Результат работы учителя принято оценивать по качеству выполнения учащимися контрольных работ: тематических, за четверть, за год. Но не менее важно научить детей использовать на практике, в жизненных ситуациях полученные знания и умения. Одной из форм, позволяющих увидеть реальный результат работы педагога, являются различные интеллектуальные игры (марафоны, олимпиады). Так в 2006-2007 учебном году мы разработали и провели с выпускниками начальной школы интеллектуально-творческий марафон “Я и мир вокруг”. Участвуя в марафоне, каждый ученик получил возможность самореализоваться, убедиться в том, что учёба в школе может приносить радость, быть интересной, а главное – полезной. Нам хотелось выявить среди участников не столько “самых умных” или “самых одарённых”, сколько САМЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫХ. Марафон проходил в 2 этапа, на первом – ученикам предлагалось письменно ответить на вопросы из разных областей знаний – русский язык, математика, литература, окружающий мир. Второй этап мы провели в форме интеллектуальной игры, в нём приняли участие ребята, набравшие больше всего баллов на предыдущем этапе.
Интеллектуальный марафон “Я и МИР ВОКРУГ”
Цели и задачи марафона:
- выявление среди обучающихся в лицее детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на первой ступени обучения;
- создание условий для поддержки одаренных детей;
- возможность оценки общего культурного потенциала лицеистов;
- содействие распространению и популяризации идей учебно-методического комплекса “Школа 2100”.
Предполагается участие 12 учеников.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости нашей интеллектуальной игры. Сегодня игра пройдет среди выпускников начальной школы лицея, как финал интеллектуального марафона “Я и мир вокруг”. По итогам 1 этапа марафона участниками игры стали ученики, получившие отличные оценки за письменные работы по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру.
Я хочу представить вам участников игры.
Участники занимают свои места, а я представляю членов жюри.
В каждой игре существуют свои правила. Есть они и у нас. Игра пройдет в 4 тура. В 1 туре ребята будут отвечать на вопросы по окружающему миру, во 2 – по русскому языку, в 3 – по математике и 4 тур – финал игры. По итогам каждого тура из игры будут выбывать по 3 участника. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Я хочу пожелать всем удачи!
Внимание! Мы начинаем игру.
Вопросы 1 тура:
1) Что было соавтором Исаака Ньютона в открытии закона всемирного тяготения?
- персик
- яблоко
- груша
2) Обычай подносить дорогим гостям этот продукт сохранился и в наше время. Но не все знают, что символизирует данный минерал выражение гостеприимства, расположение, любовь ещё со времен Средневековья.
- соль
- сахар
- крахмал
3) Назовите одно из основных свойств воды:
- разливание
- распрыскивание
- растворитель
4) С чьего Указа с 1700 года в России стали отмечать Новый год 1 января?
- Петра I
- Дмитрия Долгорукого
- Ивана Грозного
5) Эти животные живут и в Индии, и в Африке. Индийские – более крупные и лучше поддаются дрессировке, спят они, лежа на боку. Африканские же спят стоя.
- тигры
- слоны
- носороги
6) Этот вопрос вы увидите на экране. Подготовьте листы и ручки. Запишите, что вы видите, и где это находится. (Красная площадь, Эйфелева башня, египетские пирамиды).
1 тур окончен. Жюри подводит итоги, а болельщиков я приглашаю на музыкальную разминку “Угадай мелодию”. Звучат музыкальные фрагменты из популярных детских песен.
Слово жюри. Выбывшие участники присоединяются к болельщикам.
- Внимание! Я начинаю второй тур.
1) Как называлась деревня, в которой жили на каникулах герои книги Э.Успенского “Дядя Федор, пес и кот”?
- Кефирово
- Простоквашино
- Молоково
2) Назовите фамилию главного героя фантастической повести Е.Велтистова.
- Подберезовиков
- Волнушкин
- Сыроежкин
3) Какое обличье принимает возлюбленная князя Гвидона?
- сороки
- лебедя
- вороны
4) С какими птицами путешествовал мальчик Нильс из сказки С.Лагерлёф?
- с грифами
- с дятлами
- с гусями
5) Внимание на экран! Перед вами хорошо знакомые устойчивые сочетания слов, используемые в русской речи для придания ей живости, богатства и красоты. Вставьте вместо пропусков нужные слова.
Держи карман …
Днем с…
Искры из глаз…
Ни в коня …
Шут …
- Жюри подводит итоги, участники отдыхают, а я приглашаю болельщиков на сказочную мультипликационную викторину. Назовите сказки А.Пушкина. Внимание на экран!
