:
2) (10 тыс.) Ответ:
3) (20 тыс.) Ответ:
Карточка №3
1) (5 тыс.) Ответ:
2) (10 тыс.) Ответ:
3) (20 тыс.) Ответ:
Карточка №4
1) (5 тыс.) Ответ:
2) (10 тыс.) Ответ:
3) (20 тыс.) Ответ:
Учитель: Наблюдатели заносят результаты в таблицу и подсчитывают итоги игры, и сумму, которую должны вложить в банк. Оценивают работу каждого члена правления банка по критериям оценок, которые представлены на доске.
Оценки: критерий оценок (на доске)
30 тыс.- оценка “3”
35-45-оценка “4”
свыше 45-оценка “5”
Учитель: теперь узнаем сколько заработал каждый банк. Каждый управляющий банком называет заработанную сумму, которая заносится в итоговую таблицу на доске.
Наименование банка | Сумма | Место |
“Альфа-банк” | ||
“Плюс-банк” | ||
“Би-банк” | ||
“Омега-банк” |
Таблица наблюдателя.
№ | ФИО | Стар.кап. | д/з | Взаимопров. | Диктант | Карточка | Сумма | Оценка |
1 | 10 тыс. | |||||||
2 | 10 тыс. | |||||||
3 | 10 тыс. | |||||||
4 | 10 тыс. | |||||||
5 | 10 тыс. | |||||||
6 | ||||||||
ИТОГО |
Подведение итога, объявление результатов игры.
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили методы решения целых уравнений.
Д/з: подготовиться к контрольной работе, дидактические материалы К-2, в-I (1,2 задания)
Приложение здесь.