План проведения викторины:
- Приветствие команд:
а) эмблема;
б) название команды;
в) девиз.
- Разминка для команд.
- Задания и конкурсы командам:
- на внимание;
- «не собьюсь!»;
- «составь правильно предложение»;
- «спички»;
- художников;
- пантомима;
- анаграмма;
- «составь из слова новые слова»;
- «судоку»;
- логическая задача.
- Конкурс капитанов:
- кто больше знает великих математиков;
- кто больше знает пословиц с числами.
- Конкурс болельщиков:
- составь самое длинное слово;
- математический словарь;
- марафон вопросов;
- вопросы болельщиков – болельщикам.
- Подведение итогов.
1. Приветствие команд.
1.Слово жюри.
2. Разминка для команд (на обдумывание одного вопроса – 0 секунд)
Вопрос 1.
Класс | Вопрос |
Ответ |
9-а |
Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? |
Перпендикуляр |
9-б |
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? |
Угол |
9-в |
Сумма длин всех сторон многоугольника? |
Периметр |
9-г |
Как называются стороны прямоугольного треугольника? |
Катеты и гипотенуза |
Вопрос 2.
Класс | Вопрос |
Ответ |
9-а |
Числа, расположенные правее нуля? |
Положительные |
9-б |
Выражение, находящееся над дробной чертой? |
Числитель |
9-в |
Не положительное и неотрицательное число? |
Нуль |
9-г |
Число, содержащее в записи запятую? |
Десятичная дробь |
Вопрос 3.
Класс |
Вопрос |
Ответ |
9-а |
Результат вычитания? |
Разность |
9-б |
Результат деления? |
Частное |
9-в |
Результат сложения? |
Сумма |
9-г |
Результат умножения? |
Произведение |
Вопрос 4.
Класс | Вопрос |
Ответ |
9-а |
Прямая, имеющая с окружностью две общие точки? |
Секущая |
9-б |
Взаимно перпендикулярные отрезки в ромбе? |
Диагонали |
9-в |
Угол с вершиной в центре окружности? |
Центральный |
9-г |
Величина, выраженная равенством С=2?R |
Длина окружности |
Вопрос 5.
Класс |
Вопрос |
Ответ |
9-а |
График линейной функции? |
Прямая |
9-б |
График квадратичной функции? |
Парабола |
9-в |
График функции у=к/х? |
Гипербола |
9-г |
Независимая переменная? |
Аргумент |
2.1. Слово жюри.
3. Конкурсы для команд.
- Конкурс на внимание. (Командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:
синий квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36). Задание ложное ( на самом деле будет другое): найти сумму чисел.
Задание настоящее:
Класс |
Вопрос |
Ответ |
9-а |
Какое число записано в квадрате? |
19 |
9-б |
Какого цвета круг? |
Зеленого |
9-в |
Какая фигура последняя? |
Ромб |
9-г |
В какой фигуре число 45? |
В треугольнике |
2) Конкурс «Не собьюсь!»
Ведущий: до скольких вы умеете считать? Ну, смелее. До 100? До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!»
(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)
3) Конкурс «Составьте правильно предложение»
Класс | Вопрос |
Ответ |
9-а |
В овощном магазине купили 8 (кг) (яблоки) и 900 (г) (помидоры). |
В овощном магазине купили 8 килограммов яблок и 900 граммов помидоров. |
9-б |
В магазине большой выбор (носки), (чулки), (ботинки) и модельных (туфли). |
В магазине большой выбор носков, чулок, ботинок и модельных туфель. |
9-в |
Яна купила 1 (кг) (груши) и 500 (г) (вафли). |
Яна купила 1 килограмм груш и 500 граммов вафель. |
9-г |
В магазине купили 5 (кг) (макароны) и 600 (г) (томаты). |
В магазине купили 5 килограммов макарон и 600граммов томатов. |
3.1. Слово жюри.
4) Конкурс «Спички».
Ведущий: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Класс | Вопрос |
Ответ |
9-а |
VII + III = V |
VII –III=IV или |
9-б |
V = II = VIII |
X = II + VIII |
9-в |
VI = X + I |
VI = V+ I |
9-г |
VII = IV + I |
VII = V + II |
5) Конкурс «Художников».
Изобразить робота, используя только математические фигуры, символы, знаки, числа (учитывается количество использованных символов).
6) Конкурс «Пантомима».
Изобразите:
9-а |
Разозленного кота |
9-б |
Голодного поросенка |
9-в |
Красавца павлина |
9-г |
Испуганного пингвина |
3.2. Слово жюри.
