Высказывание великого немецкого философа И. Гёте “Главное условие нравственности – желание стать нравственным” можно считать девизом педагогической деятельности в воспитательном направлении. В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется воспитательному процессу, а именно, воспитанию нравственных ценностей как ядра личности. Введение в общеобразовательной школе предмета православной культуры предоставляет прекрасную возможность создания условий для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся.
Для достижения формирования положительной духовно-нравственной атмосферы в коллективе педагогу необходимо диагностировать имеющийся уровень нравственного развития учащихся (например, по методике О.В. Соловьёва). Анализ результатов тестирования показал, что не каждый современный школьник может сопереживать и сорадоваться, просить прощение за проступки, культурно общаться, правильно давать оценку происшедшему, то есть необходимо было работать над такими духовно-нравственными качествами, как доброжелательность, великодушие, уважительность, тактичность, внимательность, совестливость, сопереживание.
Работа над формированием духовно-нравственных качеств выявила ряд противоречий, главным из которых было – разница микроклиматов в классе и дома.
Актуальность данного педагогического опыта подтверждается анализом духовно-нравственное воспитание в России за последние несколько лет, где:
- нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному идеалу ответственности человека за другого человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание лишь собственной удачи, на проявление практичности и рационализма.
- в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государственными образовательными структурами, ответственными за здоровье нации, неотложную задачу: введение новой дидактической формы, необходимой выполнять духовно – нравственную коррекцию общества.
В качестве дидактической формы по духовно – нравственному оздоровлению (воспитание и перевоспитание) современных школьников в общеобразовательных школах России преподается предмет “Православная культура”. Цель предмета “Православной культуры” не привить веру, а привить доброе отношение к вере своего народа. По Белгородской области с 2006-2007 учебного года он выступает как обязательный компонент у учащихся со второго по одиннадцатый класс.
Во исполнении постановления правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года № 130-пп “О концепции программы “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”, в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, правительство Белгородской области постановляет: утвердить областную программу “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”
Сущность опыта состоит в разработке системы психологических, дидактических материалов по теории и практике работы с детьми разной возрастной категории, интеллектуальными, творческими и социально-личностными способностями, а также в создании образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка.
С целью полного представления этапов проведения эксперимента предлагается рассмотреть занятие по православной культуре, проводимое в форме лаборатории нравственного иммунитета (по программе Л.Л. Шевченко) (Модель проведения предлагалась в “Картотеке форм нравственного воспитания учащихся” Ромашковой Е.И.)
Данная форма урока универсальна, так как может быть использована для изучения любого школьного предмета.
Основная цель урока: показать, как строилась система отношений христиан и учить противостоять вирусам нравственности
В ходе занятия автором были использовано следующее оборудование:
- Журналы наблюдений
- Белые халаты
- Марлевые повязки
- Колбы
- Микроскоп
- Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого
- Карточки с названиями нравственных вирусов
- Карточки с названием добродетелей
- Дерево мудрости
- Конверты с заданиями
- Слайды с основными понятиями урока
При проведении учащимся предлагалось ознакомиться с основными терминами, такими как:
- лаборатория (от лат. laborare – работать) – учреждение, отдел, где проводятся научные, лабораторные и технические опыты, экспериментальные исследования
- иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы
- повреждающие агенты – вирусы
- вакцинация воздействие способами вербального убеждения
- добродетели
- золотое правило жизни
На одном из первых этапов урока детям предлагалось прослушать проблемную ситуацию и ответить на вопросы:
За окном плачет мартовский дождь, роняя тяжелые капли. Серые лужи отражают небо, серое, без чувств, эмоций и жизни, отражает так, как отражает равнодушное зеркало; мокрый асфальт, асфальт, по которому прошли сотни ног, на который упали взгляды, чувства, слова, упали и разбились, как бокалы из тонкого стекла. Я встречаю мартовский дождь.
