Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательная: рассмотреть слова, в которых нет непроизносимого согласного звука, научить подбирать проверочные слова.
  2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь учащихся, умение сравнивать и делать выводы, отработать навык работы в группе.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, любовь к родному краю.

Педагогическое сопровождение: карточки для групповой работы; схемы к орфограммам; фотоснимки с видом Алтайского края.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

1) Подготовительный этап

Определите и сформулируйте тему минутки чистописания.

Буква находится в корне каждого слова и может разделить данные слова на две группы.

доблестный

честный

жалостливый

молотьба

Назовите букву. На какие две группы можно разделить слова? (В корне каждого слова есть буква т. Данные слова можно разделить на 2 группы: парный согласный т и непроизносимый согласный звук т).

2) Исполнительный этап.

Назовите ошибки в написании буквы Тт. (Учитель показывает карточки с искаженным написанием Тт).

Учитывая названные ошибки, напишите Тт в тетради.

3) Самоконтроль.

Подчеркните удачно написанные буквы.

III. Определение темы урока

Над какой темой работали на предыдущих уроках русского языка? (Непроизносимые согласные в корне слова)

Сегодня мы попытаемся открыть ещё одну тайну непроизносимых согласных. Будем учиться сравнивать, анализировать, оценивать свою работу, но чтобы подобрать ключик к тайне, надо выполнить несколько заданий на повторение.

IV. Письменный опрос с последующей взаимопроверкой. (Один ученик работает у доски).

1. В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?

2. Почему исчезают отдельные звуки?

3. Как графически обозначается орфограмма “Непроизносимый согласный в корне слова”?

4. Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

5. Все ли слова с непроизносимым согласным можно проверить?

Запись на доске:

1. стн, здн …

2. Удобнее произносить

3.

4. Проверочное однокоренное слово

5. Нет

V. Словарная работа. Проверка домашнего задания

Какие однокоренные слова удалось подобрать к словам чувство, лестница, праздник?

VI. Создание проблемной ситуации

Запись под диктовку слов с последующим самоконтролем.

Грустный, устный, известный, вкусный.

Ребята, как вы написали слово вкусный? Посмотрите, как я его написала.

Итак, вы думали, что надо писать в слове стн, а оказалось?

Почему так получилось?

На какой вопрос попытаемся найти ответ?

VII. Наблюдение

Работа по учебнику упр. 88 под руководством учителя.

Какие проверочные слова доказывают, что в слове вкусный нет непроизносимого согласного звука?

Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук?

VIII. Исследовательская работа в группах

1. Формулирование задания.

Исследовать слова на карточках. Определить, есть ли среди них такие, в которых при стечении согласных стн буква т не пишется.

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4
бессовес*ный доблес*ный окрес*ность горес*но
ужас*ный опас*но тягос*но пакос*ный
ненавис*ный пос*ный чудес*но интерес*но
чес*ный мес*ность ненас*ный капус*ный

 

Карточка №5
облас*ной
вес*ник
прелес*ный
прекрас*но

2) Организация принятия учащимися задания. Кто повторит, что нужно сделать?

3) Индивидуальная работа.

4) Высказывание каждого в группе. Обсуждение ответов и коррекция.

5) Подготовка выступающего. (Ответ проговаривается в группе).

6) Фиксация на доске результатов работы группы. (Отвечающий объясняет написание слов на карточке, выделяет то, в котором нет непроизносимого согласного. Это слово записывается на доске, а весь класс в тетрадях вместе с проверочным словом. Орфограмма обозначается графически.)

Вывод. Если слышим непроизносимый согласный звук всегда ли в слове есть непроизносимый согласный? Как это проверить?

IX. Закрепление изученного

1) Прочитайте в учебнике на стр. 66 шуточное стихотворение. Оно поможет вам запомнить, в каких словах нет непроизносимых согласных звуков.

На какие две части его можно разделить? С какой интонацией нужно читать?

Выразительное чтение вслух.

2) Упражнение “зоркий глаз”.

Найдите в стихотворении ещё одно слово, незаписанное нами в тетрадь, в котором нет непроизносимого согласного. (Напрасно – напрасен)

3) Используя слова напрасно, чудесно, прекрасно, интересно, опасно, ужасно, составьте предложения о нашем городе, крае.

Запись нескольких предложений с комментированием .

X. Подведение итога урока

Сегодня вы ещё раз убедились, что русский язык полон тайн. Какую тайну языка открыли благодаря вашей пытливости. Приведите примеры таких слов.

XI. Домашнее задание

Стр. 66 упр.89 (стихотворение выучить)

Стр. 73 упр.4 (письменно)