ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ)
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное “ухудшение” развития детей, “убийство их здоровья”.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
На протяжении учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся и снижается их работоспособность. Вначале они становятся неспокойными и излишне подвижными. При дальнейшем нарастании утомления школьники становятся вялыми, малоактивными, объяснения учителя они слушают невнимательно, часто отвлекаются. Задания выполняют поверхностно, допускают ошибки.
По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю (санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2 1178-02). При соблюдении этого требования, у учащихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.
К сожалению, в современной школе вопросы оптимального чередования умственных и физических нагрузок учащихся пока далеки от совершенства и ограничены школьными переменами между уроками.
Последние четыре года мы работаем над темой: “Введение в учебный процесс системы мероприятий, направленных на сопряженное психофизическое развитие младших школьников, с целью сохранения их здоровья”. В систему входят: утренняя гимнастика до занятий, рациональная организация школьных перемен, сопряженное психофизическое развитие учащихся на уроках физкультуры.
В рамках данной работы был проведен эксперимент на базе МОУ “СОШ №38” по выявлению влияния сопряженного психофизического развития на уровень здоровья школьников. Результаты проведенного исследования доказывают на достоверном уровне значимости, что действительно, комплекс проводимых мероприятий способствуют повышению уровня развития внимания, объема зрительной и слуховой памяти, повышение уровня психологического комфорта в классе и в целом на параллели, снимается психоэмоциональное напряжение учащихся начальной школы, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.
На наш взгляд введение в учебный процесс системы мероприятий, направленных на сопряженное психофизическое развитие младших школьников, необходимо для развития полноценно здорового школьника.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус (Кулагина И.Ю., 1997).
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально меняется его статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Во- вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка (Реан А.А., 2002).
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они очень подвижны и, по данным А.Г.Сухарева, могут делать до 21 тысячи шагов в сутки. Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются, пинаются и иногда дерутся.
Ведущей в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка есть уже завоеванная общественная позиция ему нечего достигать.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются поначалу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.
Среднее детство – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий (Эльконин Д.Б., 2001).
Можно сказать, что одной из возрастных задач этого периода является задача овладеть всеми доступными движениями, испытать и совершенствовать свои двигательные способности и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством “Я могу” и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формировании Я-концепции ребенка, его самооценки. Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, “престижных” областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка. Физическая активность в данном возрасте выступает как предпосылки психического развития.
М.В.Осорина отмечает, что взрослые, как правило, не понимают значимости удовлетворения двигательной и игровой потребности ребенка этого возраста. И если среда, в которой растет ребенок, не способна удовлетворить его стремление двигаться, играть, исследовать окружающее пространство, активно проявлять себя, общаться со сверстниками и т.д., то он будет становится более злым, агрессивным, эмоционально и телесно неразвитым, неспособным вступать в интимно-личные отношения со средой обитания.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться и верить в свои силы.
ОЗДОРАВЛИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Под оздоравливающей образовательной средой школы понимается весь комплекс мероприятий, направленный на сохранение здоровья школьников. При разработке программы мероприятий в нашей школе в комплекс вошли: утренняя гимнастика до занятий, рациональная организация школьных перемен, развитие компонентов учебной деятельности на уроках физкультуры.
При применении данных здоровьесберегающих технологий используются упражнения и игры различной интенсивности и направленности. В основе своей это психологические игры и упражнения, направленные на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья учащихся.
Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А.Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Мы отказались от традиционного подхода к проведению утренней гимнастики, когда в комплекс входят 5-7 упражнений динамического характера, в основном это повороты туловища, наклоны головы, седы и приседы. Учащиеся не уютно чувствовали себя, особенно страдали девочки, они очень стеснялись, когда при выполнении того или иного упражнения поднималось платье, задиралась блузка, а мальчишки в это время хохотали.
Для проведения утренней гимнастики мы рекомендуем использовать игры под стихотворные тексты. Младшие школьники с удовольствием заучивают стихотворения под которые можно поиграть. В данном случае кроме физического развития, происходит и развитие важных компонентов учебной деятельности – памяти, внимания, мышления.
Остановившись на играх с психологической направленностью, мы не ошиблись. Ведь важной особенностью такой игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, но и на психосопряженное развитие учеников.
Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, “сбросить” накопившуюся на уроках усталость, повышают вероятность наступления утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.
Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Многие ученики относят бесцельное “беганье” по школе к двигательной активности, хотя после такой перемены учитель по 10-15 минут не может привести их в чувство готовности к учебной деятельности.
По этому, мы решили, что перемены необходимо организовывать. С учениками на большой перемене после второго урока проводились игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения.
Поскольку с помощью игр происходило переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствовало повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников.
К проведению уроков физической культуры мы так же относимся с более глубоким психологическим смыслом. Главное для нас это психологический комфорт учащихся на уроках. Если ученик будет чувствовать себя уютно и комфортно, то и результаты не заставят себя долго ждать.
На уроках постоянно используем комплекс игр и упражнений, для поддержания физического и психического здоровья малышей (см. приложение). Темы наших занятий звучат так: “Организация и развитие межличностных отношений учащихся в игре”, “Развитие эмоциональной и волевой сфер учащихся ”, “Развитие познавательных процессов младших школьников (памяти, внимания, мышления)”, “Развитие учебных навыков младших школьников”. С помощью специально проработанной программы игр, мы помогаем учащимся расслабиться, почувствовать себя лучшими, развиваться физически и психологически на самом наивысшем уровне.
ВЫВОДЫ
В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением существующей идеологии, возникает вопрос о путях и способах повышения качества образования. Общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей развития детей.
Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников является одной из ведущих задач современных образовательных учреждений. Школы используют различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного пространства.
Создаются целевые межведомственные программы в регионах, городах и т.п. по системному подходу к решению проблем сохранения здоровья учеников.
Результаты проведенного исследования доказывают на достоверном уровне значимости, что действительно, комплекс проводимых мероприятий способствуют повышению уровня развития внимания, объема зрительной и слуховой памяти, повышение уровня психологического комфорта в классе и в целом на параллели, снимается психоэмоциональное напряжение учащихся начальной школы, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика // СПб.: Питер, 2003.- 652 с.
2. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа, 2003 г № 11- 80 с.
3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками // СПб.: Питер, 2006 г.- 180 с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника // М.: Владос, 2001 г.- 384 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // СПб.: Союз, 1997 г.
6. Выготский Л.С. Психология // М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.- 244 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология // М.: Педагогика – Пресс, 1998г. - 536 с.
8. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
9. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982 г.- 342 с.
10. Мухина В.С. Детская психология // М.: ООО Апрель Пресс, 2000 г.
11. Мухина В.С. Возрастная психология // М: Академия, 2004 г.
12. Немов Р.С. Психология, Книга 3 // Владос, 2000 г.-640 с.
13. Немов Р.С. Психология, Книга 2 // М.: Владос, 2000 г. – 606 с.
14. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2006 г. 288 с.