Тема собрания: “Песни, которые пели мы и поют наши дети”.
Цели:
- Сплочение родительского коллектива.
- Привитие музыкальной культуры, музыкального вкуса четвероклассникам.
- Определение значения песенного искусства для детей и взрослых.
Форма проведения: родительский вечер.
Количество и состав участников: в работе собрания принимали участие 15 родителей. Были приглашены учителя начальных классов, зам. директора по воспитательной работе, директор школы.
Оформление и оборудование:
а) на доске – название темы собрания “Песни,
которые пели мы и поют наши дети”.
б) эпиграфы-
“Музыка поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание”.
Д. Шостакович
“Песня – это наша память. Не только наша личная, но и звучащая память человечества”.
Р. Рождественский
в) пословицы:
* Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
* Красная песня - ладом, а сказка – складом.
* Без песен рот тесен, а запоешь – совсем
раздерешь.
* С охотой работать легче, а с песней – вдвойне.
* Хорошему делу – хорошая песня.
* И новая песня старится.
* Из песни слово не выкинешь.
* Натощак и песня не поется.
* Поет мотивно, только слушать противно.
* Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
* Соловья песнями не кормят.
* С песнями жить – не тужить.
г) пластинки, кассеты с записями песен;
д) проигрыватель;
е) магнитофон;
ж) музыкальный аккомпонемент (Фролов Ю.В.)
з) заготовки для аукциона песен.
Продолжительность мероприятия: 1- 1,5 ч.
Методика проведения:
Подготовительный этап включал в себя работу учителя, учащихся и родителей. Учителем были разработаны две анкеты: для детей и родителей. В анкету для родителей входили вопросы:
- Интересна ли Вам тема “Песни, которые пели мы и поют наши дети”?
- Назовите ваши любимые песни:
- Какая группа (ВИА) Вам нравится?
- Помните ли Вы пионерские, комсомольские песни? Какие?
- Часто ли Вы поете дома?
Русская народная –
Детская –
Эстрадная –
Иностранная (певец, певица, группа)-
Дети отвечали на вопросы анкеты:
- Какие детские песни ты знаешь?
- Назови исполнителей, которые тебе нравятся?
- Твоя любимая песня.
- Если бы ты оказался в чужой стране, какую песню ты бы спел, чтобы все поняли, что ты - русский.
- Звучит ли в вашем доме музыка? Поют ли взрослые песни?
- Что ты можешь пожелать взрослым по теме собрания?
Анкеты распространялись детьми, заполнялись дома родителями. Анализ ответов проводил учитель. Учащиеся также оказали помощь в оформлении класса – создание непринужденной обстановки, написание пословиц на плакатах. Учителем были подобраны подобраны пластинки, кассеты с необходимыми мелодиями, литература по теме собрания. Родители оказали помощь в размножении текстов песен, а также в организации чаепития.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя
.- Добрый вечер, дорогие друзья!
Сегодня на родительском собрании мне хочется пригласить Вас в нашу гостиную на музыкальные посиделки.
Думаю, что нам с вами будет приятно общаться за чашкой чая, за интересной беседой. Многие темы уже звучали во время наших встреч на родительских собраниях. Сегодня я предлагаю Вам поговорить о музыке. С музыкой связаны многие события в жизни людей. Ни один праздник в наших семьях не обходится без музыки. Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Потому песня всегда живет рядом с нами. И я предлагаю Вам вспомнить детские и юные годы и поговорить о песнях, которые пели мы и поют наши дети, и, конечно же, спеть любимые песни.
2. Детские песни.
Как Вы думаете, знают ли наши дети детские песни?
Вот что они ответили в минианкетах:
“Антошка” (12) | “Учат в школе”(8) |
“Дважды два четыре” (11) | “В лесу родилась елочка”(8) |
“Первоклашка” (10) | “Я на солнышке сижу”(7) |
“Голубой вагон” (10) | “Бременские музыканты”(7) |
“Дружба крепкая” (9) | “Если меркнет свет в окошке”(5) |
“Если с другом вышел в путь” (9) | “Трус не играет в хоккей”(4) |
“Улыбка”(9) | “Маленькой елочке”(3) |
“Чунга-Чанга” (8) | и др. |
Многие песни, которые назвали дети – это песни нашего детства. Они звучали по радио, на пластинках, в любимых мультфильмах. Давайте вместе вспомним их.
“О чем поется в песне?”
1.Она – объеденье, пионеров идеал! Что это?