7) Конкурс «Анаграмма»
Ведущий: буквы в строках квадрата А – это анаграммы слов, которые надо вписать в строки квадрата Б. Если вы сделаете все правильно, то в диагоналях квадрата Б соберутся еще два слова.
Квадрат А (для 9-а,б) | Квадрат Б | Ответ | ||||||||||||||
А |
В |
Е |
З |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
З |
А |
В |
Е |
Т |
А |
Е |
Л |
П |
Ц |
|
|
|
|
|
|
|
П |
А |
Л |
Е |
Ц |
А |
А |
К |
П |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
Ш |
А |
П |
К |
А |
А |
А |
З |
Л |
М |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Л |
М |
А |
З |
В |
Д |
О |
О |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
О |
Т |
В |
О |
Д |
Квадрат А (для 9-в,г) | Квадрат Б | Ответ | ||||||||||||||
П | С |
Т |
У |
У |
|
|
|
|
|
|
|
У |
С |
Т |
У |
П |
Е |
К |
К |
Л |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
К |
Л |
Е |
Р |
К |
А |
Г |
И |
К |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
К |
Н |
И |
Г |
А |
А |
К |
М |
Р |
Ю |
|
|
|
|
|
|
|
Р |
Ю |
М |
К |
А |
А |
К |
О |
Т |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
Т |
О |
Ч |
К |
А |
8) Конкурс «Составь из слова новые слова».
Ведущий: из слова «калькулятор»командам надо составить как можно больше новых слов, а болельщикам самое длинное слово.
9) Конкурс «Судоку».
Ведущий: цифровая головоломка судоку тренирует внимание и логику. Решать судоку не сложно: нужно только заполнить пустые клетки цифрами от 1 до 9, так, чтобы в любой строке, в любом столбце и в любом блоке три на три клетки (они выделены) не было одинаковых цифр.
Судоку | Ответ | |||||||||||||||||
4 |
3 |
8 |
|
|
|
7 |
6 |
5 |
|
4 |
3 |
8 |
2 |
1 |
9 |
7 |
6 |
5 |
2 |
1 |
|
7 |
8 |
|
|
9 |
|
|
2 |
1 |
6 |
7 |
8 |
5 |
4 |
9 |
3 |
5 |
|
|
3 |
6 |
4 |
|
1 |
|
|
5 |
7 |
9 |
3 |
6 |
4 |
2 |
1 |
8 |
|
6 |
1 |
|
4 |
2 |
3 |
|
|
|
8 |
6 |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
7 |
9 |
7 |
|
5 |
8 |
|
1 |
6 |
|
2 |
|
7 |
9 |
5 |
8 |
3 |
1 |
6 |
4 |
2 |
|
|
2 |
9 |
7 |
|
5 |
8 |
|
|
3 |
4 |
2 |
9 |
7 |
6 |
5 |
8 |
1 |
|
2 |
|
1 |
9 |
3 |
|
|
7 |
|
6 |
2 |
4 |
1 |
9 |
3 |
8 |
5 |
7 |
|
5 |
|
|
2 |
8 |
|
3 |
4 |
|
9 |
5 |
7 |
6 |
2 |
8 |
1 |
3 |
4 |
1 |
8 |
3 |
|
|
|
9 |
2 |
6 |
|
1 |
8 |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
2 |
6 |
10) Конкурс «Логическая задача».
Ведущий: Тетрадь, ручка, карандаш, книга стоят 37 рублей. Тетрадь, ручка, карандаш стоят 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 35 рублей. Тетрадь и карандаш вместе стоят 5 рублей. Сколько стоит каждая вещь?
Решение:
Т+Р+КР+КН=37 (1) Т+Р+КР=19 (2) КН+Р+КР=35 (3) Т+КР=5 (4) |
(1)-(2): КН=37-19=18 |
Ответ: книга стоит 18 рублей, ручка-14 рублей, тетрадь-2 рубля, карандаш-3 рубля.
3.3. Слово жюри.
4. Конкурс капитанов.
Задания |
Пояснения |
Кто больше назовет известных математиков? |
Ответы капитаны дают по очереди. Остановившийся выбывает. За каждый правильно данный ответ присуждается 1 балл. |
Кто больше назовет пословиц с числами? |
4.1. Слово жюри.
5. Конкурсы болельщиков.
- Из слова «калькулятор» составь самое длинное слово (2 балла).
- Составьте «математический словарь» на каждую букву русского алфавита.
- Задайте свои математические вопросы болельщикам других команд.
