Почему трудно учить одаренного ребенка в школе?

Разделы: Школьная психологическая служба


Договоримся о понятиях. Имеется в виду ребенок с высокими общими умственными способностями, который обучается в прогимназии, т.е. по программам повышенного уровня, в 1 – 4 классах.

Попытка анализа всего разнообразия проблем конкретных детей привела к некоторой типологии основных причин трудности обучения одаренного ребенка.

I тип. Нередко умственно одаренные дети бывают не совсем адекватны. Они с трудом принимают правила школьной жизни. У них своеобразный образ мира, который приводит к неожиданным и подчас неуместным эмоциональным реакциям. Такие дети сложно налаживают контакты со сверстниками. Можно говорить о низком социальном (эмоциональном) интеллекте. Т.е., если где что-нибудь прибыло, то в другом месте убыло.

Безусловно, обучать таких ребят при классно-урочной системе крайне трудно. Классно-урочная система обучения предполагает некое усреднение темпа работы, достаточно жесткую структуру деятельности. Эта структура задается извне учителем, должна быть принята учениками. На протяжении всего урока и не только необходим учет всех детей как равноправных соучеников с их индивидуальными особенностями, толерантность в отношении к ним. Для детей с низким социальным интеллектом все это не доступно. Они чаще выучиваются всему сами, по своим таинственным законам и учебную программу осваивают стихийно. При этом тетради и учебники у них в безобразном состоянии, почерк неразборчивый, строчек и клеточек для них не существует. На уроке своим поведением они создают массу сложностей. Когда их нет в школе, учитель вздыхает с облегчением.

II тип. Дети этого типа встречаются реже. Они обладают не только общими умственными способностями, нормальным социальным интеллектом, т.е. полностью адекватны, но часто одарены музыкально, имеют высокий творческий потенциал. Они не мешают на уроке, готовы принять школьные правила, искренне стараются быть хорошими учениками. Но творческих людей отличает способность ставить внутренние задачи, т.е. идет активное познание мира, которое увлекает, поглощает. Как только встречается что-либо значимое, интересное для такого ребенка (а интересно ему очень много чего), он увлеченно пытается все глубже и глубже вникнуть в проблему, задает дополнительные уточняющие вопросы, на которые учитель подчас не может ответить без дополнительных справочных материалов. Более того, человечек так увлекается, что не может внутренне перестроиться на реальность урока. Таких “западаний” на уроке происходит не одно. Учитель жалуется родителям на невнимание ребенка, как причину возможной неуспешности.

III тип. Умные, способные, вполне адекватные дети, с высоким уровнем произвольности, т.е. умеющие справляться с творческими “западаниями”. Они отлично ведут себя на уроке, включены в его содержание, всеми силами пытаются не отвлечься. Но темп работы и интеллектуальная сложность обычного урока невысоки даже в прогимназии. Для пытливого острого ума это испытание, как монотонные капли воды из дырявого крана. Против своей воли внимание уплывает, мозг затормаживается, человечек “тупеет”. Вот механизм, объясняющий феномен снижения интеллектуальных способностей у детей начального школьного возраста, описанный В.С.Юркевич. Учитель не может “разорваться”, он обязан выучить всех детей, поэтому всегда обеспечивать очень высокую интенсивность урока не имеет права. Поведение одаренного ребенка им воспринимается, как неумение держать внимание.