Вопросы:
- Кто мог сказать такие слова? (несчастный, печальный человек)
- Отчего он мог быть несчастлив ? (обидели, что-то случилось, заболел)
- Поможем этому человеку по-другому смотреть на мир.
Следует помнить, что учащиеся должны четко представлять тему и цели урока, которые озвучивает учитель, вспоминая слова Л.Н.Толстого “Истинное познание человека начинается с самого себя”
Каждый, кто хоть раз был в лаборатории, ассоциирует её со словами: халат, пробирки, колбы, опыты, учёные, диагностика ”. Учащимся предлагается одеть халаты и стать сотрудниками лаборатории и помнить главное правило нахождения в лаборатории – соблюдение дисциплины труда и техники безопасности.
В связи с тем, что предметом научных изысканий нашей лаборатории является выявление степени нравственного иммунитета и её усиление, учитель рассказывает детям, что человек нуждается в иммунитете не только в биологическом, но и нравственном.
Далее учащиеся по группам докладывают о выполнении домашнего задания, в ходе которого отмечают, что все учащиеся прошли испытания на выявления уровня нравственного иммунитета. Это может выглядеть следующим образом:
Лаб. №1“Наша малая лаборатория №1 выявляла отношение учащихся к жизни. Результаты таковы: у 35 человек выявлено духовное отношение к жизни, у 60- бездуховное отношение к жизни, а у 10 человек- непостоянство при выявлении духовного восприятия к жизни”
Лаб.№2 “Наша малая лаборатория №2 выявляла отношение 4-классников к людям. Результаты таковы: 50 человек проявили хорошее отношение к людям, 45- плохое отношение к жизни, а 10- проявили непостоянство по отношению к людям”
Лаб. №3 “Наша малая лаборатория №3 выявляла отношение к коллективному и собственному. Результаты таковы: 41человек коллективистическое отношение к людям, а 63 – индивидуалистическое отношения к людям.
Таким образом, по окончании проведения экспериментального урока учитель может без промедления подвести итоги диагностики учащихся, сообщив им, что у всех тестируемых проявился разный уровень иммунитета.
В связи с этим были выделены 3 группы:
1 – имеющие стойкий нравственный иммунитет
2 – имеющие слабый нравственный иммунитет
3 – не имеющие иммунитета
Иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы.
После процесса диагностики учитель предлагает учащимся на практике освоить понятие вирус. Работа проводится в группах. Учащиеся получают инструкцию:
1. Прочитай текст (рассказы Л.Толстого)
2. Определи среди имеющихся названий вирусов тот, о котором идёт речь в вашем тексте
3. После проверки старшим научным сотрудником правильности выбора вывеси название на доску
Для работы первой группе предлагается рассказ “Старый дед и внучек” и необходимо было выделить вирус непочитания родителей. Второй группе – рассказ “Мальчик и овцы” – вирус лжи, обмана. Третьей группе – рассказ “Собака и её тень” – вирус зависти.
Далее учитель предлагает выбрать ёще вирусы из представленного на доске перечня:
Воровство
Смирение
Бранные слова
Курение
Милостыня
Чистота
Кротость
Любовь
Учитель обращает внимание, что невыделенные слова – это добродетели, с которыми вы познакомитесь на следующих занятиях.
Человечество давно нашло ответ, как бороться с вирусами безнравственности,- их ещё называют грехами, – с помощью соблюдения определённого ряда правил – их называют заповедями божьими. Их 10 , но 6 из них учат, как нужно относиться к другому человеку. Прочитаем их и определим, какая же из них будет являться противоядием вирусов, которые мы выделили.
