Урок-путешествие по чтению. Тема урока: В.Ф. Одоевский. "Городок в табакерке"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок – путешествие.

Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Цель:

  • познакомить учащихся с научно - познавательной сказкой, используя методы исследования,
  • развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике,
  • продолжить работу над развитием речи, выразительным чтением,
  • учить воплощаться в героев сказки, развивать в детях творческие способности.

Оборудование:

Портрет В.Ф. Одоевского, рисунки детей к сказке “Мороз Иванович”, грампластинка Лядов, музыкальная табакерка, интерактивная доска, виды музыкальных шкатулок.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Постановка цели.

Дети, сегодня мы продолжим свое путешествие по сказкам писателя и музыковеда В.Ф. Одоевского.

3. Проверка домашнего задания.

Дети инсценируют часть сказки “Мороз Иванович”

Автор: В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. (Радивица работает).

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку набок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья.

Ленивица: Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки, нянюшка, нет ли булочки.

Автор: Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать. Однажды с рукодельницей беда приключилась, пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка - то и оборвись; упало ведро в колодец.

Радивица: Как тут быть?

Няня: Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай и т.д. (Дети читают сказку до конца по ролям).

4. Чему учит эта сказка?

Быть добрым и трудолюбивым.

5. Назовите пословицы о труде.

Дети называют:

Доброта и труд рядом живут.
Делу время, потехе час.
Терпение и труд дивные всходы дают.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Где труд, там и счастье.

- Объясните смысл слов В. Одоевского “Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется”.

Мы недавно с вами сделали кормушки для подкормки птиц. Меня радует, что вы не опустили руки, а сделали новые, когда их не стало, и кормите птиц.

Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость, упорство и трудолюбие, можно многого достичь. Доброта и труд рядом живут.

6. Физкультминутка.

Труд. Доброта.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

(В. Лившиц).

7.

Сегодня мы с вами побываем еще в одной сказке Одоевского “Городок в табакерке” - Музыкальная шкатулка для наслаждения музыкой. Побываем вместе с Мишей в сказочном городке табакерки и изучим ее механизм (Много мастеров было на Руси).

Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, встретятся нам валик - надзиратель, и дядьки - молоточки злые колотят бедных мальчиков - колокольчиков.

С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека.

- А теперь давайте послушаем пьесу Лядова Музыкальная шкатулка. Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.

8. Словарная работа перед чтением сказки.

На что похожа мелодия, какая она?

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки)

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку.

Много в сказке устаревших слов:

Авось (может быть), с сими словами (с этими), почел долгом (посчитал), одинакие (одинаковые), досадно (обидно), набольший (старший), 1834 г.

9. Чтение сказки детьми цепочкой.

- О чем эта сказка?

Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца.

10. Использование интерактивной доски, разные механизмы, иллюстрация музыкальной шкатулки.

Чему учит сказка?

Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы.

Итог урока:

Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку? Что такое воспитанный человек?

Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный.

Научился, исследуя шкатулку:

1. Издали кажется все меньше.
2. У колокольчика побольше - голос низкий, а поменьше - голос высокий.
3. Без учебников и учебы жить неинтересно.
4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.

Д/з: Сочинить сказку, например, путешествие в какую - нибудь заводную игрушку, швейную машинку исследуя ее, спроектировать механизм заводной игрушки.