Природа щедро наделила человека, но два её дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком: это способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся информацию другим людям посредством речи. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Перед каждым учителем стоит задача: как этому научить всех детей?
Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логической речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Эти качества воспитываются у учащихся на экспресс - опросе (приложение 1), где каждый должен не просто сам ответить на поставленные вопросы, но и рассказать всем ученикам класса или группы, идя по маршруту. В традиционной системе обучения возможности проговорить весь материал предыдущего урока предоставляется единицам обучающихся, в ИОСО же говорить, объяснять и обучать должен каждый, а иначе цепочка разорвется. Так слабый ученик вынужденно становится вовлеченным в работу, где он учится слушать и говорить.
Очень важным моментом в обучении является развитие интереса учащихся к предмету. В сельской школе очень низкая заинтересованность в получении знаний, как со стороны детей, так и родителей. Малочисленные классы, в которых, к примеру, двое учащихся привели к необходимости дифференциального обучения. Технология ИОСО дает много возможностей для успешного изучения предмета всеми учащимися.
1) тематическое планирование (приложение 2).
Тематическое планирование предлагается всем учащимся. Это позволяет ученику психологически настроиться на предстоящие работы на уроке, более тщательно подготовиться к проверочному контролю разного вида и спланировать свою учебную деятельность. Тематическое планирование лучше давать по определенной теме, а на первом уроке в начале года - предложить учащимся программу всего учебного материала в виде схемы, где показана связь, зависимость и применение тем (приложение 3).
2) экспресс-опрос
Экспресс-опрос предлагаю закреплять тестами (экспресс-проверки), которые еще раз закрепляют знания теории, учат логически мыслить, а так же применять полученные теоретические сведения на простейших заданиях.
Некоторые из тестов можно предлагать выполнить учащимися дома (те тесты, которые содержат нестандартные задания). Оценивание тестов лучше проводить в баллах, подготавливая учеников к предстоящим экзаменам.
3) иоуп (приложение 4)
Очень важным этапом является работа с иоуп. В традиционной системе обучения учащиеся, как правило, получив оценку, не анализируют свои допущенные ошибки, тем самым, повторяя их снова. Технология ИОСО
Заставляет ученика возвращаться к своим ошибкам, прорабатывать их, что способствует дальнейшему успешному обучению. Выбор уровня заданий позволяет ребенку добиться успехов на этом этапе, после чего появляется стремление добиться лучших результатов. Обучение без отрицательных оценок положительно влияет на психику ученика. Так как, не справившись с заданием в первый раз, он имеет возможность добиться желаемого результата. Практика показывает, что даже самые ленивые школьники не остаются безучастными и начинают проявлять интерес к предмету. Учет успешности школьника можно представлять в виде таблицы, но более эффективно в отдельной тетради вычерчивать график полученных знаний, из которого ученик видит, где ему еще надо поработать, что бы получить хороший итоговый балл. Сводный график всех учащихся класса, наглядно представленный на специальном стенде, показывает рейтинг успешности, позволяя ученику сравнить свои успехи в начале изучения темы и в конце.
В начале прошлого года, в нашем районе, проводились курсы по ИОСО. Прослушав первый блок, я поняла, что появилась технология, применимая на практике и направленная на достижение обученности всех детей. В своей школе я провела эксперимент в 9 классе и поразилась результатом. Трудная для понимания тема «прогрессии» успешно была изучена учащимися, контрольная работа прошла без двоек. Ребятам понравились проводимые по новой технологии уроки, и они с удовольствием посещали их, что сказалось на хороших результатах на экзамене.
Педагогическое сотрудничество с ребятами, которое появляется по этой технологии, помогает возбудить у ученика интерес к предмету, веру в свои возможности и силы. Учитель должен создать на уроке условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.
В этом году, я взяла 7-й класс и сразу ввела систему обучения по ИОСО. Проанализировав проведенные контрольные работы, получила следующую диаграмму обученности учащихся.