Урок математики в 1-м классе (Программа "Школа-2100") по теме "Целое и части"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные: ввести понятия: целое и части; уяснить: целое состоит из частей;

  • объединив части – получим целое;
  • если из целого убрать одну часть – останется другая часть.

2. Развивающие: формировать мыслительные операции - синтез, анализ, сравнение, обобщение. Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

3. Воспитывающие: продолжать развивать коммуникативные качества, толерантность, внимание, интерес к математике.

4. Коррекционные: развивать мелкую моторику.

Здоровье-сберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (смена поз, физкультминутки, цветотерапия, тренажеры, гимнастика для глаз)

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • самостоятельная;
  • дифференцированная.

Оборудование:

  • демонстрационный: иллюстрация «Осень», набор цифр, знаков, «осенние листочки» разные по цвету, форме, размеру; картинки: белочка, грибы, шишки; геометрические фигуры, таблички «знаю», «не знаю», карточки «человечки», разноцветные зонтики;
  • раздаточный: набор цифр 1-3, набор «осенних листочков» (разных по форме, цвету, размеру), цветные карандаши, рабочие тетради, тетрадь для самостоятельных работ;
  • технические средства: магнитофон и кассета с записью песни «Дважды два четыре».

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Самоопределение к деятельности. (орг. момент)

Медитация.

2. Актуализация  знаний и фиксация затруднения  в деятельности.

на доске осенние листья в определенном порядке.

показываю на доске.

3. «Открытие»  нового знания и  формулирование темы урока. на доске – 2 синих  1 красный круг.

на доске:

Вывод.

Учебник.

4. Первичное закрепление

(на доске белочка, грибы, шишки)

5. Самостоятельная работа. (на доске: белочка, 1 большая, 1 маленькая шишка)

6.Трениро-вочные упражнения и задания на повторение.

7. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Рисунок Доктора Айболита.

Звучит песня «Дважды два четыре».
  • Психологический настрой уч-ся.
  • Покажите умные глазки, ровные спинки
  • Повернитесь к гостям, улыбнитесь, пожелайте им здоровья
  • Почему звучала песня «Дважды два четыре»?
  • На уроке математике часто приходится «ломать голову».
  • Как вы это понимаете?
  • Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.
  • Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

(Тренажеры для пальчиков)

  • Подготовьте пальчики к работе.

1. Рабочая тетрадь У.22.с.22.

  • Какая закономерность есть в задании?

2. Математический диктант.

  • Прочитайте числа на первой строке (1,2,3)
  • Подчеркните красным цветом наименьшее число (1)
  • Подчеркните синим цветом наибольшее число (3)
  • Подчеркните зеленым цветом число, которое стоит в ряду чисел после одного и перед числом 3 (2)
  • Во второй строке подчеркните столько треугольников, сколько указано цифрой (3)
  • Подчеркните на третьей строке столько кругов, чтобы их было меньше, чем треугольников (1,2)
  • На четвертой строке запишите значение выражений.

Проверка на доске:

  • Какое сейчас время года?
  • Осенью часто идет дождь, дует ветер.

Давайте покажем, как это происходит.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.

Уч.- Осенние листья летят и кружатся, Ковром золотым на землю ложатся…

  • Листочки, с каких деревьев слетели? (клен, береза, осина)

Большой – маленький
Желтый – красный – зеленый
Клен – осина - береза

  • На какие группы можно разделить листья? (по форме, цвету, размеру)
  • Составьте в паре рисунок из листочков у себя на парте.
  • Какая закономерность?
  • Как можно продолжить узор? (установить: цвет, размер, форму)

(глазная гимнастика)

  • Следить за листочком глазами (вверх- вниз, влево - вправо, по диагонали справа - налево, слева - направо)
  • Закройте глаза (в это время убираю с доски листочки, оставляю 2 больших желтых кленовых листа и 1 маленький красный осиновый лист)
  • Оставьте эти же листочки у себя на парте.
  • Сколько всего листочков? 3
  • На какие группы можно их разделить?
  • Сколько желтых листочков? 2
  • Сколько красных? 1

(Беру карточки со словами «целое», «часть», «часть» и ставлю их около листочков с цифрами 3, 2, 1)

  • Вам знакомы такие слова?
  • А что вы уже знаете? (цифры 1, 2, 3, знаки +,-,=,‹,›, геометрические фигуры, равенства, неравенства)

На доске таблица:

Знаю

Не знаю

1 2 3

+, -, =, ‹, › …

целое

часть

часть

  • Хотите узнать?

