Зал украшен в стиле деревенской избы.
На заднем плане стол, окошко с частью стены, печка.
На переднем плане по обеим сторонам лавочки.
Хозяйка стоит посередине дома.
Стихотворение:
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни.
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
Х о з я й к а: Вечером, когда закончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе, и каждый снова занят любимым делом.
Под народную музыку в класс входят гости. Девочки и мальчики в русских народных костюмах.
Х о з я й к а: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.
Гости кланяются хозяйке и рассаживаются.
Х о з я й к а: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Г о с т ь: Гостям-то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Х о з я й к а: В тесноте, да не в обиде. (Хозяйка усаживается.)
А какая же работа без песни?
А как песню мы начнём спевать
Надо ниточку в клубочек намотать.
Девочки и мальчики поют русскую народную песню.
Х о з я й к а: Наводила я порядок в избе, нашла бабушкин сундучок. А здесь много чего интересного припрятано. (Открывает и показывает фигурку медведя.) Культовым животным на севере России считался медведь. Существовало поверье, что медведь есть человек, превращенный каким-то волшебством в зверя, не случайно именно этот мотив отражён в ряде волшебных сказок.
Вы послушайте, ребята,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасётся
В бане парится медведь.
Р е б я т а: А мы тоже шутливые нескладушки знаем.
1-й м а л ь ч и к: Федул, чего губы надул?
2-й м а л ь ч и к: Кафтан прожёг.
1-й м а л ь ч и к: Можно зашить.
2-й м а л ь ч и к: Да иглы нет.
1-й м а л ь ч и к: А велика ли дыра?
2-й м а л ь ч и к: Один ворот остался!
3-й м а л ь ч и к: Фома, что из леса идешь?
4-й м а л ь ч и к: Да медведя поймал.
3-й м а л ь ч и к: Так веди сюда!
4-й м а л ь ч и к: Так он не идет!
3-й м а л ь ч и к: Так сам иди!
4-й м а л ь ч и к: Да он меня не пускает!
Д е в о ч к а: Сынок, сходи за водицей на речку!
М а л ь ч и к: Брюхо болит!
Д е в о ч к а: Сынок, иди кашу есть!
М а л ь ч и к: Что ж, раз мать велит – надо идти!
1-я д е в о ч к а: Матрен, у тебя в избе тепло?
2-я д е в о ч к а: Тепло. На печке в шубе согреться можно!
5-й м а л ь ч и к: Чего сегодня делал?
6-й м а л ь ч и к: Рукавицы искал!
5-й м а л ь ч и к: Нашёл!
6-ой м а л ь ч и к: Нашёл!
5-ый м а л ь ч и к: Где же они были?
6-ой м а л ь ч и к: За поясом. А ты куда шагаешь?
5-й м а л ь ч и к: За семь верст.
6-й м а л ь ч и к: Киселя хлебать?
5-й м а л ь ч и к: Нет, комара искать.
6-й м а л ь ч и к: Это какого же комара?
5-й м а л ь ч и к: Да того, который за нос меня укусить хочет.
6-й м а л ь ч и к: Да он же при тебе.
5-й м а л ь ч и к: Где же при мне?
6-й м а л ь ч и к: Да на носу у тебя!
Дети возвращаются на свои места.
Х о з я й к а: Что же тут ещё в сундучке? (Открывает и показывает фигурки кукол.) Вот это да! Кукла! Да не одна. Тряпичная и соломенная. В старину такие куклы ребята сами мастерили. И у вас куклы, и другая работа почти готова. А как хороши куклы! Так в пляс и просятся.
Д е в о ч к а:
Эх, топни нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая!
Пойду плясать по соломушке!
Раздайся народ по сторонушке!
Мальчики приглашают девочек на танец. Исполняется танец “Кадриль”.
Х о з я й к а: (Смотрит в сундучок и достает валенок.) Сундучок свой открываю и валеночек вынимаю. Да это же мой! Я его маленькая носила. (Что-то ищет в сундучке.) А второго нет! Куда же он подевался?
