Урок-игра "Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить умение делить на числа, оканчивающиеся нулями, умение решать задачи на
    встречное движение;
  • повторить величины, их сравнение, решение уравнений, порядок действий, нахождение
    площади и периметра; научить различать многогранники: куб и параллелепипед;
  • учить детей работать с компьютером;
  • знакомить с экономическими понятиями, развивать логическое мышление, умение работать самостоятельно, активно, аккуратно, прислушиваться к мнению консультанта ( товарища по команде), помогать друг другу.

Оформление: (на доске) карточки - категории, звезды с баллами 10,20,30 ( в зависимости от сложности задания); карточки с устным счетом, магнитная доска.

Оборудование: компьютер, рисунки, 6 конвертов ( 1 – лист бумаги, 2 – папирус, 3 – рисунок автобуса, 4 – рисунок ракеты, 5 – фотография древней фигурки бизона, 6 – фигурка бога Тота).

Раздаточный материал: карточки – задания, цветные фишки, клей, тетрадь “Математика и конструирование” Волковой, параллелепипед, куб.

Ход урока

Итак, сегодня у нас “Своя игра”. Правила игры: участники выбирают категорию и вопрос. Количество баллов зависит от сложности вопроса. За правильный ответ команда (по рядам деление) получает звезду с баллами в 10,20.30 очков. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1. Умеем

делить

2. Дружим

с геометрией

3. Задачи - ловушки 4. Задания

компьютера

5. Мир

открытий

6. Экономические

понятия

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

Удача у той команды, которая работает дружно, организованно, помогая друг другу.

А начинает та команда, которая подберет ключ к игре.

На доске 3 выражения, находим значение выражения. Шифр замка (4000) у клоуна.

- Кто же первый нашел ключ?

(10) 500 · 60 : 100 = (300)

4000 · 3 : 100 = (120)

140 : 70 · 2000= (4000)

Итак, выигравшая команда получает звезду в 10 баллов из категории “Умеем делить”. Тема нашего урока “Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление.” Ваша команда получает право выбрать категорию

1. Категория “Умеем делить”

1) Задание (20 баллов)

Найти значение выражения. Работа с карточками.

- Что важно сделать сначала при выполнении этого задания? ( Выделить первое неполное делимое и определить количество цифр в частном).

Каждый член команды получает карточки и работает самостоятельно. Ученики-консультанты помогают.

Проверка.

2) Задание (30 баллов)

Учебник математики М.И. Моро, М.А. Бантова и др. с.26№ 131

- Что важно знать и помнить при делении с остатком? (Что остаток должен быть меньше делителя)

Каждый член команды выполняет деление с остатком и делает проверку.

1 команда

83 056 : 40 = 2076 (ост. 16)

2 команда

48 179 : 80 = 603 (ост. 19)

3 команда

80 630 : 200 = 403 (ост.30)

Проверка.

2. Категория “Дружим с геометрией”

1) Задание (10 баллов)

Разгадай ребус. (Тетрадь “Математика и конструирование” Волковой с.. 24)

Ответ: куб

(На парте у каждого ученика куб и параллелепипед.)

  • Покажите куб.
  • Как, называется, 2-ой многогранник? ( параллелепипед)
  • Чем куб отличается от второго многогранника, и что у них общее? (отличается гранями -
  • у куба все грани равны; общее: 12 ребер, 8 вершин, 6 граней).

2) Задание (20 баллов)

Реши задачу:

Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем проволоку разогнули и согнули из нее треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? (24:3=8 (см))

3) Задание (30 баллов)

Найти периметр:

Площадь Зарайского Кремля, имеющего форму прямоугольника 24 000 м2. Сторона с востока на запад протяженностью 200 м. Найдите периметр стен Кремля.

Решение:

1. 24 000: 200= 120 (м)

2. (200+120) • 640 (м)

Р = 640 м

3. Категория “Задачи - ловушки”

1) Задача (10 баллов)

Коля и Вова решили ехать в одном вагоне. Поезд состоял из 8 вагонов. Коля сел в 4 вагон от начала. В одном ли вагоне они ехали? (Нет. Коля - в 4, Вова - в 5 вагоне)

2) Задача (20 баллов)

Ты - водитель машины. Твоя машина едет со скоростью 60 км/ч, а навстречу машина со скоростью 75 км/ч. Первая машина до встречи проехала 120 км, а вторая - 140 км. Сколько лет водителю первой машины. (Столько же, сколько лет ученику данного класса).

3) Задача (30 баллов)

Миша был на рыбалке. До реки он шел пешком, а обратно ехал на велосипеде. На весь путь он затратил 40 мин. В другой раз он до реки и обратно ехал на велосипеде и затратил всего 20 мин. Сколько времени понадобится Мише, чтобы пройти весь путь в оба конца пешком.

Решение: 1) 20 : 2 = 10 (мин) - на велосипеде

2) 40-10 = 30 (мин) - пешком

3) 30 + 30 = 60 (мин) - 1 час

4. Категория “Задания компьютера”

Победившая команда работает на компьютере. Оставшиеся две команды выполняют то же задание на своём рабочем месте с рисунком и цветными фишками.

1) Задание (10 баллов)

Найди значение выражения. (На экране рисунок “Яблоня”)

50 : 50 · 100

180 : 2 + 200 · 4

150 : 3 + 20 · 5

- Вспомним порядок выполнения действий, если в выражении нет скобок.

