Элективное занятие по теме "Имидж делового человека"

Разделы: Внеклассная работа


 Цели:

  • помочь учащимся получить общее представление об имидже делового человека;
  • формировать навыки делового общения, грамотной речи;
  • развивать коммуникативный репертуар;
  • воспитывать культуру общения.

Ход занятия

Ученик:

Ты познакомишься с чудной
Страной деловых людей,
Не признающих застой и покой.
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Только три правила ты не забудь,
В этих трёх правилах – главная суть.
Первое – дело такое найди,
Где среди всех будешь ты впереди.
Это усвоил? Второе – учти –
Нет остановки на этом пути.
Только работа отдачу даёт.
В ней основа движенья вперёд.
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, тем, кто в нужде,
А будет нужно – помогут тебе.

Учитель:

Сегодня мы будем говорить об имидже делового человека. Что же входит в это понятие? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать успешным человеком?

Ученик:

Век ХХI-й на дворе –
Слово «имидж» ищем в словаре.
«Имидж, имидж – чудеса», - раздаются голоса.
Русский наш, родной язык к пополнению привык –
Гостю дал рекомендацию: образ, облик, репутация.

Учитель:

Создать привлекательный образ, имидж – это значит создать своё «я», да, это не просто, но интересно и необходимо. С чего же начать создание своего положительного образа? (С одежды)

Какую роль играет одежда делового человека? Какой она должна быть?

(Выступления учащихся, показ слайдов. )

Ученик:

Юристам, банкирам, государственным служащим подходит консервативный стиль одежды. Он придаёт авторитет и подчёркивает компетенцию.
Консервативный стиль одежды:

  • классический костюм (униформа);
  • максимальный контраст между сорочкой и костюмом;
  • макияж для женщин лёгкий, не всегда обязателен;
  • обувь на среднем или низком каблуке;
  • юбка длиной до уровня колен.

Стиль для взаимодействия подходит сотрудникам фирм, которые заняты коммуникацией, установлением отношений и торговлей.

Этот стиль одежды помогает быстрее вызвать расположение к себе, показывает некоторый творческий потенциал сотрудника, указывает на то, что он занимает солидную позицию в фирме.

Одежда этого стиля не должна радикально отличаться от классического.

костюма. Выберите что-нибудь одно: либо эффектную блузку или жакет, либо особенный материал – дорогой и элегантный. Этот стиль базируется на уменьшении контраста между сорочкой и костюмом. Ничего яркого.

Женщинам брюки допустимы только в элегантном брючном костюме.

Лёгкий макияж для женщин обязателен.

Рекомендации.

Деловой костюм мужчины:

Современный покрой.

Тёмные тона.

Рубашка с длинным рукавом.

Галстук обязателен.

Только необходимые аксессуары.

Деловой костюм женщины:

Однотонное платье или блузка с юбкой.

Идеально – костюм современного покроя.

Тона – серые, синие, чёрные, тёмно-красные, бежево-коричневые.

Длина юбки до уровня колен (плюс-минус 5см).

Брюки допустимы только классического покроя.

Предпочтение – натуральным немнущимся тканям.

Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. Внешний облик сотрудников – неотъемлемая составляющая корпоративного имиджа.

Создание своего образа в наше время начинается и с документов: резюме, трудовой книжки, диплома об образовании и т. д.

Все документы должны выглядеть безупречно. Неприятное впечатление производят смятые, с оборванными краями, многократно сложенные и потёртые на сгибах документы. Если вы так небрежны с личными документами, то и корпоративные документы для вас будут лишь «бумажками».

Учитель:

Деловой человек должен соблюдать правила деловой этики.

Посмотрите, пожалуйста, ситуацию «Телефонный разговор» и отметьте грубые нарушения деловой этики.

Ситуация №1

Ведущий: В офисе звонит телефон. Секретарь берёт трубку.

Секретарь: Да. Слушаю.

(Не назвала фирму и не представилась)

Абонент: Это кто?

(Нужно поздороваться и представиться)

Секретарь: А кого вам нужно?

(Вопросом на вопрос не отвечают)

Абонент: Мне бы Марию Ивановну.

Секретарь: Она на совещании, позвоните через час.

(Не очень вежливо так отвечать)

Абонент: Девушка, передайте ей, что звонила Петрова и благодарила. Она знает за что. (Благодарность по телефону не передают, тем более через третье лицо)
Секретарь: Хорошо. Передам. (Абонент кладёт трубку)

(Не попрощалась, не поблагодарила)

Ситуация №2

Приём на работу. Собеседование у работодателя.

Ведущий: Претендент на рабочее место приходит на собеседование к работодателю.

(Стук в дверь)

Работодатель: Войдите, пожалуйста.

Претендент: Здравствуйте, Иван Иванович! (Кидается жать руку)

(Первым руку подаёт хозяин помещения – при желании)

Работодатель (отвечает на рукопожатие): Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! Что будете – чай, кофе, минеральную воду?

