Неделя русского языка в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Игра «АБВГД-ейка» (Приложение № 1)

Материал подготовила: Аспидова И.А.

Учитель сообщает детям о начале игры:

В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай!
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте. (Слайд 2)

Организатор игры предлагает ребятам прослушать загадку и называть героя сказки:

За горами, за долами,
За широкими морями,
В чудном домике своём

Живут гномы всемером.
С ними поселилась я…
Ну-ка, отгадай меня… (Слайд 3)

Белоснежка: - Правильно, я - Белоснежка! И очень рада приветствовать вас в сказочной стране. Из какой сказки я к вам пришла? На какую русскую сказку она похожа? Кто её автор? (Слайд 4)

- Отгадали вы меня,
Белоснежка – это я.
Живу у гномиков своих,

А кто мне скажет,
Сколько их? (Слайд 5)

Белоснежка:- Семь - это магическое число. А кто мне скажет почему? Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках. (7 пятниц на неделе; семеро одного не ждут…) (Слайд 6)

Мои гномы-шалунишки,
Поиграть уже хотят.

Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят! (Слайд 7-8)

Гном Умник:

В подарок Белоснежке приготовил я цветы.
Вы слова мои найдите и цветочки подарите.
Одно словечко покажу, а остальные не скажу.

Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Слайд 9-13)

Гном Ворчун: - Вот Ворчун стоит и все слова на букву П говорит:

  1. Это слово из шести букв можно найти на полу.
  2. Отними одну букву и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина.
  3. Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах.
  4. Букв стало на одну меньше, а это слово знает каждый шахматист.
  5. Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце.

- Предлагаю всем потанцевать (физкультминутка). (Слайд 14-16)

Гном Чихун: (Слайд 17-21)

Что за ужас, что за хлам
Везде буквы по углам?

Вы в квадрате уберите,
Из букв словечко соберите (кабан – банка, мышка – камыш)

Гном Весельчак: (Слайд 22)
Весельчак тут потрудился, всё смешал, не поленился! (см. презентацию)

Гном Простак: (Слайд 23-27)

Наш Простак попал впросак,
Он писал примеры.
Вы, решите, помогите!

Его любимые фрукты назовите.
Ответ: Вода +ринг =/виноград/
Бар +соки =/абрикос/

Гном Тихоня: (Слайд 28-31)

В уголочке Тихоня стоит
И загадку говорит.
В ребусе её решите,
Отгадку хором назовите.

(Кто на себе свой домик носит?) Отгадка: улитка

Гном Соня: (Слайд 32-34)

Гном наш написал слова
И заснул нечаянно.
А когда открыл глаза,
То словечко спряталось.

Ответ: ошкишалашикшо (5 букв); обарабананасаотарано (6 букв).

Приложение №1 можно получить у автора статьи.

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (Приложение № 2)

Материал подготовила: Калашникова В.Ф.

Описание игры:

  • Все дети делятся на несколько команд.
  • За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Ход игры:

1 конверт - Вопрос задает преподаватель информатики и просто творческий человек. (слайд № 3)

«Уважаемые знатоки! Я предлагаю вам задание: продолжите стихотворения». (слайд № 4)

  1. Жил у лужи крокодил,
    Он кого-то сторожил…(слайд № 5)

2 конверт - А этот вопрос задают неугомонные пятиклашки нашей школы. (слайд № 6)

«Уважаемые знатоки! Мы увлекаемся различными головоломками. Перед вами – «Тарабарская грамота». Попробуйте прочитать ее». (слайд № 7)

Ответ: Грамоте учиться всегда пригодиться. (слайд № 8)

3 конверт - Вопрос задает Танюшка – любительница разгадывать разные загадки. (слайд № 9)

«Уважаемые знатоки! Отгадайте, что это за слова?» (слайд № 10)

Моя первая буква – местоимение,
Затем три буквы – время исчисления,
Последнюю букву из азбуки несу,
А целое – сорвешь ее в лесу. (ЯГОДА) (слайд № 11)

