Форма урока: урок – путешествие.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Цель:
- познакомить учащихся с научно - познавательной сказкой, используя методы исследования,
- развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике,
- продолжить работу над развитием речи, выразительным чтением,
- учить воплощаться в героев сказки, развивать в детях творческие способности.
Оборудование:
Портрет В.Ф. Одоевского, рисунки детей к сказке “Мороз Иванович”, грампластинка Лядов, музыкальная табакерка, интерактивная доска, виды музыкальных шкатулок.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Постановка цели.
Дети, сегодня мы продолжим свое путешествие по сказкам писателя и музыковеда В.Ф. Одоевского.
3. Проверка домашнего задания.
Дети инсценируют часть сказки “Мороз Иванович”
Автор: В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. (Радивица работает).
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку набок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья.
Ленивица: Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки, нянюшка, нет ли булочки.
Автор: Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать. Однажды с рукодельницей беда приключилась, пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка - то и оборвись; упало ведро в колодец.
Радивица: Как тут быть?
Няня: Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай и т.д. (Дети читают сказку до конца по ролям).
4. Чему учит эта сказка?
Быть добрым и трудолюбивым.
5. Назовите пословицы о труде.
Дети называют:
Доброта и труд рядом живут.
Делу время, потехе час.
Терпение и труд дивные всходы дают.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Где труд, там и счастье.
- Объясните смысл слов В. Одоевского “Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется”.
Мы недавно с вами сделали кормушки для подкормки птиц. Меня радует, что вы не опустили руки, а сделали новые, когда их не стало, и кормите птиц.
Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость, упорство и трудолюбие, можно многого достичь. Доброта и труд рядом живут.
6. Физкультминутка.
Труд. Доброта.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
(В. Лившиц).
7.
Сегодня мы с вами побываем еще в одной сказке Одоевского “Городок в табакерке” - Музыкальная шкатулка для наслаждения музыкой. Побываем вместе с Мишей в сказочном городке табакерки и изучим ее механизм (Много мастеров было на Руси).
Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, встретятся нам валик - надзиратель, и дядьки - молоточки злые колотят бедных мальчиков - колокольчиков.
С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека.
- А теперь давайте послушаем пьесу Лядова Музыкальная шкатулка. Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.
8. Словарная работа перед чтением сказки.
На что похожа мелодия, какая она?
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки)
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.
Много в сказке устаревших слов:
Авось (может быть), с сими словами (с этими), почел долгом (посчитал), одинакие (одинаковые), досадно (обидно), набольший (старший), 1834 г.
9. Чтение сказки детьми цепочкой.
- О чем эта сказка?
Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца.
10. Использование интерактивной доски, разные механизмы, иллюстрация музыкальной шкатулки.
Чему учит сказка?
Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы.
Итог урока:
Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку? Что такое воспитанный человек?
Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный.
Научился, исследуя шкатулку:
1. Издали кажется все меньше.
2. У колокольчика побольше - голос низкий, а
поменьше - голос высокий.
3. Без учебников и учебы жить неинтересно.
4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а
то он выйдет из строя.
Д/з: Сочинить сказку, например, путешествие в какую - нибудь заводную игрушку, швейную машинку исследуя ее, спроектировать механизм заводной игрушки.