Интеллектуальный марафон "Я и мир вокруг"

Разделы: Внеклассная работа


Результат работы учителя принято оценивать по качеству выполнения учащимися контрольных работ: тематических, за четверть, за год. Но не менее важно научить детей использовать на практике, в жизненных ситуациях полученные знания и умения. Одной из форм, позволяющих увидеть реальный результат работы педагога, являются различные интеллектуальные игры (марафоны, олимпиады). Так в 2006-2007 учебном году мы разработали и провели с выпускниками начальной школы интеллектуально-творческий марафон “Я и мир вокруг”. Участвуя в марафоне, каждый ученик получил возможность самореализоваться, убедиться в том, что учёба в школе может приносить радость, быть интересной, а главное – полезной. Нам хотелось выявить среди участников не столько “самых умных” или “самых одарённых”, сколько САМЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫХ. Марафон проходил в 2 этапа, на первом – ученикам предлагалось письменно ответить на вопросы из разных областей знаний – русский язык, математика, литература, окружающий мир. Второй этап мы провели в форме интеллектуальной игры, в нём приняли участие ребята, набравшие больше всего баллов на предыдущем этапе.

Интеллектуальный марафон “Я и МИР ВОКРУГ”

Цели и задачи марафона:

  • выявление среди обучающихся в лицее детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на первой ступени обучения;
  • создание условий для поддержки одаренных детей;
  • возможность оценки общего культурного потенциала лицеистов;
  • содействие распространению и популяризации идей учебно-методического комплекса “Школа 2100”.

Предполагается участие 12 учеников.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости нашей интеллектуальной игры. Сегодня игра пройдет среди выпускников начальной школы лицея, как финал интеллектуального марафона “Я и мир вокруг”. По итогам 1 этапа марафона участниками игры стали ученики, получившие отличные оценки за письменные работы по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру.

Я хочу представить вам участников игры.

Участники занимают свои места, а я представляю членов жюри.

В каждой игре существуют свои правила. Есть они и у нас. Игра пройдет в 4 тура. В 1 туре ребята будут отвечать на вопросы по окружающему миру, во 2 – по русскому языку, в 3 – по математике и 4 тур – финал игры. По итогам каждого тура из игры будут выбывать по 3 участника. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Я хочу пожелать всем удачи!

Внимание! Мы начинаем игру.

Вопросы 1 тура:

1) Что было соавтором Исаака Ньютона в открытии закона всемирного тяготения?

- персик
- яблоко
- груша

2) Обычай подносить дорогим гостям этот продукт сохранился и в наше время. Но не все знают, что символизирует данный минерал выражение гостеприимства, расположение, любовь ещё со времен Средневековья.

- соль
- сахар
- крахмал

3) Назовите одно из основных свойств воды:

- разливание
- распрыскивание
- растворитель

4) С чьего Указа с 1700 года в России стали отмечать Новый год 1 января?

- Петра I
- Дмитрия Долгорукого
- Ивана Грозного

5) Эти животные живут и в Индии, и в Африке. Индийские – более крупные и лучше поддаются дрессировке, спят они, лежа на боку. Африканские же спят стоя.

- тигры
- слоны
- носороги

6) Этот вопрос вы увидите на экране. Подготовьте листы и ручки. Запишите, что вы видите, и где это находится. (Красная площадь, Эйфелева башня, египетские пирамиды).

1 тур окончен. Жюри подводит итоги, а болельщиков я приглашаю на музыкальную разминку “Угадай мелодию”. Звучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен.

Слово жюри. Выбывшие участники присоединяются к болельщикам.

- Внимание! Я начинаю второй тур.

1) Как называлась деревня, в которой жили на каникулах герои книги Э.Успенского “Дядя Федор, пес и кот”?

- Кефирово
- Простоквашино
- Молоково

2) Назовите фамилию главного героя фантастической повести Е.Велтистова.

- Подберезовиков
- Волнушкин
- Сыроежкин

3) Какое обличье принимает возлюбленная князя Гвидона?

- сороки
- лебедя
- вороны

4) С какими птицами путешествовал мальчик Нильс из сказки С.Лагерлёф?

- с грифами
- с дятлами
- с гусями

5) Внимание на экран! Перед вами хорошо знакомые устойчивые сочетания слов, используемые в русской речи для придания ей живости, богатства и красоты. Вставьте вместо пропусков нужные слова.

Держи карман …
Днем с…
Искры из глаз…
Ни в коня …
Шут …

- Жюри подводит итоги, участники отдыхают, а я приглашаю болельщиков на сказочную мультипликационную викторину. Назовите сказки А.Пушкина. Внимание на экран!

- Наступает волнительный момент. Слово жюри. Оставшихся в игре участников я приглашаю в гости в королевство Математики ответить на вопросы 3 тура.

