Цели урока.
- Образовательные: обобщение и повторение материала по теме: перевод смешанных чисел в неправильные дроби и обратно, нахождение дроби от числа, сложение и вычитание смешанных чисел.
- Развивающие: развитие смекалки, логики, интереса к предмету, умения применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
- Воспитывающие: воспитание чувства взаимопомощи и организованности в коллективе.
Организация урока.
Класс заранее делится на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается капитан. Дети придумывают название для своей команды и приветствие.
Ход урока.
Вступление учителя:
Царица - математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Поверьте мне, друзья,
Что этот путь нелегок и тернист,
Немало тех, кто наставлял себе здесь шишки,
Но радости открытий не сравнишь
С тем горьким мигом, быстротечным слишком.
И я желаю всем сегодня
Успехов, радости, побед,
Нет в нашем клубе побежденных,
Здесь каждый - обреченный на успех!
Сегодняшний урок – обобщающий урок по теме «Смешанные числа», - мы проводим в форме КВН. Итак, мы начинаем КВН. У нас 4 команды. Капитаны приглашаются для жеребьевки на первый конкурс – конкурс приветствий. (На доске записываются названия команд. Каждая команда со своего места выступает с приветствием в соответствии с проведенной жеребьевкой. Этот конкурс не оценивается.)
Второй конкурс- разминка. (Он состоит из двух частей. Цена вопроса – 1 балл. Ответы выслушиваются без обдумывания. Если есть ответ сразу у нескольких команд, то ответ пишется на листочке и показывается учителю.)
Предлагаются вопросы для эрудитов:
1. Кто ввел и первым стал использовать современную запись дробей с дробной чертой?
( Ответ: итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский)) [3]
2. Кто ввел названия «числитель» и «знаменатель»?
( Ответ: греческий монах Максим Плануд.) [3]
3. Какой народ называл дроби «ломанными числами»?
( Ответ: русские.) [3]
Теперь предлагаются старинные задачи. ( На обдумывание и решение 2 мин.)
1. Сколько гривенников можно получить из рубля?
(Ответ: 1 грив.=10 коп., значит, 25 гривенников.)
2. В старину дробь 1/3 называли «треть», дробь 1/2 - пол или полтина. Как тогда можно назвать дробь 1/6?
(Ответ: полтрети.) [3]
3. Какое-то число разделили на 8 и получили . Назовите это число.
(Ответ: 19. 2*8+3=19.)
(Подводится итог конкурса. На доске записываются результаты.)
Учитель:
Ну что ж, друзья, пришел черед
Для наших капитанов.
Кто лучше всех из них споет
Для чисел дифирамбы?
Кто знает, может их полет
К вершинам знаний принесет
Им радость обладанья
Всех таинств мирозданья!
Мы начинаем конкурс капитанов. Капитаны – «к барьеру»!
Сначала, вопросы - персонально каждому капитану. Ответы даются сразу. Правильный ответ – 1 балл.
Теперь, вопросы всем капитанам. Отвечает капитан, первым поднявший руку. Слушайте внимательно!
1. 40 бабушек вошли в автобус. Пятая часть из них сразу же купили себе билеты, а остальные закричали, что у них – проездной. На самом деле проездной был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехали «зайцами»?
(Ответ: 40-40:5-7=25) [2]
2. Людоед весил 18 кг до того, как он сел на диету. За два дня он похудел на . Какой теперь его вес?
(Ответ: кг) [2]
3.
Подводим итоги конкурса капитанов. (Все данные выписываются на доске.)
Завершаем урок конкурсом команд. Капитаны после этого конкурса должны будут оценить работу каждого члена своей команды по 5-бальной системе. На предложенные задачи каждая команда дает один ответ от команды. Правильный ответ - 1 балл. Время обдумывания - 2 минуты. (Свои ответы команды пишут на листочках.)
1. Продолжить ряд чисел:
2. Какой путь проедет велосипедист за 13 часов, если будет ехать со скоростью км/ч? (Ответ: 164км = 12*13 + 8.)
3. Фермер планировал собрать 28 тонн овощей, что составило того, что он собрал на самом деле. Сколько овощей собрал фермер?
Площадь закрашенной части квадрата 7 квадратных единиц. Чему равна площадь всего квадрата?
Подводится итог. Капитаны дают оценку работе учащихся в своих командах. Выставляются оценки за урок. При этом нужно учитывать победу как во всей игре, так и в отдельных конкурсах. В проигравших командах тоже могут быть отлично работавшие учащиеся.
Использованная литература:
- П.Р.Оникул. 19 игр по математике. Союз, С.-Питербург, 1999г.
- Г. Остер. Задачник (ненаглядное пособие по математике). Москва «Спарк – М», 1992г.
- Н.Я.Виленкин и др. Математика, 5 класс. Москва, 1997г.