Учащиеся “срывают” с дерева мудрости плоды, на которых написаны божьи заповеди и вывешивают их против вирусов, которые можно победить, соблюдая данную заповедь:
1 почитай отца и мать – непочитание родителей
2 не убей – гнев, бранные слова, жестокость
3 не предюбодействуй – курение//обжорство//пьянство} любое излишество
4 не укради – воровство (не скрывай найдено, обещанное выполняй в срок)
5.не лги и не вовлекай в ложь другого – клевета, ложь, обман
6. не возжелай того, что принадлежит ближнему твоему – зависть
При подведении итогов работы учитель сводит все изученные учениками правила к одному, путём работы в группах, которым выдается разное задание:
1 группа – возьмите конверт и из имеющихся там слов составьте его. (Люби ближнего своего, как самого себя”
2 группа – Как вы понимаете смысл слов “Люби ближнего своего как самого себя”
3 группа – выберите жизненные примеры на слова “ Относись к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе”
Для более полного представления главного смысла религий мира учителем предлагается прочитать их основные положения:
Брахманизм: “Не делай другим того, что было бы больно вам, если бы было сделано вам” /Махабхарата/
Буддизм: “Не причиняй другим того, что самим кажется больно”/Удана-Варга: 5, 18/
Даосизм: “Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей” /Тай Шанг Кин Йинг Пиэн/
Ислам: Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того, что желает себе” /Сунна/
Иудаизм: “Что ненавистно вам, того не делайте ближнему своему” /Талмуд, Шаббат, 31а/
Следунт помнить о том, что они не расходятся с основным положением христианства: “ Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте и вы с ними”/Новый завет от Матфея 7:12/
В качестве тренинга учащимся предлагается:
1. Провести тренинг ума (по группам составить из начальных букв слово)
1группа В оспитанность О тзывчивость Л юбовь Я |
2 группа Д оброта У меренность Х ристос |
3 группа Уважительность М илосердие |
2. Провести тренинг воли (грамотно отказать):
1 группа: вам предлагают за компанию покурить за углом школы
2 группа: вам предлагают просто так стать владельцем дорого сотового телефона
3 группа: вам, как ответственному человеку, предлагают не сдавать контрольную работу, так как не все в классе её сдадут
3. Провести тренинг духа: (выбор по ситуации)
Звонок по телефону. 1000 000! За получение вакцины вы награждены миллионом рублей. Это позволит вам иметь хорошую надбавку к зарплате. Но.. у одного из сотрудников болен ребенок. Требуются деньги на операцию – миллион рублей. Как вы распорядитесь деньгами, выделенным на ваш отдел для увеличения зарплаты:
- передадим миллион рублей на проведение операции больному ребёнку сотрудника
- истратим миллион на совместный отдых за границей
- используем деньги на увеличение зарплаты
Учителю следует похвалить учащихся за правильный выбор.
В конце урока учитель:
1. Обращается ещё раз к эпиграфу “Истинное познание человека венчается познанием самого себя”;
2. Напоминает ребятам, что человек познает себя не в мысли, но действуя. Каждый раз, что-либо собираясь сделать, примеряйте к себе золотое правило жизни “ Поступай с людьми так, как хотел, чтобы поступали с тобой”. Чтобы достичь совершенства, человек должен помнить о дисциплине ума (составление слов), о дисциплине воли (умение отказать вредному воздействию), о дисциплине духа (умение прийти на помощь ближнему своему). Главное, чтобы все составляющие были окрашены чувством любви;
3. Выявляет результативность совместной работы в лабораторных условиях;
4. Возвращается к проблемной ситуации, поднятой в начале урока, и просит учащихся дать рецепт человеку
Занятие можно закончить рефлексивной минуткой, когда участники становятся в круг, берутся за руки. Учитель просит всех улыбнуться друг другу и вспомнить чувства, когда они доставляют радость другим, демонстрируя в это время следующий опыт пробирками: учитель сливает воду из заготовленных пробирок в одну общую колбу, в которой находился кристалл марганца; вода приобретает насыщенный красно-розовый цвет, учитель комментирует: “Мы познали себя в действии: помогли все вместе нуждающемуся, и наше состояние души приобрело радостные цвета”.
Таким образом, проведенный автором эксперимент подтвердил действенность ЗОЛОТОГО правила христианства: “Относить к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе” и даёт возможность дальнейшего совершенствования процесса воспитания в личности духовно- нравственных качеств.