Претендент: Спасибо, не хочу! (Берёт стул, садится вплотную)

(Неэтично отказываться от напитков. Нельзя садиться очень близко: личное пространство должно быть равно примерно 1,5-2м. )

Претендент: Иван Иванович! Вот у меня рекомендации от Бориса Николаевича, вот от Михаила Сергеевича, а это вот от самого Владимира Владимировича! А сколько я буду получать?

(Нельзя начинать с рекомендаций и вопроса о зарплате).

Учитель:

Помните, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи является обязательным условием любого делового контакта. Следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в правильности произношения или употребления какого-либо слова, обратитесь к словарям: орфографическому, толковому, иностранных слов. Они должны быть у вас под рукой. Избавляйтесь от слов – паразитов: «так сказать», «вот», «понимаете», «значит». Они раздражают слушателей.
Избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении – в нём сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.
А сейчас проверим вашу грамотность. Определите, в чём заключается ошибка, и исправьте её.

(Задания высвечиваются на экране через проектор)

1. Организовали и провели определённую работу по оказанию помощи (помогли)

2. Можно с уверенностью сказать, что… (уверен)

3. Реальная действительность (действительность)

4. Одержали победу (победили)

 Вид ошибки – многословие и канцеляризмы)

  • абсолютно новый (новый)
  • предварительное планирование (планирование)
  • необходимо иметь (необходимо)
  • повторите снова (повторите)
  • всё ещё остаётся (остаётся)

(Не используйте оборотов, содержащих лишние слова)

1. Форсировать строительство ускоренными темпами (форсировать и означает «вести ускоренными темпами»)

2. Промышленная индустрия развивается

(индустрия означает «промышленная»)

(Неграмотное употребление заимствованных слов)

1. Погода сопутствовала разгрузке платформ (благоприятствовала)

2. Возведение основного корпуса завода совпало с резким ухудшением климатических условий (погодных условий)

(Слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением)

1. Декада технической книги будет проходить 5 дней (декада – 10 дней)

2. Мировая промышленность производит много химических отходов.

(Мировая промышленность засоряет окружающую среду большим количеством химических отходов)

(Нелогичность, абсурдность высказываний)

3. В силу слабого контроля…

(Соединение несовместимых понятий)

1. Кафедра начинается ровно в 12 часов (пропущено слово «заседание»)

2. Для ускорения погрузки товара нужно объединить все портовые службы.

(надо: объединить усилия всех портовых служб)

(Вид ошибки - пропуск слов, речевая недостаточность)

1. У наших сотрудников в последнее время много пропусков и прогулов.

2. Нам следует обеспечить ритмичную и бесперебойную работу.

(Речевая избыточность)

1. Удовлетворять современным потребностям (удовлетворять требования и отвечать потребностям)

2. С поставщика взыскали материальный ущерб в пользу заказчика.

(материальный ущерб может быть возмещён, взысканы могут быть деньги)

(Ошибка в нарушении лексической сочетаемости слов)

1. Показатели по использованию… (показатели использования)

2. Оперировать с этими данными (оперировать этими данными)

3. При подготовке машины учитывалась также потребность её дозаправки.

(в её дозаправке)

(Надо правильно строить высказывания)

1. Дирекция указала о том, что… (на то, что)

2. Фирма-поставщик настаивает о том, чтобы … (на том, чтобы)

3. Инструктаж проведён по той же теме. (на ту же тему)

4. Составлен график по проведению дополнительной доставки товаров.

(график проведения)

5. Предприятие добилось большого успеха по снижению себестоимости своей продукции. (в снижении)

(Ошибка в неправильном выборе предлога)

1. Необходимо оградить товар от усушки (уберечь)

(Неудачный выбор синонима)

2. Красивая и практическая одежда (практичная)

(Смешение паронимов)

3. Неочередной (надо: внеочередной)

4. Взаимообразно (заимообразно)

(Замена слов искажённым вариантом)

5. После этого он стал поборником экономии на каждой операции.

(Он предложил экономить на каждой операции)

(Нельзя просторечные слова соединять с книжными или сочетать высокие, торжественные обороты с обычными, нейтральными)

Учитель:

Ребята, как вы думаете, почему речь людей, участвующих в деловом разговоре, должна быть правильной?

Ученик:

Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ними партнёра.

К тому же пока вы не будете твёрдо знать, что ваша речь является правильной, вам не избавиться от ощущения неуверенности. Только полная уверенность в этом отношении даст возможность сосредоточиться не на словах, а на деле.

Учитель:

Чтобы деловое общение было успешным, надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.
Наверное, нет таких профессий и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести приём посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо ещё знать, как сказать, т. е. владеть приёмами риторики.

Одним словом, чтобы научиться хорошо говорить, надо поставить перед собой следующие вопросы:

- как сказать правильно?

- как сказать понятно?

- как сказать красиво?

- как сказать убедительно?

А сейчас понаблюдаем за тем, как представители двух фирм будут вести деловые переговоры.

Заключение договора между рекламным агентством «Каприз» и компанией «Мир машин».

