Цели урока:
- систематизировать знания по темам курса 5-го класса в ходе решения задач;
- повторить способы решения задач в ходе игры;
- способствовать развитию у учащихся трудолюбия, сообразительности, познавательной активности;
- сформировать умение участвовать в диалоге с учителем, с одноклассником.
Правила игры. Из учащихся класса составляются две команды по шесть человек. Остальные учащиеся – независимая команда. Используется интерактивная доска. На доске высвечивается игровое поле
Первый этап. Игра начинается с конкурса капитанов за право выбрать название команды «Крестики» или «Нолики».
Второй этап. Капитан с согласия команды определяет место ( №окошка) куда хотел бы поставить свой знак, при этом открывается задание. Задача выступающей команды состоит не только в определении ответа , но и в доказательстве правильности решения. Ходят команды по очереди. Так как задачи не все используются в игре , то оставшиеся задачи задаются на дом.
Примечание: задание решают все участники команд, включая зрителей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Проверка готовности класса к уроку.
- Сообщение цели урока, задач урока.
- Представление жюри (в жюри входят ученики старших классов).
II. Конкурс капитанов
Задание на конкурс выдается капитанам за закрытыми досками или на листах. Дается время для решения. По истечении этого времени капитан, первым сообщивший жюри о своём желании отвечать, получает такое право. Если он рассказал правильное решение, то он победил, если нет то победил его соперник. Зрителям и остальным участникам в это время также предлагается задание.
Задание капитанам
Витя нашел такое двузначное натуральное число, при умножении которого на два получается точный квадрат, а при умножении на три-точный куб. Какое число нашел Витя?
(Ответ: 72)
Задание для остальных участников
Положите в мешочки соответствующие числа.
III. Задания для игры
1. Длина коробки а, ширина составляет 40% длины, а высота 125% длины. Коробку наполнили пшеницей, 1дм3 которого весит 0,75 кг. Сколько весит коробка с зерном, если пустая коробка весит 2,4 кг? Составь выражение и найди его значение при а = 5,8. Ответ округли с точностью до десятых.
(Ответ: 4,6 кг)
2. Если куб с ребром 1 м разрезать на кубики с ребром 1 дм, и поставить эти кубики друг на друга, то получится «башня» высотой…
(Ответ: 100м)
3. Найди значение выражения: (38,76 : 9,5 – 77,4 : 30)2 (5 – 4,8)3 + 0,12(2,42 – 1,62)
(Ответ: 0,05)
4. На полке стояли книги. Сначала с полки сняли 25% всех книг, а потом 70% оставшихся книг. После этого на полке осталось 27 книг. Сколько книг было на полке первоначально?
(Ответ: 120 книг)
5. Площадь земли, засеянной пшеницей, в 6 раз больше площади, засеянной ячменем, а площадь, засеянная рожью, в 3 раза меньше площади, засеянной пшеницей. Сколько гектаров земли засеяно каждой злаковой культурой, если рожью засеяно на 120 гектаров больше, чем ячменем?
(Ответ: 720 га, 120га, 240 га)
6. У Серёжи столько двухрублёвых монет, сколько и десятирублёвых. Все монеты составляют сумму 60 рублей. Сколько двухрублевых монет у Серёжи?
(Ответ: 5 монет)
7. Разместите 8 козлят и 9 гусей в пяти хлевах так, чтобы в каждом хлеве были козлята и гуси, а число их ног равнялось 10.
(Ответ: в двух хлевах по одному козленку и трём гусям, а в трёх хлевах – по два козленка и одному гусю)
8. Теплоход шел 2,5 ч по течению реки и 3,2 ч против течения. Какой общий путь прошёл теплоход, если его собственная скорость 22 км/ч , а скорость течения 3 км/ч?
(Ответ: 123,3 км)
9. Сколькими нулями оканчивается произведение всех целых чисел от 1 до 100 включительно?
(Ответ: 24, надо подсчитать количество пятерок)
IV. Подведение итогов
- Комментируется работа команд во время урока.
- Награждается команда-победитель.
- Задается задание на дом.
Литература:
- Н.Я.Виленкин Математика-5.
- А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике.
- И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин Задачи на смекалку.
- Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон Математика-5.