Урок окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" по теме "О природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- уточнить и обогатить представления первоклассников о временах года;
- расширить кругозор, словарный запас;
- развивать эрудицию ребенка, культуру общения, речь, мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе и предмету;
- прививать любовь к родному краю.

Оборудование урока:

  • иллюстрации об осени;
  • карточки о временах года;
  • листочки 3-х видов;
  • музыкальные произведения о природе;
  • магнитофон;
  • электронное учебное пособие для начальной школы « Природа. Человек. Общество».

Основная идея темы урока: Какие изменения происходят в природе осенью и как привить любовь к этому времени года.

Алгоритм ответов детей

Я думаю, что……
Мне кажется, что…..
По моему мнению…..

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель. Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко. Оно льет на вас свои теплые лучи. Потянулись к солнышку! (руки через стороны вверх, поднимаются на носочки). Вы растете, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, нашим гостям. Пожелайте всем здоровья, мира.

Взаимное приветствие.

(Дети объединяются в группы).

II. Речевая разминка.

  • Спросите меня о чем-нибудь….
  • Спросите: «Какое у меня настроение?»
  • Поинтересуйтесь настроением соседа.
  • Ответы детей.

    III. Минутка ученой совы.

    1). Ученая сова приготовила задание.

    Отгадайте название предмета.

    Все вокруг - большой наш дом,
    Мы совместно в нем живем,
    Все в нем может поместиться:
    Человек, и зверь, и птица.
    Дерево, трава, цветок,
    И река, и ручеек,
    Солнце, звезды и луна…
    Колыбель у нас одна.
    Это надобно понять,
    Жизнь любить и охранять.

    Какой это предмет?

    Ответ учеников: Окружающий мир.

    Учитель: Проверим готовность к уроку – проверка рабочего места каждого ученика.

    2). Беседа. Прогулка на водоем.

    На какой водоем мы ходили на экскурсию? (речка Артаниха).

    Какие изменения произошли в природе? (Дни стали короче, Солнце греет меньше. Листья меняют окраску, стало меньше насекомых и птиц).

    Какие изменения произошли с водоемом с приходом осени?).

    3). Проведение игры - работа по карточкам – содержание карточки:

    1. Правильно ли, что птицы улетают в теплые края? ( Птицам страшен голод, а не холод).
    2. Из перечисленных названий выберите и подчеркните перелетных птиц:

    Снегирь, Чечетка,
    Соловей, Дрозд,
    Воробей, Кукушка,
    Лебедь, Дятел,

    (Соловей, Дрозд, Лебедь, Кукушка).

    3. В какой последовательности улетают в теплые края эти птицы? Пронумеруйте. Устно объясните свое решение.

    Дрозды
    Лебеди, утки
    Ласточки, кукушки
    Стрижи

    (Стрижи улетают первыми, т. к. они на лету хватают насекомых. Вторыми – ласточки, кукушки - исчезают насекомые. Дрозды – мало растительной пищи. Последними – лебеди и утки – замерзают водоемы).

    4. Работа по рисункам детей «Природа и ты».

    Почему вы нарисовали такой рисунок?

    (Защита рисунков – 3-4 человека.)

    IV. Введение в тему урока.

    Учитель. Я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать.

    1. Опустел наш сад вишневый, и на южный край земли полетели журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь).
    2. Все мрачней лицо природы, почернели огороды. Оголяются леса, молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)
    3. Поле черно-белым стало. Падает то снег, то дождь. Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи. (ноябрь).

    Учитель. Правильно ли вы их отгадали? Какой смысл всех этих отгадок?

    Назовите осенние месяцы по - порядку. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (учитель выслушивает предположения детей).

    V. Сообщение темы и цели урока.

    Чтение название темы на доске.

    Приход Осени:

    Вы обо мне? А вот и я!
    Привет осенний вам, друзья!
    Я пришла к вам на урок.

    Всё краснее и ярче рябина
    На прохладной уже синеве,
    О кузнечиках нет и помине
    Дольше стынет роса на траве.

    Не один уже листок, золотел,
    Опустился, кружась, у ворот,

    Сиротеет сквозная аллея…
    Собираются птицы к отлёту
    В. Рождественский.

    Осень: Какие листья вы видели осенью?

    Учащиеся: Красные, желтые, бурые, золотые, пёстрые, оранжевые, бронзовые, лиловые и т.д.

    Дарю вам листочки.

    1 группа – Сентябрь
    2 группа – Октябрь
    3 группа - Ноябрь

    Продолжайте выполнять работу в группах. Успехов вам! (Осень уходит)

    IV. Работа по репродукциям.

    В классе размещены репродукции картин, на которых изображены все осенние месяцы.

    Учитель: Ребята рассмотрите картины художников Остроухов И.С. «Золотая осень», Левитан И.И. «Октябрь», Бялиницкий – Бируля В.К. «Задумчивые дни осени».

    - Определите на какой из них изображено начало осени, где середина осени, последний месяц. Займите место у той из них, где изображен ваш месяц.

    Вам нужно объяснить. Почему вы так решили? И ответить на вопросы, которые на карточках. (Работа идёт в группах)

    1. Почему художник нарисовал именно этот уголок природы?
    2. Какое настроение у него было, когда он написал эту картину?