Президент рекламного агентства «Каприз» Науменко Елена Сергеевна

Помощники:

Секретарь Галавур Татьяна Сергеевна

Дизайнер по оформлению рекламных щитов Романенко Александр Сергеевич

Менеджер по размещению рекламных щитов Исмайлов Виктор Вячеславович

Дизайнер по рекламным роликам на телевидении Пономарёва Анна Эдуардовна

Президент компании «Мир машин» Игнатов Дмитрий Викторович

Помощники:

Низовский Александр Сергеевич

Камардинов Кирилл Владимирович

Переговоры

Президент рекламного агентства «Каприз»: Добрый день!

Президент компании «Мир машин»: Здравствуйте!

Президент рекламного агентства «Каприз»: Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь.

Секретарь: Вам что-нибудь предложить: чай, кофе, минеральную воду?

Президент компании «Мир машин»: Нет, большое спасибо. Давайте перейдём к делу.

Президент рекламного агентства «Каприз»: Хорошо. Науменко Елена Сергеевна. Я президент рекламного агентства «Каприз». Чем мы можем вам помочь?

Президент компании «Мир машин»: Игнатов Дмитрий Викторович. Я президент компании «Мир машин». А также мои помощники: Низовский Александр Сергеевич и Камардинов Кирилл Владимирович. Наша компания специализируется на производстве машин марки « Тойота-Лексус». Мы много слышали о вашем агентстве и хотели бы воспользоваться его услугами для рекламы нашего товара.

Президент рекламного агентства «Каприз»: В каком формате Вы хотели бы видеть Вашу рекламу: рекламные щиты, рекламные ролики на телевидении, реклама на радио?
Президент компании «Мир машин»: Мы остановимся на рекламных щитах и рекламных роликах на ТВ.

Помощник президента компании «Мир машин»: Наша компания совсем молодая, именно через рекламные ролики и рекламные щиты мы сможем привлечь внимание покупателей к нашей продукции.

Помощник президента компании «Мир машин»: Да, я тоже так считаю.

Секретарь: Значит, в договоре записывать: рекламные щиты и рекламные ролики на телевидении?

Президент рекламного агентства «Каприз»: Да. Вам помогут мои сотрудники. Александр Сергеевич, что вы можете предложить по оформлению рекламных щитов?

Дизайнер по оформлению рекламных щитов: Я думаю, будет эффектно выглядеть зелёная машина на синем фоне. (Высвечивается на экране через проектор)

Помощник президента компании «Мир машин»: А мне кажется, что рядом с машиной должна находиться девушка в красной кофточке.

Дизайнер: Может быть, лучше в зелёной кофточке, под цвет машины.

Помощник президента: Да, я с вами согласен. Теперь надо придумать название щита.

Дизайнер: «В цвет твоего настроения»

Помощник президента: А может, «Легко меняешь настроение»?

Дизайнер: Да, пожалуй. Я сейчас поищу в базе данных, покажу, что есть.

(показывает на экране через проектор, предлагает свои варианты оформления рекламного щита)

Менеджер по размещению рекламных щитов: У вас есть предложения по размещению рекламных щитов?

Сотрудник компании «Мир машин»: Можно расположить рекламный щит возле «Эффекта».

Менеджер: Согласен. Я предлагаю расположить рекламный щит на автостанции, по улице Профсоюзной.

Сотрудник компании: Давайте выберем автостанцию, так как там большое скопление людей.

Менеджер: Я с вами вполне согласен. Прекрасное место для рекламы – Красная Пресня, так как это центральная улица.

Сотрудник компании: Да, пожалуй.

Секретарь: Пожалуйста, повторите места, где вы решили расположить рекламные щиты.

Менеджер: На автостанции, возле «Эффекта» и на Красной Пресне.

Секретарь: Спасибо.

Дизайнер по рекламным роликам на ТВ: Предлагаю посмотреть рекламный ролик (Идёт показ рекламного ролика) В нём хорошо показаны все преимущества этой машины. Едет по песку как по гладкой дороге, на воде не тонет, не ржавеет, остаётся такой же яркой, красивой.

Помощник президента компании «Мир машин»: Я думаю, в этот ролик надо добавить, что в отличие от других машин «Тойота-Лексус» не скользит по зимним дорогам.

Дизайнер: Да, я с вами согласен.

Президент рекламного агентства «Каприз»: А на какую сумму вы рассчитываете?

Президент компании «Мир машин»: Я думаю, что если реклама будет удачной, то наши затраты окупятся, поэтому деньги не имеют значения.

Президент рекламного агентства «Каприз»: Вы правы. У вас есть ещё какие-нибудь вопросы?

Президент компании «Мир машин»: Нет.

(Секретарь приносит договор для подписания)

Президент рекламного агентства «Каприз»: Мой секретарь свяжется с вами, если возникнут какие-нибудь проблемы. Спасибо за то, что воспользовались услугами именно нашего агентства.
Президент компании «Мир машин»: Спасибо Вам и вашим помощникам. Было приятно с вами сотрудничать. До свидания!

Президент рекламного агентства «Каприз»: До свидания! (рукопожатие)

Учитель:

Что вы можете сказать об участниках переговоров? Какие ошибки ими были допущены?

Итоги занятия.

Что нового вы узнали сегодня? Пригодятся ли вам эти знания в будущем? Какие качества вы уже сегодня будете в себе развивать?