Урок-путешествие в мир музыкальной грамоты: "Встреча с феей мечты"

Разделы: Музыка


 

Встреча с феей мечты.

Цель:

  • Знакомство детей с нотной грамотой,
  • Элементами нотного письма, графическим изображением нотных знаков, скрипичного ключа, нотного стана.
  • Развитие музыкального слуха, чистое интонирование звукоряда,
  • Разучивание песни « Звуки музыки» Р. Роджерс. Русский текст М. Цейтлиной.

Оборудование:

магнитофон, муз инструмент (баян)
Красочное оформление на доске, с изображением нотного стана скрипичного ключа, ноток.

Организация урока:

Построение, вход под музыку В.Герчика.
«Нотный хоровод»

Ход урока

1. Знакомство с новой темой

Учитель: Ребята а вы любите сказки?

Дети: Да!

Я готова вам рассказать одну очень интересную сказку, называется она « Встреча с феей мечты» автор сказки Ангелина Маслова.
В некотором царстве, в музыкальном государстве, среди зеленных сосен и стройных берез, на берегу прозрачного озера, жили- были семь веселых ноток.
Маленькие кругленькие, как семь капель росы друг на друга похожие, носили они необыкновенные музыкальные имена:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Утром они встречали восход Солнца, а по вечерам любовались серебристой луной. Дивные птицы пели ноткам- капелькам звонкие песни, величавый лес нашептывал чудные сказки. Особенно удивительной казалась ноткам смена времен года
Ласковая весна - дарила лесу тепло солнечных лучей и пение птичьего хора.
Жаркое лето - пышную зелень, яркие цветы и пестрых бабочек.
Золотая осень - ослепительный желто – красный наряд.
Зимушка – зима – бриллианты снежной красоты.

Лишь о том печалились нотки – капельки, что не умели петь так, словно, как птицы. Была еще одна неприятность, они сами не различали друг- друга. Позовет одна: «Фа, иди ко мне!» -а в ответ: «Я не Фа, я Ре!»
И вот однажды поздним вечером, когда на звездном небе засияла Луна, из-за берез стоявших как принцессы на балу, ноткам явилась волшебница.

"Фея Мечты" – представилась она.

Я узнала, что вы мечтаете стать певицами. Но сначала, вам надо познакомиться с начальником нотной азбуки – Мудрым скрипичным ключом и с музыкальными инструментами.

Они откроют вам огромный мир - Мир музыки! С их помощью вы научитесь петь, если не испугаетесь трудностей. Тогда сбудется ваша мечта. С помощью волшебной палочки она провела пять тонких ровных ниточек – линеек.

_ Перед вами начальник нотной азбуки – Скрипичный ключ! – торжественно объявила она. Ключ сообщил ноткам, что у каждой из них есть свое звучание но, чтобы услышать, нужно обратиться к музыкальному инструменту. А нам поможет наш музыкальный инструмент. Благодаря ему, нотки займут места на пяти линеечках, называемых нотным станом.

Первой поспешила нотка ДО, она остановилась на первой добавочной, и запела сочным голосом
(на инструменте звучит звук ДО)
За ней последовала РЕ,( звучит РЕ ) Она уместилась под первой линейкой.
Нота Ми облюбовала для себя первую линейку (звучит МИ )
Так аккуратно размещались нотки на линеечках (зазвучали и остальные ФА, Соль, ЛЯ, СИ ) и начали петь одна за другой, точно соблюдая правила звучания, указанные Скрипичным ключом.
На нижних линейках нотки пели низким густым голосом, а на верхних – высокими ,сочными, звонкими голосами,- подобным пению птиц. Вот теперь вас, уж никто не перепутает! – добродушно заметил скрипичный ключ.

Счастливые нотки увлеклись пением.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Учитель: Ребята вам понравилась сказка?

Дети: Она очень интересная. В сказке есть волшебство.

Учитель: А чем занимались ноты?

Дети: Они вместе играли. Иногда не различали друг – друга. Ссорились.

Учитель: А кто помог ноткам подружиться?

Дети: Волшебница Фея – мечты. Скрипичный ключ.

Учитель: А почему одни нотки зазвучали звонким высоким голосом, а другие грубым и низким?

Дети: Они разместились на ступеньках, на разной высоте. Чем выше ступенька, тем выше и звонче звук.

Учитель: Молодцы ребята! Мне понравились ваши ответы

2. Разучивание песни:

Учитель: Ребята! Подошло время для распевки. Сейчас мы приступим к разучиванию песенки «Звуки музыки»
(исполняет учитель, дети внимательно слушают)

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

Учитель:
Некоторые ребята получили задания на дом, подготовили к уроку стихотворения:

Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют.

Домик наш открыт всем детям
Заходите - мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем
В мир волшебный путь покажем

Если будете стараться
И усердно заниматься
То терпения и труд,
Вас к успеху приведут!

Учитель: Ребята! Давным- давно, музыку записывали непонятными крючочками и только 400 лет назад в Италии изобрели ноты.
Эти нотки и образовали ЗВУКОРЯД.

Ноты записывают на нотном стане, или нотоносце.
Открывает нотоносец скрипичный ключ.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним песенку, которая называется « Когда мои друзья со мной » и исполним ее.

Слова М. Танича
Музыка В. Шаинского

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть – чуть,
А с друзьями - много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!

На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!

УЧИТЕЛЬ: Я надеюсь на то ребята, что эта песенка запомнится вами надолго, а фея мечты будет помогать нам и на следующих уроках.