Экономике ученик учится не час или два в неделю по расписанию, а постоянно, поэтому она способна оказать решающее влияние на формирование личности подростка, его социальную позицию. Элективным курсом “Семь Я” автор ставит задачу если не облегчить “вхождение” в предмет, то заинтересовать учеников, используя уже известные им сведения об основных ролях экономических агентов и их взаимодействии, систематизируя и расширяя их знания.
Предлагаемый курс предпрофильной подготовки не дублирует базовые курсы школьной экономики, а существенно развивает их практическую значимость и опирается на многочисленные и доступные учебные пособия.
Программа курса показывает значение важной социальной связки “Я – экономика”, т.е. что я, человек, могу дать экономике и, что экономика может дать мне. Дает возможность учащимся получить реальное представление о себе как представителе различных категорий экономической жизни общества, учит переносить теоретические знания в реальную действительность, причем делает это, активно используя практическую направленность курса.
Особенности курса
Вопрос |
Ответ |
1.На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? | Содержание учебного материала
соответствует целям предпрофильной подготовки,
способствует самоопределению учащихся в
отношении профилирующего направления
собственной деятельности, помогает восполнить
пробелы экономических знаний. Использование личностно-ориентированных видов образовательной деятельности (игровые, проектные, информационные и др. современные образовательные технологии), необходимо помочь учащимся обрести уверенность в своих силах и способностях, создать “атмосферу успеха”. Единицей управления является учебная ситуация “ученик – субъект учения”, преобладает рефлексивное управление. Для чего я это делаю? Так ли я делаю? Правильно ли я сделал? Сумел ли я выразить себя? |
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса? | В базовом курсе доминирует знаниевой подход к экономическому образованию, когда на первое место выдвигается задача заучивания школьниками большого числа экономических терминов в ущерб формирования их функциональной грамотности и нравственной основы выбора. Данный курс является практико-ориентированным, приближен к реальным жизненным условиям. |
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала? | От теории к практике. От простого к сложному. От общего к частному. Опора на жизненный опыт учащихся, практическая направленность курса. |
4.Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? | 1) Установочный блок: “Будем
знакомы”, “Я и моя семья”. 2) Практический блок: “Я ученик”, “Я покупатель”, “Я путешественник”, “Я предприниматель”, “Я налогоплательщик”. 3) Итоговый блок: “Я хочу работать”. |
5. Сколько времени потребуется? | 9 учебных часов в течение одной учебной четверти. |
6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? | Раздаточный материал по темам, тестовые задания, периодические издания, фонд библиотеки, памятки для учащихся. |
7. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? | Групповая деятельность по
созданию проекта. Презентация проекта с использованием информационных технологий. |
8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | Исследовательская деятельность. Создание проекта |
9. Какова доля самостоятельной работы учащихся? | 70% (проведение социологических
опросов, решение экономических задач
математическими методами, проект, эссе,
“мозговой штурм”, составление сметы, работа с
различными текстовыми источниками)
|
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? | Входная диагностика, качество выполнения предлагаемых заданий, динамика интереса к данному курсу, выбор профиля обучения. |
11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? | По посещаемости занятий, через рефлексию (технология “Острова”), выбор тем творческих работ. |
12.Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? | Эссе Презентация проекта Участие в творческих мероприятиях ОУ, города (по рекомендации) |
ЦЕЛИ
Общие цели:
- создать положительную мотивацию к выбору будущего профиля обучения и его освоению;
- актуализировать экономическое и правовое мышление;
- развивать мотивацию собственной учебной деятельности, соответствующей склонностям школьника;
- помочь приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике (как гражданина, как работника, как потребителя);
- Развивать коммуникативные навыки общения
После усвоения данного курса учащиеся будут:
Иметь представление об:
- экономике как науке.
- основных закономерностях рыночной экономики.
- различных аспектах взаимодействия личности и экономики.
- бизнесе как сфере деятельности человека.
Знать:
Уметь:
Владеть:
- Методами научного познания:
- Методами самостоятельной работы:
1. Проведение социологических исследований.
2. Представление результатов работы в таблицах, графиках и картосхемах.
3. Использование результатов исследований для теоретических выводов.
4. применение экономической теории для решения практических задач.
1. Работать с основной и дополнительной литературой, статистическими данными.
2. Выполнять тестовые работы.
3. Выполнять практические работы, вести наблюдения, собирать информацию.
4. Представлять выполненные работы (защита, презентация, эссе).
5. Использовать ресурсы Интернета.
Содержание курса и учебная деятельность
Ожидаемый образовательный результат курса:
- Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
- Умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их.
- Умение переносить полученные теоретические знания в реальную действительность рыночной экономики.
- Умение находить, обрабатывать и представлять полученные результаты.
- Опыт работы в коллективе, проектирования, моделирования; систематизация знаний.
- Возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации.