Цель урока:
- Обобщить знания детей о пройденных геометрических понятиях.
- Углубить знания о квадрате. Развивать пространственное и логическое мышление путём сопоставления геометрических фигур.
- Стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к предмету.
Оборудование для детей: развёртка куба, палочки, чертежи для решения логических задач, пазлы, линейки с лекалами геометрических фигур, раздаточный материал, фломастеры, цветные квадратики для решения комбинаторных задач.
Оборудование для учителя: линейка, циркуль, волшебный коробок, карточки с геометрическими фигурами, веер, тренажер для снятия усталости, рисунок на доске, музыкальное сопровождение “Голубой вагон”
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Вы любите путешествовать? Хотите побывать в стране Геометрии, в городе, который называется Квадрат?
- Ответы детей.
Учитель: На чём мы с Вами отправимся?
- Ответы детей.
Учитель: Хорошо. Выбрали летающую тарелку в форме квадрата. Пристегните ремни. Возьмите в дорогу внимание, трудолюбие, находчивость и дружбу. Звучит мелодия “Голубой вагон”
2. Работа по теме урока.
Учитель: Мы подлетели к воротам (створки доски закрыты).
Учитель: Как нам открыть дверь в эту удивительную страну?
- Ответы детей (отгадывание загадки)
Учитель:
Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …
Квадрат.
Учитель: Но ворота не открываются. Значит, отгадаем ещё одну загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня …
Квадрат.
Учитель: Докажите, что квадрат брат прямоугольника.
Ответы детей.
- И прямоугольник и квадрат – геометрические фигуры
- Имеют по четыре стороны, углы прямые
- Их построила замкнутая ломаная линия
- Но у прямоугольника противоположные стороны попарно равны, а у квадрата равны все четыре стороны.
- Вывод: квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Учитель: Дверь не открывается. Может начертить на ней всё, что знаем?
- ПОВТОРЯЕМ ВСЁ, ЧТО ЗНАЕМ!
Дети по ходу беседы чертят на альбомном листе с помощью лекала геометрические фигуры, а учитель выполняет орнамент на доске для пригласительного билета.
- Учитель: Всё началось с точки
Ответы детей (идёт демонстрация карточек учителем, приложение № 1):
- прямая – это множество точек;
- через одну точку можно провести множество прямых;
- а через две – только одну;
- есть кривая линия и ломаная;
- они бывают замкнутые и незамкнутые;
- замкнутая кривая линия поможет начертить окружность;
- а замкнутая ломаная состоит из звеньев и поможет начертить треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию, параллелограмм;
- отрезок часть прямой, ограниченный точками с двух сторон;
- а луч тоже часть прямой, но он имеет начало, но не имеет конца;
- два луча, выходящие из одной точки образуют угол: развернутый, прямой, острый, тупой (учитель иллюстрирует ответы детей с помощью веера)
Учитель: Наш билет в страну Геометрию готов!
3. Физкультминутка.
Побегайте глазками по треугольникам и покружитесь как снежинки (приложение № 2) под музыку Голубой вагон.
Двери открываются.
Учитель:
Вот мы и прибыли! (Приложение № 3): рисунок на доске из геометрических фигур). С дальней дороги отдохнем на лужайке под деревом. Оглянитесь вокруг. Повсюду геометрия.
Дети показывают, узнают геометрические фигуры на рисунке и называют воображаемые предметы.
Загадки волшебного квадрата.
Учитель:
Я нашла под деревом волшебный сундучок. В него квадрат сложил свои загадки:
1. Четыре сторонки,
четыре угла,
четыре вершинки –
вот и я.
Варианты ответов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб.
Начертите эти фигуры с помощью линейки – лекала.
2. Построй квадрат со стороной 5 см. Прежде чем строить, вспомним, какая величина живёт в стране Геометрии?
Ответ детей: длина
Учитель: назовите единицы длины в порядке возрастания.
Ответ детей: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.
3. Учащиеся строят квадрат.
4. Начертите прямоугольник, у которого длина равна ширине с помощью линейки – лекала.
5. Назовите номер фигуры, которая является квадратом (Приложение № 4).
6. Сколько квадратов на рисунках (Приложение № 5)
7. Игра “Кот в мешке”
Все стороны равны. Почему эта фигура не является квадратом?
Ответы детей: равносторонний треугольник, ромб
Учитель: а ещё про квадрат говорят, что это ромб с прямыми углами.
8. Логические задачи на поиск закономерностей.
а) Дорисуй недостающие фигуры.
б) Закрась лишнюю фигуру.
9. Решение геометрических задач.
Учитель: какие геометрические задачи вы умеете решать?
Ответы детей:
- Сравнивать длины отрезков.
- Находить длину звеньев ломаной.
- Находить периметр треугольника и прямоугольника.
Учитель: что ты знаешь о периметре? Найди периметр квадрата, который вы начертили.
10. Решение комбинаторной задачи: Какие фигуры можно составит на листе бумаги из четырёх одинаковых квадратов при условии, что квадраты
соприкасаются только по сторонам и три квадрата располагаются вот так и добавьте квадрат другого цвета:
Варианты ответов детей:
Учитель показывает образец расположения трёх квадратов (оранжевые), а учащиеся добавляют четвертый (зеленый квадрат).
11. Сложи фигуру из 10 палочек:
Переложи две палочки так, что бы получился один большой и один маленький квадрат.
12. Сложи квадрат. Пазлы.
ПОМНИ! У квадрата все стороны равны, а углы прямые.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют выполненную работу в парах.
13. Сложи коробочку.
Учащиеся из развертки куба складывают коробочку, фиксируя её форму скрепками. Какая геометрическая фигура была использована при складывании коробочки?
Ответ учеников: КВАДРАТ.
4. Итоги урока.
Учитель: Ребята, чтобы вы хотели положить в эту коробочку
Ответы детей:
- Свои знания.
- Все, что мы увидели в стране Геометрии.
Дети перечисляют все основные геометрические фигуры и их свойства, увиденные на уроке.
Послушайте, как сказал о квадрате поэт И. Троян (ученица читает стихотворение):
Присмотритесь-ка к квадрату –
Он здоровый, тароватый,
Он надёжнее, как друг,
Чем уж слишком круглый круг.
Каждый может быть свидетель,
Что в нём дышит добродетель.
В нём четыре стороны,
И все стороны равны.
Без обмана перед вами
На бумаге он с углами,
Честен каждою чертой,
Каждый угол в нём прямой.
Ничего нет несомненней,
Ничего нет неизменней;
Каждый должен быть здесь рад,
Что на свете есть квадрат.
5. Задание на дом.
Стороны коробочки украсьте геометрическим орнаментом. Звучит мелодия “Голубой вагон”.
Мы возвращаемся в класс.
Урок окончен. Всем спасибо.