(картошка)
2.От нее станет всем теплей… (улыбка)
3.Он бежит, качается… (голубой вагон)
4.Они бегут неуклюже… (пешеходы)
5.Он ничего не проходил, ему ничего не задавали…
(Антошка)
6.Песня о ежедневных занятиях детей в течение10-11
лет (“Чему учат в школе”)
7.Песня об очень капризной дочери.
(“Трубодурочка”)
8.Песня об одинокой красавице в поле. (“Во поле
береза…”)
9.Они такие чудесные: С книгою, с дружбою, с песнею
– они так быстро летят… (школьные годы)
Эти песни рядом с нами с детства. Давайте попробуем их исполнить.
Под музыкальное сопровождение исполняется попурри из детских песен.
Можно сказать, что детские песни мы с нашими детьми поем одинаковые.
3. Песни, которые пели мы.
Знаете, когда я готовилась к собранию, ко мне все время возвращалась одна и та же песня: “Бабушка, отложи ты вязанье, заведи старый свой граммофон…” Наверное, потому что мы слушали музыку на пластинках. Верно? Потом…на катушечных магнитофонах, потом на кассетных, теперь же на современных музыкальных центрах, компьютерах, мобильных телефонах и т.п. В общем, со временем мы с вами тоже становимся историей.
Предлагаются несколько конкурсов:
- “Назовите ВИА” (прослушайте на проигрывателе песню и определите ее исполнителя). “Песняры”, “Веселые ребята”, “Верасы”, “Пламя”, “Самоцветы”, “Здравствуй, песня”, “Машина времени”.
- “Узнайте певца по голосу” (прослушайте песню и определите ее исполнителя). В. Толкунова, Л. Лещенко, Ю. Антонов, В. Леонтьев, “Бони М”, “Модерн Токинг”.
- “Букет” (на листах бумаги написать названия песен, в которых звучат наименования каких-нибудь душистых и очаровательных представителей флоры).
- “У природы нет плохой погоды” (аукцион песен о природных явлениях)
- “Споем все вместе” (исполнение песни “Синяя песня”)
“Что стало с песнями?”(обсуждение)
Когда Вы отвечали на вопросы анкеты, то многие среди любимых исполнителей назвали Аллу Пугачеву. Пожалуй, её действительно можно назвать певицей всех времен и народов. Вот только её репертуар тоже меняется:
прослушаем две песни: “Найди себе друга”(80-е гг.)
“Девочка SEKOND HAND”(90-е гг.)
Как Вы думаете, почему?
Вместе с тем многие певцы возвращаются к старым песням, почему?
Сейчас звучат не все песни, которые звучали 10-15 лет назад. Почему?
Наверное, и современные песни останутся в памяти внуков, т.е. следующего поколения. Вот только выбор, на мой взгляд, не богат. Музыкальные изыски современных композиторов я судить не могу, но тексты, звучащие по телевидению и радио оставляют желать лучшего, порой просто шокируют.
4. Что поют наши дети?
В своих анкетах среди любимых исполнителей дети называли:
С.Лазарев, В. Топалов, О. Газманов, Дима Билан, Аврил Лавин, Бритни Спирс, Ф. Киркоров, Н. Басков, Стася, Максим, Серега и др.;
среди групп: “Корни”, “Серебро”, “ЧиЛи”, “Звери”, “Отпетые мошенники” и др.;
среди любимых песен: “Сердце”, “Лето”, “Буду”, “Ветром стать”, “Шарманка”, “Маленькая девочка” и др.
Попробуем вместе прочитать тексты некоторых песен:
1. “Сегодня отец купил мне новые колонки,
Теперь все – конец,
Соседи, вешайтесь, подонки!”
2. “Пробуди мою страсть,
Заведи мою плоть.
Забери мою власть,
Мне уже не помочь.
Заведи мою плоть.
Мне ладонь протяни.
Ты меня разбуди,
Заведи, заведи…”
3. “Чай, кофе – потанцуем,
Без движенья не сидим.
Чай, кофе – потанцуем,
Водка, пиво – полежим…”
И, наверное, Вы можете еще продолжить сии поэтические “перлы”, доходящие порой до пошлости, грубости, брани.
Часто можно услышать, что в советское время песни были слишком идеологизированы. Безусловно, были, но этих песен сейчас никто не вспоминает.