Сначала – месяц отыщи-ка.
А дальше – что-то вроде крика
Коль верно решено заданье,
Получится в ответе званье. (МАЙОР) (слайд № 12)

4 конверт - Вопрос приготовила учитель русского языка. (слайд № 13)

«Уважаемые знатоки! Если вы правильно напишите названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными». (слайд № 14)

  1. Трусливый, как …
  2. Голодный, как …
  3. Преданный, как …
  4. Грязный, как …
  5. Зубастый, как …
  6. Трудолюбивый, как …
  7. Тихий, как …(слайд № 15, 16)

5 конверт - Кто как поет? Об этом желает узнать Настя. (слайд № 17, 18)

филин ухает коза блеет лиса тявкает
глухарь токует конь ржет медведь рычит

Ответ: слайд № 19.

6 конверт «Уважаемые знатоки! Для чего даны нам уши? Итак, поиграем «в уши». Не хлопайте ушами, послушайте и подумайте, что обозначают эти выражения. (слайд № 20, 21)

Как говорят о человеке, который совсем лишен музыкального слуха? Медведь на ухо наступил.
Что означает выражение «хлопать ушами»? Слушать невнимательно, не понимая и не воспринимая, о чем говорят. (слайд № 22, 23)

- Кто еще знает выражения, связанные с «ушами»? (слайд № 24)

7 конверт «Уважаемые знатоки! В русском языке есть одинаковые по звучанию и написанию слова, но если к ним внимательней присмотреться, они разные. Такие слова в русском языке называют ОМОНИМАМИ. Укажите, какой частью речи являются омонимы?» (слайд № 25, 26)

На полях, не скошенных косой (имя существительное).

Все утро дождик шел косой (имя прилагательное) (слайд № 27)

Рефлексия «Свободный микрофон» (мои мысли об игре ….).

Подведение итогов. Награждение команд-победителей грамотами. (слайд № 28, 29)

Игра «ШКОЛА ШИФРОВАЛЬЩИКОВ»

Материал подготовила: Косолапова Н.П.

В школе шифровальщиков зашифровывают и расшифровывают слова, предложения и целые тексты. Преподаватель открывает написанный на доске зашифрованный текст. Школьники смотрят на текст и пытаются догадаться, с помощью какого «ключа» зашифровано предложение. Всего предлагается 7 предложений, зашифрованных разными способами. Вот эти способы:

  1. шалунужзаморозилпальчик (все слова написаны подряд без пропусков).
  2. ороз и олнце ень удесный (в словах пропущены первые буквы).
  3. анулястеариборпынамутеытсинловьзовкс(текст читается справа налево).
  4. 4. в стае тза ряво мгл ехоло дной (текст произвольно разбивается).
  5. 5. 2, 11,18,33 14,4,13, 16,32 15, 6, 2, 16 12,18,16,6,20 (все цифры – порядковые номера букв в алфавите).
  6. атбивхгалуикпрьауиснпсмкиакязнворчть(читаются только четные буквы).
  7. уж боне ньюосе шалоды (меняются местами половинки слов).

Все приведенные здесь зашифрованные предложения – это строки из стихов А.С.Пушкина. А еще иногда зашифровываются строчки из популярных песен, пословицы и поговорки, знаменитые фразы из телевизионной рекламы.

«ЧАЙНВОРДМОНТАЖ»

Чайнворд – это разновидность кроссворда. Только в традиционном кроссворде слова пишутся по пересекающимся вертикалям и горизонталям, а в чайнворде слова пишутся друг за дружкой, так, что последняя буква одного слова является первой буквой следующего. «Чайнвордмонтаж» - это организация, занимающаяся «строительством» чайнвордов. А во всякой строительной организации есть бригады. И между бригадами порой идет соревнование за более высокие показатели труда: например, чья бригада за 15 минут составит самый длинный чайнворд из шестибуквенных слов. Перед соревнованием бригадам выдаются ленточки, склеенные из полосок бумаги. По окончании соревнования «приемная комиссия» оценивает работу по двум критериям: «протяженность» и «отсутствие повторений». Составлять чайнворд можно только из нарицательных существительных в единственном числе и именительном падеже.