- Марафон:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Площадь прямоугольника со сторонами 15 и 5 см? |
75 см? |
2. |
Наименьшее число, кратное 11? |
11 |
3. |
Число, которое составляет 1/9 от 153? |
17 |
4. |
Среднее арифметическое чисел 16, 27, 98? |
47 |
5. |
Площадь квадрата, периметр которого 36 см? |
81 см? |
6. |
Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны? |
1023 |
7. |
3/5 часа, выраженные в минутах? |
36 минут |
8. |
? книги составляют 18 страниц. Сколько страниц в книге? |
24 стр. |
9. |
Участок, площадью 1 ар? |
Сотка |
10. |
Точка, равноудаленная от всех точек окружности? |
Центр |
11. |
Отрезок ломаной? |
Звено |
12. |
Математический знак, используемый для записи чисел? |
Запятая |
13. |
Совокупность делений на линейках различных форм? |
Шкала |
14. |
Расстояние, измеряемое между концами отрезка? |
Длина |
15. |
Запись, состоящая из одной или нескольких цифр? |
Число |
16. |
Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство? |
Корень |
17. |
Число, которое не может быть делителем? |
Ноль |
18. |
Угол, образованный двумя дополнительными лучами? |
Развернутый |
19. |
Выражение, показывающее соотношение между величинами? |
Пропорция |
20. |
Место, занимаемое цифрой в записи числа? |
Разряд |
21. |
Равенство, устанавливающее связь между независимой искомой величиной и известными величинами? |
Уравнение |
22. |
Замена числа его приближенным значением? |
Округление |
23. |
Величина, измеряемая в кубических единицах? |
Объем |
24. |
Выражение, представляющее произведение одинаковых множителей? |
Степень |
25. |
Часть окружности? |
Дуга |
26. |
Квадрат наименьшего простого числа |
2? = 4 |
27. |
Отношение длины окружности к длине ее диаметра? |
Число ? |
28. |
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? |
Подобные |
29. |
Дробь, числитель которой меньше ее знаменателя? |
Правильная |
30. |
Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? |
Куб |
31. |
Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь, какой фигуры больше? |
Квадрата |
32. |
Все целые и дробные числа? |
Рациональные |
33. |
Функция вида у = кх + в? |
Линейная |
34. |
60 часть градуса? |
Минута |
35. |
Треугольники, которые имеют по два равных угла? |
Подобные |
36. |
Вписанный угол, опирающийся на дугу в 180?? |
90? |
37. |
Радиус окружности, заданной уравнением (Х+5)?+(У-2)?=121 |
11 |
38. |
1/180 часть развернутого угла? |
Градус |
39. |
10000 м? |
гектар |
40. |
Часть, которую составляет 20%от числа? |
1/5 |
41. |
Множество точек угла, равноудаленных от его сторон? |
Биссектриса |
42. |
Отрезок стягивающий дугу в 180?? |
Диаметр |
43. |
Число, показывающее, сколько квадратных единиц содержится в плоской фигуре? |
Площадь |
44. |
Автор теоремы, выраженной равенством а? + в? = с? |
Пифагор |
45. |
Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны? |
Прямоугольник |
46. |
Два угла, прилежащие к одной из боковых сторон трапеции? |
Внутренние односторонние |
47. |
Дробное выражение, числитель и знаменатель которого не имеют общих делителей, кроме1? |
Несократимая дробь |
5.1. Слово жюри.
5. Подведение итогов.
№ п/п |
Конкурс |
Баллы |
Классы |
|||
9-а |
9-б |
9-в |
9-г |
|||
1. |
Приветствие: |
5 макс. |
|
|
|
|
2. |
Разминка команд |
5 макс. |
|
|
|
|
3. |
Конкурс на внимание |
1 |
|
|
|
|
4. |
Не собьюсь |
5 макс. |
|
|
|
|
5. |
Составь правильно предложение |
3 |
|
|
|
|
6. |
Спички |
2 |
|
|
|
|
7. |
Конкурс художников |
3 |
|
|
|
|
8. |
Пантомима |
5 |
|
|
|
|
9. |
Анаграмма |
5 |
|
|
|
|
10. |
Составь новые слова |
По 1 за каждое слово |
|
|
|
|
11. |
Конкурс «судоку» |
7 |
|
|
|
|
12. |
Логическая задача |
6 |
|
|
|
|
13. |
Конкурс капитанов: |
По 1 за каждое |
|
|
|
|
14. |
Конкурсы болельщиков: |
3 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
Провозглашение мест:
Место | Класс |
I |
9- |
II |
9- |
III |
9- |
IV |
9- |