Коспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Программное содержание:

Учить группировать птиц Якутии на зимующие, перелетные. Уточнить понятия детей об особенностях жизни. Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, особенностях поведения птиц Якутии. Воспитывать любовь к пернатым, помогать им оберегать их. Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о Якутии, беседа о правилах поведения в природе, экскурсии в лес, знакомство с внешним видом и названием птиц.

Материал к занятию:

  • Картины с птицами,
  • цифры,
  • бумага,
  • схемы складывания бумаги,
  • карта.

Ход занятия

Занятие проводится в группе.
Ребята послушайте стихотворение Алексея Михайловича: «Я – якут»

Я якут, он якутянин.
Русский он, я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породила нас работа
Подружила нас охота
Мы в одной республике живем
Под седыми небесами
Мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг друзей.
Пусть становиться все краше
Пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей.

- В какой республике мы все живем?
- Как называется наш город?
- Посмотрите и скажите: Что за птица изображена на картине? (Сокол)
- Расскажите мне о соколе.

Он живет на скале. У него клюв короткий, толстый. Верх темно-синий, низ светло-серый, с темными полосками. За глазами на щеках черные усы, хорошо заметные издали. Лапы желтые. Это редкий вид пернатых. Прилетают к нам в апреле. Это перелетная птица.

- Сокол приглашает нас в гости к своим пернатым в гости друзьям. А идти мы будем по карте. На ней показано схемой, куда идти.

1, Дерево – цифра 1.

Послушайте загадку.

Хоть я не молоток, по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Что за птица? (Дятел)

Как дятел звучит по-якутски? (Тонгсогой)

Расскажите мне о дятле.

Он черного цвета, ростом с ворону. На голове красная шапочка. Клюв желтый, такой крепкий, что может расщепить доску. Он лесной доктор, всегда занят делом. Дятел живет у нас постоянно. Он зимующий. Есть такая примета, если дятел стучит рано в январе, то к ранней весне.

Идем дальше к елочке – цифре 2.

Отгадайте загадку.

Красногрудый, черноклювый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Что за птица? (Снегирь)

Как переводится снегирь на якутский язык? (Тулук)

Расскажите мне о снегире.

У снегиря клюв короткий, вздутый. У него шапочка на голове, крылья и хвост черные, на крыле белая полоска. Спина голубовато серая. У самцов низ тела красный, а у самок серый. Они живут парами, стайками. Свист похож на звук флейты – такой же нежный и грустный. Снегирь зимующая птица. Есть такая примета. Если снегирь под окном чирикает к теплу. Если поет зимой, на снег, к вьюге.

Давайте поиграем в игру. У меня карта России. В состав России входит Якутия. Нужно распределить зимующих птиц в Якутии, а перелетных в России. (ласточка, стриж, гусь, цапля, коршун, сорока, куропатка, тетерев, филин, ворон, поползень, клест, воробей)

А теперь пошли к цифре 3 – к домику.

Отгадайте загадку.

Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Как по Якутске воробей? (чоруос)

Расскажите мне о воробье.

Воробей – зимующая птица. Он серого цвета, клюв желтый. Спит по крышами, отогревается возле труб. В нашем садике сидит на окошках, где дует теплый воздух. Они летают стайками. Вместе легче заметить опасность, быстрее находят корм. Есть примета, если воробьи дружно чирикают, то к теплу. Если они дружно утепляют свои укрытия – то через несколько дней настанут морозы.

А теперь пойдем к цифре 4.

Отгадайте загадку.

Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова)

Назовите по-якутски сова. (мэкчиргэ)

Показываю картину с совой и вешаю на дерево. Расскажите мне о сове.

Сова живет в Якутии постоянно, она зимующая птица. Оперенье у нее пестрое, клюв черный. Глаза обведены черным цветом. Питается она мышами. Она зимующая. Ребята я вам предлагаю поиграть в якутскую игру «Сова и зайцы» - «Мэкчиргэ уонна куобах».

Физминутка:

Мэкчиргэ, мэкчиргэ,
Улахан тобо (тёбё),
Харахынан кылап-кылап!
Сетахынан топ-топ!
Чохочоко олорон
Хатиа кордо кутуйахы.

Ребята, я пригашаю вас в мастерскую. Отгадайте загадку.

Длинные ноги, длинный нос
Прилетел – обед принес.
Вкусных лягушат
Для своих малышат. (Журавль)

Ребята, в Якутии живут журавли – стерхи. Как называют их по-якутски? (кыталык)

А кто расскажет мне о стерхах?

У стерха окраска белая, только по краям перья на крыльях – черные. Лапки красного цвета. Они живут группами. Это перелетные птицы. Они записаны в красную книгу. Это очень красивые редкие птицы. У якутов есть поверье, если увидишь танцующих стерхов – то ты будешь счастлив. И поэтому они называют их птицами счастья.
Ребята, ведь нам тоже всем хочется быть счастливыми, так ведь? А давайте мы с вами сделаем бумажных стерхов, и я думаю если они будут у нас в группе, то мы тоже будем счастливы.

Рассказываю как делать стерхов, используя технику оригами. Предлагаю им схемы складывания журавлей. Дети под музыку слаживают птиц.

Итоги работы:

- Ребята, о чем мы говорили на занятии?

- А как нужно относиться к птицам?

- Назовите правила ухода за птицами.

- Я думаю, что вы никогда не будете обижать их, будете всегда заботиться о них. Молодцы, хорошо занимались. Спасибо.