Обобщающий урок по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей. Отношение и пропорция"

Разделы: Математика


Цели:

  • обобщить и закрепить изученный материал;
  • способствовать развитию навыков и умений решать текстовые задачи по данной теме;
  • развивать логическое мышление;
  • прививать любовь к математике.

Оборудование: плакаты, на котором нарисованы Конек-Горбунок и Иванушка, карточки с заданиями для каждого ученика, карточки “Проверяй-отвечай”, рисунок к задаче №4, магнитофон.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сегодня мы с вами встретимся с героями сказки Ершова Коньком-Горбунком и Иванушкой и поможем преодолеть стоящие перед нами препятствия.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим готовы ли мы к путешествию?

II. Актуализация знаний

Устная работа (проверка знаний правил, работа в парах по карточкам “Проверяй-отвечай”. Карточка разделена на две части, около каждого отверстия имеется небольшое отверстие, в которое вставляется ручка, чтобы указать соседу, на какой вопрос отвечать. У того кто спрашивает на этой же карточке имеется ответ. Каждый из ребят по очереди выступают в роли учителя и ученика, ответ оценивается в виде дроби, в числители которой – количество правильных ответов, в знаменателе – количество заданных вопросов). Итак, мы готовы отправиться в путешествие. В путь. (звучит музыка “В мире много сказок”)

III. Закрепление материала

За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына
Старший – умный был детина,
Средний был и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу,
Знать столица та была недалече от села.

Нам нужно узнать, сколько пшеницы собирал крестьянин с сыновьями, и на каком расстоянии от села находится столица.

Задача1. Крестьянин засевал 80% своего участка пшеницей. Какова площадь засеянного участка, если площадь всего крестьянского участка 1,2 га? Сколько пшеницы собрал крестьянин с сыновьями, если с одной сотки он собирал 2,1 ц пшеницы?

80% - х га

100% - 1,2 га

х= 80*1,2:100=0,96 га=96а

96*2,1=201,6 ц

Ответ: площадь засеянного участка 96соток, 2,1 ц пшеницы собрал крестьянин.

Задача2.

Ворона пролетает расстояние 280 км со скоростью 50 км/ч за то же время, которое понадобится крестьянским сыновьям на путь от села до столицы, если они будут ехать на лошадях со скоростью 10 км/ч. каково расстояние между столицей и селом?

50 км/ч – 280 км

10 км/ч – х км

х=280*10:50=56 км

Мы узнали, что крестьянская семья имела 1,2 га земли, засевала 0,96 га пшеницей, собирала 201,6 ц пшеницы, часть оставляла себе, остальное везла в столицу, которая находилась на расстоянии 56 км от села.

Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращались домой.

Задача3. Сколько пшеницы продавали крестьяне, если они получали за пшеницу по цене 12,5 серебряных монет за 1 ц столько же, сколько за рожь по цене 10,5 серебряных монет за 1 ц. ржи было продано 150 ц. Сколько серебряных монет получили крестьянские сыновья?

12, 5 - х ц

10,5 - 150ц

х=126 ц

126*12,5=1575 серебряных монет

Ответ: крестьяне продавали 126 ц пшеницы, выручили 1575 серебряных монет.

-Что Иванушка не весел?
Что головушку повесил?-
Говорит ему Конек
-Помоги мне, Горбунок!
Видишь, вздумал царь жениться
Знать на тоненькой царице
Так и шлет за океан, -
Говорит ему Иван.
“Дай мне сроку три дня только,
Тут попробовать изволь-ка
Перстень дьявольский достать.
Да велела заезжать
Эта тонкая царица
Где-то в терем поклониться
Солнцу, месяцу, притом
И спросить кое о чем”
Тут Конек: “Сказать по дружбе,
Эта службишка не служба,
Служба вся, брат, впереди
Ты теперя спать иди,
А на завтра утром рано
Мы поедем к океану.

Задача 4.

В пункте S находится столица, в Р – перстень царь-девицы, в С - Солнце, в М - Месяц, а в пункте К - перстень царь-девицы. Известнен масштаб М=1:5000000, на плане S КМ= 10 см. узнать:

  1. расстояние от столицы до терема Месяца на местности
  2. сколько км пройдет Иван от столицы до места, где лежит перстень, если будет двигаться по траектории окружности. ( 3,14)
  3. каков весь путь, проделанный Иваном за 3 дня, если он будет двигаться по траектории окружности. ( 3,14)

10:х=1:5000000

х=50000000см=50000м=50 км – расстояние от столицы до терема месяца.

R= км –путь от столицы до места где находится перстень.

2R=2*25*3,14=157 км – путь, проделанный Иваном за 3 дня.

Ответ: 50км –расстояние от столицы до терема месяца, 117,8 км–путь от столицы до места где находится перстень, 157км –путь, проделанный Иваном за 3 дня.

Тут Иван опять сказал:
“Есть еще к тебе прошенье,
То о китовом прощенье
Есть, вишь, море, чудо-кит
Поперек его лежит
Все бока его покрыты,
Он бедняк, меня прошал,
Чтобы я тебя спрошал:
“Скоро ль кончится мученье?
Чем сыскать ему прощенье?
И на что он тут лежит?”
Месяц ясный говорит:
“Он за то несет мученье
Что без божьего веленья
Проглотил среди морей
Столь – то кораблей
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду,
Вмиг он раны заживит,
Долгим веком наградит”

Задача 5. Сколько кораблей проглотил Кит, если известно, что за первый час он проглотил 60% всех кораблей, а за второй оставшиеся 12 кораблей?

100-60=40%

40%-12 кораблей

100%-х

12*100:40=30

Ответ: 30 кораблей проглотил кит.

Тихо море-окиян.
На песке сидит Иван
И…” Тут море закипело:
Появился чудо-кит
И к Ивану говорит
“За твоё благодеянье
Я исполнил обещанье”.
С этим словом сундучок
Брякнул плотно на песок.
Горбунок-конёк кричит.-
Что ж хозяин, одевайся,
В путь-дорожку отправляйся;
Три денька ведь уж прошло:
Завтра срочное число
Тут Ванюша отвечает:
“Рад бы с радостью поднять
Да ведь силы не занять!
Сундучишко больно плотен,
Чай чертей в него сколь сотен
Кит проклятый насажал:
Я уж трижды поднимал
Тяжесть страшная такая!”
Тут Конек не отвечая,
Поднял ящичек ногой,
Будто камешек какой,
И взмахнул себе на шею.
“Ну, Иван, садись скорее!
Помни, завтра минет срок,
А обратный путь далек” .

Задача 6. Сколько, по мнению Ивана, чертей насажал в сундучок кит? Если взять всех чертей, сидящих в сундучке, да еще 25% всех чертей, да ещё 175 чертей – это и будет число чертей сидящих в сундучке.

Пусть х –число чертей, сидящих в сундуке.

х=500

Ответ: в сундуке, по мнению Ивана сидело пять сотен чертей, т.е. 500 чертей.

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказки. А чем закончилась сказка?

Все выполняемые задания остаются на доске.

IV. Подведение итогов урока:

Сегодня мы на уроке прослушали отрывки из сказки и решали задачи, используя различные правила и математические понятия.

Посмотрите все выполненные задания, назовите применяемые правила и математические понятия с которыми мы работали.

V. Выставление оценок.