Игра «ГРАМОТЕИ»

Материал подготовила: Ушахина Г.А.

Класс разбивается на команды по 4-6 человек. За каждый правильный ответ – 1 очко.

  1. Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

    Ударный слог, ударный слог –
    Он назван так недаром!
    Эй, невидимка – молоток,
    Отметь его ударом!

    И молоток стучит, стучит,
    И четко речь моя звучит
    Следи за поведеньем молотка
    Держи его в руках озорника.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.

  • Семена гвоздики похожи на гвоздики.
  • Купи соли и соли капусту.
  • Трусит трусишки, а ослик трусит.
  • На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
  1. Игра «Словарная». Следующее задание для групп будет связано с собственным запасом слов. Из слова ГРАМОТЕЙ составить как можно больше слов.
  2. Игра «Вспомни поговорку». Иногда, одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали смешными. А какие они были?
  • Аппетит проходит во время еды.
  • Видит око, да дуб неймет.
  • Готовь сени летом, а телегу зимой.
  • Город не тетка.
  1. Игра «О – о – о!»: Отгадайте слова, в которых нет гласных, кроме «О».
  • беспорядочный шум (гомон)
  • лиственное дерево (тополь)
  • драгоценный металл (золото)
  • съедобный герой русской народной сказки (колобок)
  1. Игра «Слева – направо, справа – налево»: Придумайте слова, которые читаются одинаково слева – направо, справа – налево. (заказ, потоп, Анна, дед, казак, око, Алла)
  2. Игра «Собери словечко»:
тор (рот) рпи (пир) пра (пар) опл (пол)
олвес (весло) кушпа (пушка) тухпе (петух) кугенру (кенгуру)
кобляо (яблоко) длеп (плед) плеча (пчела) тышкамар (мартышка)
ройвобе (воробей) сылесоп (пылесос) биьилундк (будильник) дашкаран (карандаш)
  1. Игра «Намеки»: Я называю одну букву загаданного слова и какой-то намек на него – другое слово, которое некоторым образом связано с первым.
  • у – намек: горячий, холодный (УТЮГ)
  • к – намек: ура! (КАНИКУЛЫ)
  • к – намек: крыша (КОТ, Карлсон)
  • к – намек: самолет (КОВЕР)
  • б – намек: нос (Буратино)

ИГРОТЕКА (Приложение № 3)

Материал подготовила: Шилова Е.Н.

Игра может быть организована как на личное первенство, так и на командное. Ребятам предлагается выбирать категорию и отгадать шарады или кроссворды.

Шарады (слайды № 3 – 31):