    Группа выходит по очереди, встают к картинам, отвечают на вопросы и читают строки из стихотворений (на карточках)

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный
    И лучезарны вечера…
    Ф.И.Тютчев

    Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
    Журча ещё бежит за мельницу ручей,…
    А.С.Пушкин.

    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась…
    А.С.Пушкин.

    Учитель: По картинкам художника мы видим, что они очень любили это время года. Осенью можно бесконечно восхищаться красотой деревьев. Но лучше всего наблюдать за красотой осени на закате, когда солнышко уже спряталось. (Понаблюдайте сегодня вечером)

    VII. Работа с музыкальными произведениями.

    Учитель: Осень воспевали не только художники, но и композиторы. Когда композитор сочиняет музыку, он тоже старается показать в ней своё отношение к окружающему миру.

    Послушайте музыку и расскажите какое настроение возникло у вас после прослушивания этой музыки? (Включается музыкальная заставка «Осень», Природа. Человек. Общество. Электронный учебник пособие для начальной школы СD-ROM)

    Приложение № 1.

    • Что помогло услышать, как менялось настроение у композитора?
    • Согласны ли с тем, что в своем произведении, с помощью музыки он показал различные оттенки осени?
    • Какие бы картины нарисовали вы, слушая эту музыку?

    (Выслушиваются ответы каждой группы)

    • Давайте сейчас послушаем музыку, каждая группа помашет листочками, когда услышит фрагмент изображающий вашу картину

    Сентябрь – «Художница Осень» музыка и слова Ю. Верижникова

    Октябрь – «Скворушка прощается» музыка Потапенко, слова Ивенсен

    Ноябрь – «Осенняя мелодия» музыка Ю. Верижникова

    Учитель включает музыку, а дети исполняют свои движения, каждая группа по очереди.

    Физминутка.

    Музыкальная заставка. Дети по очереди встают, кружатся и приседают.

    VIII. Слушание произведений об осени.

    Учитель: Увидеть красоту осени помогают не только композиторы и художники, но и поэты. Вот так описывает осень великий русский поэт А.С. Пушкин:

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная пора –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрянец и в золото одетые леса.

    Учитель: Какой период осени описывает автор? Какое настроение у этого стихотворения? Почему?

    А вот так описывает осень другой русский поэт А.К.Толстой:

    Осень. Осыпался весь наш бедный сад
    Листья пожелтелые по ветру летят,
    Лишь в дали прощаются, там, на дне долин,
    Кисти ярко-красные вянущих рябин.

    - Какое настроение было у автора, когда он писал эти строчки?

    IX. Работа по учебнику.

    1. Откройте страницу 41 учебника.

    Как вы думаете, почему про осень написаны 3 разных картины?

    Составьте рассказ по рисункам.

    Дети составляют в группах, один отвечает.

    2. Игра. Что бывает осенью? Выбери правильный ответ (Тексты напечатаны)

    1. Осенью всюду много насекомых и птиц. Пчелы делают запасы мёда. Птицы выводят и вскармливают птенцов. Им требуется большее количества корма. Но птицы не голодают, так как осенью много насекомых, семян, плодов растений.
    2. Осенью насекомых становится меньше. Пчелы продолжают делать запасы меда. Постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Корма для птиц становится меньше. Многие птицы готовятся к отлёту в тёплые края.
    3. Осенью совсем не видно насекомых. Они спрятались под кору деревьев, в трещины коры, почву, опавшие листья. Многие птицы питаются запасенными насекомыми, плодами и семенами.

    Ответ: 2

    X. Заключение.

    1. Под музыку раскрашивают рисунки «Осени» (2 вида прилагаются) Приложение № 2.
    2. Что узнали и запомнили?
    3. Показ фотоальбома «Осень нашего края» (3-4 фото) Приложение №3.
    4. Самооценка своего труда.

    Учитель: - А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память и раскрасит листочки.

    Догадались, почему мы сегодня красили листья?

    На доске плакат.

    Я доволен собою, я все запомнил – красный цвет
    Я работал хорошо – зелёный цвет
    Не все получилось, как хотелось бы – желтый цвет

    Получилась только часть задания, не все понял – морковный цвет

    Учитель: - А вот моя оценка вашей работы на уроке, такого цвета, как это сердечко.

    Спасибо за урок, ребята!

    Домашнее задание: Узнать как разные животные готовятся к зиме. Составить рассказ об осени.

    Литература:

    1. Е.Б.Бугрова «Окружающий мир» 1 класс часть 1. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой Волгоград, Учитель – АСТ 2005г.
    2. Платоненкова М.М. «Занимательная материалы к урокам природоведения» жур. «Начальная школа» №9 2007г. стр. 103
    3. Кузьмина Л. «Осень – золотая волшебница». Приложение к журналу «Начальная школа» №34 2004г.
    4. Голованова М.В. , Шарапова О.Ю. « В рябиновом сеттябре» ж. «Начальная школа» №9 2002г. с.118
    5. Новоторцева А.И. «Развитие речи детей»
    6. Кинзябулатова Р.Э. Интегрированный урок грамоты в 1 кл. по праграмме «Начальная школа 21 века»
    7. Широкова Н.Н. «Интегрированный урок грамоты в 1 кл. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-07год.
    8. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». М. 2007