М а л ь ч и к: Вален-валенок провалился в проталинок.
Х о з я й к а: Ой, скороговорка получилась! Маланья болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить. (Передает валенок гостю.)
1-й р е б ё н о к: Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня. (Передает валенок другому.)
2-й р е б ё н о к: Шёл Егор через двор. Нёс топор чинить забор. (Передает валенок другому.)
3-й р е б ё н о к: А Коля колет колья. (Передает валенок другому.)
4-й р е б ё н о к: Ой, тары бары растабары. У Варвары куры стары. (Передает валенок другому.)
5-й р е б ё н о к: Да хохлатые хохотушки хохотом хохотали: “Ха-ха-ха!” (Передает валенок другому.)
6-й р е б ё н о к: А сыворотка из-под простокваши. (Передает валенок другому.)
Х о з я й к а: Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, болтала, болтала, да не выболтала! (Передает валенок другому.)
7-й р е б ё н о к: А от топота копыт пыль по полю летит!
8-ой р е б ё н о к: Как бык коню копыта покупал. (Передает валенок другому.)
9-й р е б ё н о к: Мели Емеля твоя неделя. (Убирает валенок.)
Х о з я й к а: Спасибо вам, ребята, молодцы! Хорошие скороговорки!
Сундучок свой открываю
И загадки вынимаю.
В старину очень любили люди загадки друг другу загадывать. Вот и я вам сейчас загадаю загадки. (Открывает сундучок и показывает листочек с дерева.) Вот листочек, наверное, с осени остался. И загадки про осень я вспомнила.
Осенью часто бывает такое:
Заря-зарница красная девица
По лесу ходит, ключи обронит.
Месяц увидит, не скажет
Солнце увидит – поднимет.
(Роса)
А вы, ребятишки, загадки знаете?
1-й р е б ё н о к:
Летит птица по синему небу
Крылья распластала
Солнышко застала.
(Туча)
2-й р е б ё н о к:
Крупно, дробно зачастил
Всю землю напоил.
(Дождь)
3-й р е б ё н о к:
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках.
(Мухомор)
4-й р е б ё н о к:
Сижу верхом не знаю на ком.
Знакомца встречу
Соскочу – привечу.
(Шапка)
5-й р е б ё н о к: Чёрный конь скачет в огонь.
(Кочерга)
6-й р е б ё н о к:
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.
(Хлеб)
Х о з я й к а: Что-то мы засиделись, надо ножки поразмять. (Открывает и показывает предметы из сундучка.) А эти предметы нам помогут.
Музыкальный проигрыш. Проводится русская народная игра “В столба”.
Х о з я й к а: Играть не устать, не ушло бы дело!
1-й р е б ё н о к: С шуткой и смехом делать дело с успехом.
2-й р е б ё н о к: Весело поётся, весело прядется.
Х о з я й к а: Ваши работы уже закончены. Давайте соберем их на поднос.
Под музыкальное сопровождение собирает работы. Ставит поднос.
Х о з я й к а:
Эй, девчата хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
А ребята, поскорей,
Подыграйте веселей!
В центр выходят девочки.
1-я д е в о ч к а:
Начинай-запевай.
Каждому известно –
Нам работать веселей
С пляской и песней!
2-я д е в о ч к а:
Пойдем, девочки домой,
Пойдем ягодиночки
Дадим хозяюшке покой,
Закончим вечериночку.
3-я д е в о ч к а:
Девочки, гармонь-то ваша,
Гармонист-то – дроля мой.
Забираю гармониста
Отправляемся домой.
4-я д е в о ч к а:
Потрудились мы недаром
Куклы сделали в подарок
Пусть они живут у вас
Вспоминайте все о нас!
Под музыкальное сопровождение дети дарят поднос с подарками хозяйке. Кланяются.
Х о з я й к а:
Спасибо всем, что пришли ко мне в гости.
Песни, пляски, хороводы,
Никогда не выходят из моды!
Под музыкальное сопровождение дети кланяются и выходят из зала.