Категория: Мир природы
1. Один предлог, за ним – другой,
    И первый слог – перед тобой.
    Второй же очень нужен мне:
    Не для красы висит –
Он над диваном на стене
В нём лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но … будьте осторожны! (К + О + БРА = КОБРА)
2. Слог первый – восклицание,
    Второй – достоин порицания.
    А целое – на Севере бывает
И жителей тех мест
И греет, и питает.
(О + ЛЕНЬ = ОЛЕНЬ)
3. Моё начало – буква алфавита,
    Она всегда шипит сердито.
    Второго корабли боятся
    И обойти его стремятся.
А целое – весной
Летает и жужжит,
То сядет на цветок,
То снова улетит. (Ш + МЕЛЬ = ШМЕЛЬ)
Категория: Города и страны
1. Часть первая – мост,
    Но без буквы конечной.
    Вторая – звучит
    На болоте беспечно.
А целое – местность,
Любимая пламенно,
Которую люди
Зовут Белокаменной. (МОСТ + КВА = МОСКВА)
Заочное путешествие по Москве (слайды № 11 – 16).
2. В поле трудится она,
    Берегись полынь-трава.
Букву первую убрать –
Насекомого видать. (КОСА – К = ОСА)
3. Последней буквой алфавита
    Открыто слово и закрыто.
    А между ними без седла
   Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно – название страны.
(Я + ПОНИ + Я = ЯПОНИЯ)
Заочное путешествие по Японии (слайды № 18 – 22).
4. Слог первый – союз разделительный,
    Второй – маг, артист удивительный.
А в целом, сложив всё в гармонии,
Узнаешь столицу Японии.
(ТО + КИО = ТОКИО)
Слайды с видами Токио (слайды № 23 – 24).
Категория: Чему учат в школе
1. Слепи на улице снежок,
    Подумай … Это первый слог
    Узнать вторую часть из двух
    Ты сможешь без труда:
    В прошедшем времени пастух
    Пасёт свои стада.
Ну что, узнал? И, значит, смог
Ты целое найти:
Мы запад, север, юг, восток
Отыщем с ним в пути.
(КОМ + ПАС = КОМПАС)
Историческая справка расскажет о компасе (слайды № 26).
2. Начало деревом зовётся,
    Конец – читатели мои.
А в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они.
(БУК + ВЫ = БУКВЫ)
Информационная справка о русской азбуке (слайды № 29).
3. Из первого слога идут пароходы,
    Последний увидишь в лесу.
Поставь между ними согласную букву,
И целое – в школу несу.
(ПОРТ + Ф + ЕЛЬ = ПОРТФЕЛЬ)
Информационная справка о портфеле (слайды № 31).
Кроссворды (слайды № слайды № 32–39):
Категория: Сказочный герой
Отгадав кроссворд, учащиеся находят спрятанное в нём слово – имя сказочного героя.
1. Большое полосатое животное. (тигр)
2. Полевой цветок синего цвета. (василёк)
3. Длинноногая птица. (аист)
4. Чёрное животное семейства кошачьих. (пантера)
5. Крохотное существо, которое носит на себе домик. (улитка)
6. Лохматый, косолапый ... (мишка)
7. Домашнее животное. (кот)
8. Рыба, живущая в реке. (карась)
Категория: Мультфильмы
1. Друг крокодила Гены. (Чебурашка)
2. Он говорит: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)
3. Она вместе с Львёнком сочиняла и пела песню. (Черепаха)
4. Самый добрый крокодил. (Гена)
5. Обидчивый попугай. (Кеша)
6. Он не боится, когда ему говорят: «Ну, погоди!» (Заяц)
Категория: Двенадцать месяцев
1. Последний месяц зимы. (февраль)
2. В этом месяце мамин праздник. (март)
3. С этого месяца начинаются летние каникулы. (июнь)
4. Название этого месяца рифмуется со словом «капель». (апрель)
5. В этом месяце начинается учебный год. (сентябрь)

Список источников и литературы

I. Источники (СD-диски)
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия.

II. Литература

  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В.. Сто отрядных дел. Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
  2. Белорусец С.. Игрослов .Самара: Учебная литература, 2003.
  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.. Конкурс грамотеев. М. «Просвещение» 1995.
  4. Волина В.В..1000 игр с буквами и словами. М. «АСТ- ПРЕСС», 1996.
  5. Вязыканова Е.В.. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников. М. «Чистые пруды», 2006.
  6. Долганова З.В.. Внеклассное занятие по русскому языку.//ПедСовет № 7, 2007.
  7. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.. Интегрированные уроки. М. «ВАКО» 2006
  8. Лазуренко Л.В.. Учим играя. Волгоград «Учитель», 2007.
  9. Маяревская Ю.Н.. День птиц //ПедСовет № 1, 2005.
  10. Окулова Г.Е., Н Арсирий А.Т.. Занимальные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995.
  11. Семёнова Е.Е.. Занимательная грамматика. М. «Омега» 1996.
  12. Хаустова В. Урок – игра по русскому языку.//Начальная школа № 22, 2004.