Программа развития ученического коллектива "Учимся жить вместе"

Разделы: Классное руководство


Каждый человек, который так или иначе причастен к детскому коллективу, ответственен за будущее того или иного ребёнка. А поэтому я считаю, что в учебно-воспитательной работе учителя самое главное:

- чтобы ребёнок не терял веры в свои силы; - не стеснялся сомневаться;
- не чувствовал, что у него что-то не получается; - отстаивал своё мнение,
- чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил.

Для достижения всех этих целей, надо формировать у учащихся такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели. В развитии ребенка надо выделить две стороны: 1) развитие ума, воли, чувства школьника, 2) наблюдательность, быстрая ориентировка в ситуации.

Я считаю, что самым важным, самым главным в учебно-воспитательном процессе являются два “кита”: самостоятельность и коллективизм. Именно на этих двух “китах” я строю свой учебно-воспитательный процесс. Самостоятельность учащихся и чувство коллективизма - это две цели, к которым мы стремимся с воспитанниками при организации классного ученического самоуправления.

Чему служит ученическое самоуправление класса? Все учащиеся, выполняющие систематически общественные поручения, отличаются повышенным интересом к учению, инициативой и активным участием в жизни коллектива, самостоятельностью, сознательностью. Чтобы научить детей сотрудничать, я решаю несколько задач: 1)создаю у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу; 2) обучаю детей правилам, которые помогут им правильно взаимодействовать; 3) обеспечиваю детям опыт совместной деятельности. Решая эти задачи, я систематически организовываю коллективную деятельность детей. Чтобы дети не поссорились, не получили стойкого отвращения друг к другу и к совместной работе, организация их взаимодействия должна осуществляться по определенным правилам.

Наиболее эффективны для развития навыков сотрудничества так называемые малые группы. В них каждый ребенок будет включен в работу, поступки и взаимоотношения всех членов группы будут на виду. Деятельность, которую дети осуществляют в группе, должна быть творческой. Именно такой вид деятельности создает благоприятные условия для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству.

В ходе работы ученического самоуправления сами учащиеся становятся помощниками классного руководителя в воспитательной работе, в чем и заключается сотрудничество между учителем и учащимися. В самоуправлении каждый учащийся одновременно является и руководителем, и исполнителем, от классного руководителя требуется оптимальное педагогическое руководство. Учитываются и поощряются любые попытки проявить инициативу и творчество. Ученическое самоуправление должно быть игрой, которая должна служить воспитанию детей. Игра- это “мостик”, который способствует учителю формировать в ребенке необходимые черты характера. Поэтому в своей работе я использую нетрадиционные формы проведения воспитательных мероприятий: утренники, экскурсии и походы, викторины и конкурсы. Использование компьютерной поддержки тоже повышает интерес детей к мероприятиям.

Главный принцип в моей работе лишь любящий взрослый - центр существования ребенка. Я стараюсь дать каждому ученику частицу своей теплоты и доброты, чтобы он мог почувствовать себя любимым. Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать свое умение учиться. Для этого я постоянно ищу новые формы и методы организации деятельности детей.

Программа “Учимся жить вместе” включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.

Цель каждого этапа:

- сделать мир вокруг лучше, добрее;
- помочь всем, кто нуждается в помощи;
- самим многое узнать и научиться многому новому.

Воспитание детей осуществляется на “полянках развития”, каждая из которых несет на себе определенную задачу и является ступенькой в развитии творчества детей.

Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях вручаются благодарственные письма.

У участников этой программы есть гимн, флаг желтого цвета. Все участники имеют права и обязанности.

Права участников:

- выбирать дело себе по душе;
- участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
- высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
- самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
- использовать КТД для воплощения своих идей;
- обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

- прилежно учиться, познавать окружающий мир;
- воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
- уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
-помогать младшим, передавать им свои знания;
- любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.

Главный принцип этой программы - забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях.

Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.

Приложение 1

Приложение 2