Проектная деятельность на уроках информатики. Компьютер и здоровье

Разделы: Информатика


В последнее время очень много времени уделяется проектной деятельности учащихся, так как метод проектов помогает детям научиться превращать информацию в знания.

В данной статье представлена работа над проектом учащихся 10-го класса по теме “Компьютер и здоровье”. Эта тема выбрана мной не случайно, так как школа, в которой я работаю имеет статус “Школа здоровья”. В школе много внимания уделяется принципам здоровьесберегающих технологий, формированию у учащихся здорового образа жизни. В работе над проектом как нельзя лучше соблюдаются принципы здоровьесберегающих технологий: принцип сознательности, принцип постепенности, принцип индивидуализации и доступности и другие.

Почему я предложила учащимся именно эту тему? Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни. Как все новое, компьютеризация несет и новые проблемы. Одна из них – влияние компьютера на здоровье, на здоровье детей. Компьютер и его использование вызывает много споров, сомнений среди учителей, родителей. Но тем не менее, он прочно вошёл в нашу жизнь. Современное поколение учащихся не представляет себе жизнь без компьютера. Как же правильно использовать компьютер, соблюдая девиз “Не навреди”? Вот эту проблему мы поставили и попытались в какой-то мере найти решение для осуществления этого. Проблема “Компьютер и здоровье” затрагивает очень многие аспекты: игромания, излучение от компьютера, влияние на зрение, сидячий образ жизни и испорченная осанка и т.д. На уроке информационных технологий я совместно с учащимися “высветила” эти проблемы. Учащиеся разбились на группы и выбрали ту тему, которая заинтересовала их более всего. Группы были разные по численности. Самой многочисленной получилась группа, которая работала над проблемой игромании. В рамках проекта был снят видеосюжет, показывающий к чему приводит увлечение компьютерной игрой, была представлена презентация на эту тему (Приложение 1) Ребята собрали материал и сделали презентацию, в которой показали, что эта проблема актуальна не только в нашей стране. Презентация была сделана на английском языке. Всесторонне рассматривалось влияние на зрение, были составлены на основе различных рекомендаций в специальной литературе комплексы упражнений для глаз.

В школе проводится скрининг-диагностика. Ученик 10-го класса работает оператором. В своем проекте он рассказал как с помощью компьютера диагностируются дефекты зрения. Компьютер не только враг, как считают некоторые, но и друг.

Очень интересная работа была представлена по излучениям от компьютера, в которой не обошлось без знаний предмета физики. В результате проект получился интегрированным в очень многие предметы: английский язык, биологию, физику. Работа над проектом велась в учебное и неучебное время. Завершающим был урок по защите проектов. На этом уроке ребята учились дружественному отношению при обсуждении проектов, учились отмечать достоинства и недостатки друг друга. А самое главное, учились выступать и грамотно, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Был разработан оценочный лист (Приложение 2)., где проставлялись баллы. Затем по сети все листы были собраны на компьютере учителя и главным судьей (11 класс) подведены итоги. Работа над проектом вызвала большой интерес среди учащихся. Проект получает в школе практическое значение. Каждую четверть в школе проводятся “Дни здоровья”. В рамках этих дней ребята представляют свои работы в младших и средних классах.

Список литературы.

  1. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва “ВАКО” 2007.