- Наступает волнительный момент. Слово жюри. Оставшихся в игре участников я приглашаю в гости в королевство Математики ответить на вопросы 3 тура.
Внимание на экран!
На экране – треугольник, квадрат, ромб, круг, отрезок. А, теперь, ответьте на следующие вопросы:
- Какие геометрические фигуры были изображены на рисунке?
- Последовательно воспроизведите рисунок.
- Слово жюри. Большое спасибо за участие в игре. А в финал вышли …
Ребята, в финале вам предстоит в течение одной минуты ответить на максимальное количество вопросов по заданной теме. Определить тему финала поможет жребий.
Первым на вопросы отвечает ___и тема “Математика”.
Вторым отвечает ___, тема “Русский язык”.
Третьим – ___, тема “Чтение”.
Вопросы финала.
Математика.
- Как называется выражение с переменной?
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
- Как называется число, записанное над чертой дроби?
- Назовите геометрическую фигуру с тремя углами.
- Из какого числа вычитают?
- Знак при сложении.
- Какую часть составляет 1см от 4 см?
- Какое действие в выражении выполняется в скобках?
- Вырази в сантиметрах 3 м.
- В каких сантиметрах измеряется площадь?
- Как называется 1/100 числа?
- Как узнать, на сколько одно число больше другого?
- Как называется сумма длин всех сторон?
- Сколько граммов в 1/2 килограмма?
- Какой знак заменяет черта дроби?
- На что надо разделить расстояние, чтобы найти время?
- На какое число делят?
- Как называется результат сложения чисел?
- Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
- Сколько углов у прямоугольника?
За одну минуту дано ___ правильных ответов.
“Русский язык”.
- Как одним словом назвать слова дубок, дубовый, дуб?
- Сколько звуков в слове яма?
- Какая часть слова находится перед корнем?
- Жи-ши пиши с буквой …
- На какие вопросы отвечает Творительный падеж?
- Как называется раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи?
- Сколько падежей в русском языке?
- Как слова, переданные от имени говорящего?
- Что обозначает имя существительное?
- Сколько гласных букв а в слове карнавал?
- Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
- Какая буква пишется в конце слова стоишь?
- Как называется часть слова без окончания?
- Первое слово в предложении пишется с …
- Какова форма множественного числа существительного человек?
- В названии, какого дня недели есть удвоенная согласная?
- Как называется слово, в котором есть два корня?
- Сколько слогов в слове ствол?
- К какой части речи относится слово “умный”?
- Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
За одну минуту дано ___ правильных ответов.
“Чтение”.
- Как называлась первая славянская азбука?
- Продолжи пословицу: “Поспешишь – людей …”.
- Кто является главными героями басен И.Крылова?
- Как звали мальчика, главного героя повести Погорельского “Чёрная курица”?
- Назови автора “Сказки о царе Салтане…”
- Как называются сказки, обработанные автором?
- Назови породу Артемона.
- Сколько богатырей в “Сказке о царе Салтане” выходят на берег?
- Продолжи название произведения: “Слово о полку …”
- Кто автор детской книги “От двух до пяти”?
- Сколько героев в басне Крылова пытались играть на музыкальных инструментах?
- Сколько лет спала Спящая красавица?
- У кого Винни-Пух с Пятачком съели все запасы?
- С кем воевали грибы в сказке В.Даля?
- Как мы называем Санта-Клауса по-русски?
- В скольких насекомых превращался князь Гвидон?
- Как в Италии называют Буратино?
- Как звали мальчика-робота в повести Е.Велтистова?
- Как звали Чёрную курицу?
- Какое животное захотела увидеть девочка Надя в рассказе Куприна?
За одну минуту дано ___ правильных ответов.
Подведение итогов. Награждение участников и победителей игры.
Ведущий. Я поздравляю всех участников и победителей игры, желаю дальнейших успехов в учёбе, новых знаний и интересных открытий. Спасибо.
Эту игру можно провести с выпускниками начальной школы, а также, в рамках преемственности, в сентябре-октябре с пятиклассниками.
Надеемся, что участие в марафоне сохранит у детей желание учиться и хорошо учиться, чтобы затем реализовать в жизни все свои возможности. Интеллектуально-творческий марафон показал, что дети:
- умело решают нестандартные задачи (жизненные и учебные);
- инициативны в познавательной деятельности;
- свободно владеют имеющимися знаниями;
- умело аргументируют свою точку зрения;
- искренни и открыты;
- любознательны и наблюдательны;
- умеют работать вместе, заинтересованы в общем успехе.
Думаем, что марафон станет ещё одной формой внеклассной работы, делающей наших детей функционально грамотными.