Внимание на экран!

На экране – треугольник, квадрат, ромб, круг, отрезок. А, теперь, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие геометрические фигуры были изображены на рисунке?
  2. Последовательно воспроизведите рисунок.

- Слово жюри. Большое спасибо за участие в игре. А в финал вышли …

Ребята, в финале вам предстоит в течение одной минуты ответить на максимальное количество вопросов по заданной теме. Определить тему финала поможет жребий.

Первым на вопросы отвечает ___и тема “Математика”.

Вторым отвечает ___, тема “Русский язык”.

Третьим – ___, тема “Чтение”.

Вопросы финала.

Математика.

  1. Как называется выражение с переменной?
  2. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
  3. Как называется число, записанное над чертой дроби?
  4. Назовите геометрическую фигуру с тремя углами.
  5. Из какого числа вычитают?
  6. Знак при сложении.
  7. Какую часть составляет 1см от 4 см?
  8. Какое действие в выражении выполняется в скобках?
  9. Вырази в сантиметрах 3 м.
  10. В каких сантиметрах измеряется площадь?
  11. Как называется 1/100 числа?
  12. Как узнать, на сколько одно число больше другого?
  13. Как называется сумма длин всех сторон?
  14. Сколько граммов в 1/2 килограмма?
  15. Какой знак заменяет черта дроби?
  16. На что надо разделить расстояние, чтобы найти время?
  17. На какое число делят?
  18. Как называется результат сложения чисел?
  19. Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
  20. Сколько углов у прямоугольника?

За одну минуту дано ___ правильных ответов.

“Русский язык”.

  1. Как одним словом назвать слова дубок, дубовый, дуб?
  2. Сколько звуков в слове яма?
  3. Какая часть слова находится перед корнем?
  4. Жи-ши пиши с буквой …
  5. На какие вопросы отвечает Творительный падеж?
  6. Как называется раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи?
  7. Сколько падежей в русском языке?
  8. Как слова, переданные от имени говорящего?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10. Сколько гласных букв а в слове карнавал?
  11. Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
  12. Какая буква пишется в конце слова стоишь?
  13. Как называется часть слова без окончания?
  14. Первое слово в предложении пишется с …
  15. Какова форма множественного числа существительного человек?
  16. В названии, какого дня недели есть удвоенная согласная?
  17. Как называется слово, в котором есть два корня?
  18. Сколько слогов в слове ствол?
  19. К какой части речи относится слово “умный”?
  20. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

За одну минуту дано ___ правильных ответов.

“Чтение”.

  1. Как называлась первая славянская азбука?
  2. Продолжи пословицу: “Поспешишь – людей …”.
  3. Кто является главными героями басен И.Крылова?
  4. Как звали мальчика, главного героя повести Погорельского “Чёрная курица”?
  5. Назови автора “Сказки о царе Салтане…”
  6. Как называются сказки, обработанные автором?
  7. Назови породу Артемона.
  8. Сколько богатырей в “Сказке о царе Салтане” выходят на берег?
  9. Продолжи название произведения: “Слово о полку …”
  10. Кто автор детской книги “От двух до пяти”?
  11. Сколько героев в басне Крылова пытались играть на музыкальных инструментах?
  12. Сколько лет спала Спящая красавица?
  13. У кого Винни-Пух с Пятачком съели все запасы?
  14. С кем воевали грибы в сказке В.Даля?
  15. Как мы называем Санта-Клауса по-русски?
  16. В скольких насекомых превращался князь Гвидон?
  17. Как в Италии называют Буратино?
  18. Как звали мальчика-робота в повести Е.Велтистова?
  19. Как звали Чёрную курицу?
  20. Какое животное захотела увидеть девочка Надя в рассказе Куприна?

За одну минуту дано ___ правильных ответов.

Подведение итогов. Награждение участников и победителей игры.

Ведущий. Я поздравляю всех участников и победителей игры, желаю дальнейших успехов в учёбе, новых знаний и интересных открытий. Спасибо.

Эту игру можно провести с выпускниками начальной школы, а также, в рамках преемственности, в сентябре-октябре с пятиклассниками.

Надеемся, что участие в марафоне сохранит у детей желание учиться и хорошо учиться, чтобы затем реализовать в жизни все свои возможности. Интеллектуально-творческий марафон показал, что дети:

  • умело решают нестандартные задачи (жизненные и учебные);
  • инициативны в познавательной деятельности;
  • свободно владеют имеющимися знаниями;
  • умело аргументируют свою точку зрения;
  • искренни и открыты;
  • любознательны и наблюдательны;
  • умеют работать вместе, заинтересованы в общем успехе.

Думаем, что марафон станет ещё одной формой внеклассной работы, делающей наших детей функционально грамотными.