1. Откройте учебники с.44 №1. Прочитайте задание.

2. Читаем текст под знаком - ?

  • Самостоятельно отвечают на вопрос учебника.

3. Проверяем свои ответы, читаем текст под знаком - !

  • Какой цифрой обозначим количество кругов на доске? (3)
  • Как мы назвали все круги? (Целое)
  • Уберем из целого только красные круги. Сколько их? (1)
  • Как мы их назвали? (часть)
  • Какие круги остались? (синие)
  • Сколько их? (2)
  • Как их назвали? (часть) (другая часть)
  • Соединим части вместе. Что получим? (Целое)
  • Как получить целое? (Собрать части вместе)

Запись: 1+2=3

2+1=3

  • Как получить часть? (Из целого забрать часть)

Запись: 3-1=2

3-2=1

4. Задание №2 (У.22, с 44)

  • Расскажите, что изображено на каждом рисунке?
  • Расскажите, на каком рисунке собрали из частей целое?
  • Подберите математические записи к этому рисунку.

1+2=3

2+1=3

  • Расскажите, на каком рисунке из целого убрали часть?

5. Как получить целое?

  • Как получить часть?
  • Что белочка заготавливает себе на зиму?
  • Сколько всего грибов она принесла? 3
  • Что это? (Целое)
  • Сколько белых грибов? 2
  • Что это? (часть)
  • Сколько подосиновиков? 1(часть)
  • Как найти целое?
  • Как записать? 2+1=3 или 1+2=3
  • Белочка повесила сушиться 2 гриба (белых).
  • Сколько у нее осталось грибов? 1
  • Как найти часть?
  • Как записать? 3-2=1
  • Белочка повесила сначала 1 гриб (подберезовик)
  • Сколько осталось у нее грибов? 2
  • Как найти часть?
  • Как это записать? 3-1=2
  • Что еще заготавливает белочка на зиму? (орехи, шишки).
  • Сделайте запись в тетради по рисунку.

1+1=2

  • Убрали 1 шишку.

2-1=1

Назовите целое, части.

  • Учебник с.45. №4. (комментирование)

Равенство, неравенство.

  • Осенью часто идет дождь. Чтобы пойти гулять, мы возьмем зонтики.
  • На парте у вас лежат «зонтики»
  • Найдите на нем цифры.
  • Какие из них обозначают «целое», какие «часть»?
  • Заштрихуйте числа, которые обозначают части – зеленым цветом;
  • Число, которое обозначает целое – красным цветом.
  • Поднимите «зонтики» над головой.
  • Что нового узнали на уроке сегодня?

(перемещаю карточки в таблице «целое», «части» в раздел «Знаю»).

ЗнаюНе знаю

1 2 3

+, -, =, ‹, › …

целое

часть

часть

  • Выберите для себя «человечка», который соответствует вашему настроению:

Руки «вверх» - этот «человечек» усвоил новое знание и научился применять его на практике.

Руки «в стороны» - этот «человечек» усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Руки «вниз» - этот «человечек» расстроился, тема для него сегодня непонятна.

  • Доктор Айболит благодарит вас за сохранение осанки во время урока и угощает вас витаминами.

Урок окончен. Спасибо!

Ответы детей

(урок математики)

- надо думать, решать что-то…

Выполняют задание в рабочей тетради.

Выполняют задание в тетради для самостоятельных работ.

(оценка работы +)

(осень)

Дети работают у доски и на парте в парах.

Дети комментируют, составляют узор в парах.

Дети кладут карточки с цифрами на парте:

  • по цвету;
  • по форме;
  • по размеру

- Цифры 1, 2, 3, знаки +, -, =, ‹,›

(убирают листочки в коробочки)

Работа в учебниках с.44 №1

Работа на доске

работают карандашом в учебнике, самостоятельно делают вывод.

(читают вывод в учебнике)

выкладывают на парте математические выражения

Рабочая тетрадь №2

Дети находят верную запись, подписывают ее в рабочей тетради.

Исправление ошибок в учебнике карандашом.

(проверка)

Что такое «целое» и «часть».

Дети выбирают «схему-человечка»