Сегодня же идеология поменялась со знака “плюс” на знак “минус”. Это черта русского человека – бросаться из одной крайности в другую. Наверное, поэтому в песнях о любви мы слышим подробную инструкцию, как и с кем, что нужно делать, а уж без водки или чего-то другого в этой жизни не обойтись. И главное сегодня – добиться “крутизны”.
Возникает вечный вопрос: что делать? Может запретить слушать такие песни? Но ведь нам тоже когда-то говорили наши родители: “А вы знаете, о чем они поют?”, имея в виду песни “Модерн Токинг”, “Биттлз” и т. п.
Однозначно, что запретить-выключить эти музыкальные произведения невозможно, не нужно, ведь запретный плод сладок. Наша с Вами задача – прививать вкус к песне. Ведь порою фраза “Я бы на твоем месте…”, “На мой взгляд эта песня…”, “Думаю, что лучше…” может иметь более весомый результат, чем громкие нравоучения, т. к. значение примера родителей велико.
Вспомните наше детство. В нем было много того, что не знакомо нашим детям: пионерские сборы, комсомольские собрания. Они тоже сопровождались песнями. Безусловно, что комсомольские и пионерские песни, которые мы пели когда-то ( Вы называли в анкетах “Взвейтесь кострами”, “Комсомольцы-добровольцы” и др.) мы не услышим от своих детей. Это прошедший этап истории страны, а историю вспять не повернуть. А вот песни о дружбе, о школе, о веселых праздниках останутся навсегда.
Но знаете, современные жизненные реалии проникают даже в мультфильмы – исконно детский вид искусства. Почему песни из современных мультфильмов не становятся популярными? Приведу пример из мультфильма “Новые Бременские музыканты”. Разбойница, ставшая банкиршей (банк “Бяки-Буки”) поет: “Я ответом Короля огорошена, зря не хочешь, дурачок по-хорошему. Денег много у меня не шучу…” или “Не буду лукавить, мне хочется править, но не машиной ржавою, а целою державою…” Или Сыщик : “Всем по секрету так я скажу, кто больше платит, тому служу…” Или сын Трубадура и Принцессы мальчик лет 10-12 поет:
“Мои нервы не из стали,
Вы совсем меня достали!
Ох, уж эта академия,
Даром здесь теряю время я!
Все учат, учат, учат,
И как им не наскучит
Меня, ребенка, мучить!
Ах, на моей дороге
Сплошные педагоги
И все без исключения
Учить меня хотят…” (прослушивание)
Такие песни из современных мультфильмов не становятся почему-то популярными? Почему?
Может быть потому, что нам они непонятны, и не близки, мы не поем их вместе, не напоминаем о них. Может быть потому, что они говорят о тех реалиях жизни, которые тяжело нами переживаются. Может быть потому, что в них нет речи о простых человеческих понятиях (любви, дружбе, бескорыстии и т. п.)
Годы идут, меняется культура. Но в наших домах живут такие песни, которые трогают сердца, помогают переживать жизненные радости и невзгоды, их поют наши бабушки, мамы, будут петь дочери и сыновья. Давайте вспомним некоторые из них и споем.
Попурри “Споем все вместе”.
В минианкетах я попросила ребят пожелать что-нибудь нам, взрослым, по теме собрания. Они желают нам:
- больше петь;
- красивого голоса;
- быть веселыми;
- никогда не разлюбить песни и др.
5. Песня – вечный спутник нашей жизни.
Она сопровождает человека всю жизнь. Какие песни идут рядом с нами, зависит от нас самих. Если в детстве мы поем одинаково знакомые и родные песни, если помним только самые задушевные песни юности, если знаем песни, что пели наши родители, если дома звучат русские народные песни, то значит в нас живут чувства, близкие и понятные каждому человеку, даже ребенку. Пройдут годы и, познав первую любовь, дочка запоет “На тебе сошелся клином белый свет…” или “Парней так много холостых, а я люблю женатого…” Познавая жизненную гамму чувств, сын или дочь будут сопровождать свою жизнь нашими песнями. Главное, чтобы мы были рядом, могли подсказать, помочь в выборе, вместе сопереживать этот мир.
Исполнение песни “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”
Радуйте себя и детей хорошими песнями! Пойте вместе! Живите дружно, счастливо, с песней!
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Большое спасибо вам за участие, искренность. Пока звучит эта замечательная песня, я прошу Вас на приготовленных листах бумаги закончить фразы:
1.Я чувствовала себя…
2.Мне понравилось…
3.Мне не понравилось…
4.Я хочу Вам пожелать…
Прослушивание песни “Будьте счастливы!”