Использование методов и приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


«Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»

К. И. Чуковский

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

С 1999 года я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии музыкально-творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального воспитания ребенка (приложение 1). Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В музыкальной практике с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления – Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу ( приложение 2, приложение 3). По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев песен. Дети с легкостью вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки. Использую Морфологическую таблицу ( приложение 4) для придумывания с детьми нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название новых, получившихся музыкально-шумовых инструментов (например, коробочка + пуговицы = корпуг, бутылка +бусинки = бутбус).

Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. В разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия (приложение 5): первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество (приложение 6, приложение 7): первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия ( приложение 8) на знакомство с музыкальными инструментами, из каких частей они состоят.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей Метод фокальных объектов (приложение 9). Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

Метод Мозгового Штурма я использую на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны». В смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

Мне очень близка позиция педагога-психолога В.Каневского: «Звуки скажут больше чем слова…» Интерес и желание дошкольников музицировать настолько силен, что дети сами не замечают большую учебную работу, проводимую в процессе музицирования. Так в нашем кружке «Веселые музыканты» у ребят подготовительной к школе группы очень много возможностей для звукотворчества. Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально-творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
  • музыка моего тела – музицирование со звучащими жестами – ритмическая игра звуками своего тела, игра на поверхностях;
  • игры со звуками – музыка, рожденная из шума – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;
  • графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов.

Показателем своей работы, я считаю, тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, неоднократно являлись участниками и лауреатами городских конкурсов детского творчества, таких как «Северские колокольчики», «Музыкальная капель», «Музыкальная карусель», разнообразных концертов и фестивалей города, ярко демонстрируя высокий творческий потенциал.

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с педагогами нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Предлагаю педагогам показывать на занятиях «свою музыку», подбирать к ней движения. Побуждаю находить индивидуальные решения при составлении сценариев праздников и вечеров развлечений, не отменяя разномыслия, которое дает возможность найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.

Методом символической аналогии пользуются некоторые педагоги при запоминании слов своей роли в стихах.

В совместной работе с воспитателями разработала и провела цикл развлечений по теме «Хозяин года», где приучаем детей активно участвовать в развлечениях, развиваем способность к анализу и синтезу, формируем способность логически и ассоциативно мыслить, генерировать необычные идеи, решать проблемные ситуации, противоречия.

Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись, а на празднике вместе с детьми смогли исполнить на придуманных и изготовленных своими руками самодельных шумовых музыкальных инструментах свою придуманную музыку.

Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.

4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

5. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. «Методика музыкального развития дошкольников». Ульяновск, 2003.

6. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».

7. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.