- А сейчас вам нужно найти значение выражения. Выбрать правильный ответ, и таким же цветом закрасить яблоко. Каждый член команды работает с одним выражением.

(Консультант помогает).

- Оставшиеся 2 команды выполняют то же задание. Только вы выбираете фишку того же цвета, что и ответ и приклеиваете на рисунок и передаете следующему члену команды, последний поднимает рисунок, сравниваем с рисунком на компьютере.

2) Задание (20 баллов)

Реши уравнение (на экране рисунок “Пирамида”):

350 : Х = 5 · 10

Х : 3 = 60 · 5

720 : Х = 4

Что необходимо выполнить? (Решить уравнение) С чего начнете выполнять задание? Раскрашиваем пирамиду.

3) Задание (30 баллов)

Сравни величины (на экране рисунок “Цветок”)

10 ч 40 мин * 640 мин

5 км 250 м * 5050 м

3 дм 2 * 400 см 2

5. Категория “Мир открытий”

Лента времени

Первобытная

история

История

древнего мира

Средние

века

Новая

история

Новейшая

история

Предметы, обнаруженные в конверте, разместите на ленте времени.

I открытие (10 баллов)

Открываем конверт (в нём лист бумаги).

- Бумага - китайское изобретение, была известна еще во 2 веке. Сколько веков человечество пользуется бумагой? ( 21-2 = 19 (в))

- Где писали на папирусе? (В Древнем Египте)

- А наши предки славяне? (На бересте)

- Откуда мы это узнали? (Археологические находки в древнем Новгороде)

(Помещаем папирус на ленту времени)

II открытие (20 баллов)

В начале 20 в. стали активно развиваться автотранспорт, и появилась возможность сделать омнибус самоходным, снабдив его мотором. Это произошло 7/100 века после 1900 года, какой транспорт появился в России после того, как из омнибуса выпрягли лошадей и поставили мотор? (1907 г.)

(На доске) АВТО мобиль + омниБУС =

(Открываем конверт, в нем рисунок автобуса, помещаем его на ленту времени)

III открытие (30 баллов)

Открываем конверт (в нем фигурка египетского бога Тота).

Бог Тот - что вы о нем знаете? О его чудесных дарах? Тот предлагает вам решить задачу.

Для участия в турнире рыцари выехали из своих замков. Они двигались навстречу друг другу. Первый рыцарь сказал со скоростью 20 км/ч, а второй 15 км/ч. В пути они были 3 часа. Найдите расстояние между замками. Решите задачу, сделав чертеж.

(Открываем конверт, в нем рисунок рыцаря, помещаем его на ленту времени).

  • Еще одна находка. Конверт с фотографией древней фигурки бизона.
  • Что это? (Бизон)
  • Где он был обнаружен? (Во время археологических раскопок у стен Зарайского Кремля)
  • Сколько лет находке? (22 тыс. лет)
  • Из чего он сделан (из бивня мамонта)

(Размещаем фотографию бизона на ленте времени)

  • Ребята, а для чего люди занимаются археологией?

(Это увлекательно, интересно. Знать историю - быть образованным человеком. Знать историю своей страны - значит быть патриотом. Знать историю своей малой родины - быть гражданином, любить свой родной край и гордиться им.)

6. Категория “Экономические понятия”

1) Задание (10 баллов)

Раскройте понятие экономического термина, соединив с его значением. Работаем на магнитной доске.

  • Аукцион – предоставление денег на какое-то время за определённую плату, его берут в банке.
  • Лицензия – продажа на основе состязательности.
  • Кредит - разрешение на продажу товара или на выполнение какой-либо работы.

- Какие еще экономические термины вы знаете? Перечислите (бизнес, дотация, премия, ярмарка, отпускники, безработные)

2) Задание (20 баллов)

Сегодня мы знакомимся с новым экономическим понятием.

- Все люди и все предприятия (фабрики, заводы), которые получают доходы, обязательно выплачивают часть средств государству. Как называются такие выплаты:

налог или взнос?

Убедиться в правильности выбора слова помогут эти необычные часы.

300 : 100 = ?

560 : ? = 70

1200 : ? = 200

? · 900 = 8100

420 : ? = 60

  • Подставив в “окошки” нужные числа, находим по часам буквы, соответствующие этим числам. Какое слово получилось? (налог)

- Что же такое налог? Это денежные выплаты, которые государство получает из прибыли предприятий и доходов граждан ( ваших работающих пап и мам), из них складывается государственный бюджет. Это деньги, которые имеет в своем распоряжении государство на строительство школ, больниц, стадионов, бассейнов.. [1]

3) Задание (30 баллов)

Составь задачу по краткой записи.

- Что же выпускала швейная мастерская? (Простыни и пододеяльники). Какое экономическое понятие дадим этой продукции? (товар). С какой целью производили товар? (Для продажи, чтобы получить прибыль).

- Как называется такая деятельность людей? (Бизнес)

Заключительная часть

  • Что вам особенно понравилось в уроке?
  • Спасибо за активную работу. Подводим итог. Считаем баллы. Выявляем победителя. Отмечаем тех детей, которые стремились помочь другим.

[1] – Г.Г. Шмырева, Н.Е. Фуртат. Ознакомление учащихся с экономическими понятиями на уроках математики. журнал “Начальная школа”. №6 1998 г.