Цели:
- Закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа, составлять по рисунку примеры, составлять уравнения
- Активизация познавательной деятельности, развитие памяти, внимания
- Формирование самоконтроля
- Создать атмосферу доброжелательности в классе во время урока, воспитать уважительное отношение друг к другу
Задачи:
- Научиться складывать и вычитать смешанные числа
- Закрепить умение решать уравнения с дробями
- Повторить решение задач на нахождение целого числа
Ход урока
- Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке?
- А как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
I. Устный счет
II. Индивидуальные задания у доски (работают 2 ученика)
1 ученик расшифровывает фамилию выдающейся женщины-математика.
- Расположите дроби в порядке возрастания.
- По какому принципу вы рассуждали?
2 ученик.
Поставить знаки < > =, сравнить.
- Какое правило вам пригодилось?
III. Коллективная работа со всеми учениками
- Расшифруйте слово.
- Что получилось в результате?
- Что мы называем дробью?
- Прочитайте дроби.
- На какие группы их можно разделить?
- Назовите правильные дроби.
- Что такое правильная дробь?
- Какие дроби остались?
- Что такое неправильная дробь?
- Как выделить из неправильной дроби целую и дробную часть?
- Какие числа у вас получились?
- Какая неправильная дробь соответствует нашему сегодняшнему дню?
5/5– Почему?
II. Решение задач.
От проволоки отрезали 3/4 - это 18 метров. Чему равна длина всей проволоки?
- Сколько месяцев содержит 5/6 года?
Площадь витрины квадратной формы = 64 м2. Чему равен его периметр (Р)?
Из 7 дней весенних каникул Марина 4 дня провела за городом на экскурсиях. Какую часть каникул девочка провела на экскурсиях?
- Какая задача будет лишней?
- Восстановите цепочку вычислений.
- Чем интересны данные цепочки вычислений?
Запишите ответы, выделив целую часть.
- Сравните результаты.
- Что можете сказать?
- Какие действия выполняли с числами?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- А какова цель нашего урока?
IV. Закрепление материала
1. №1 стр.43
· проанализируйте рисунок
· подумайте, что он обозначает
2. Найдите ошибки в решении примеров и исправьте их
3. Самостоятельная работа
- Где возникли проблемы?
- Помог ли вам ваш друг?
V. Физминутка
Жил-был прямоугольник (дети его показывают) и был у него друг квадрат. И жили они в доме, похожем на треугольник. Сели друзья за круглый стол и начертили трапецию, ромб, устали, похлопали в ладоши, вздохнули и начертили две ломаные линии.
№4. стр 43. Уравнения.
- На какие группы можно разделить эти уравнения?
- Решаем первую строчку и комментируем.
(2 ученика решают индивидуально на классной доске)
№5. стр 44.
Прочитайте задачу.
- Что известно из условия задачи?
- Что неизвестно? По ходу заполняем схему.
- Что означает на схеме весь отрезок?
- Что означает первая часть отрезка?
- Что означает вторая часть отрезка?
- Как можно записать выражение во второй части?
- Какой главный вопрос задачи?
- Можно ли на него ответить?
- Почему?
- Что следует узнать в начале?
- А затем?
- Что узнаем из первого действия?
- А из второго?
Проверка.
VI. Самостоятельно №9. Блиц-турнир. (проверка на карточках)
Соревнуются мальчики и девочки, кто быстрее и правильнее решит.
VII. Итог урока
Проанализируйте свою работу на уроке.
- Что можете сказать?
- Какое задание вам было интересно выполнять? Почему?
- Возникли ли у вас трудности?
- Почему они возникли?
- Как их преодолеть?
- Над чем еще следует поработать?
VIII. Выставление оценок
Библиографический список
1. «Устный счет» Л.Г. Петерсон, И.Г.Липатникова, М. «Школа 2000…», 2002
2. Математика 4 класс. Т.В.Бут, М. «Учитель», 2002
3. Математика. Методические рекомендации. Л.Г.Петерсон, М. «Ювента», 2006