Блок: “Как устроен наш язык”
Тема урока: Слова - омонимы.
Задачи урока: наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разные по значению; ввести термин “омонимы”; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
1. “Русский язык”: 2 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Часть 2/ Под
редакцией С. В. Иванова. Москва: Издательство
“Вентана – Граф”, 2006 год.
2. Кодоскоп.
3. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно ”
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня на уроке мы должны будем сделать открытие. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь на уроке.
2. Каллиграфическая минутка
.(Письмо строчной и заглавной буквы с)
С с С с
3. Словарная работа.
Л…пата, скор.., быстр.., д..кабрь, м..роз, м..л..ко, н..ябрь.
4. Знакомство с новым словом.
Учитель: Прочитайте слово.
Ученик: Платок.
Учитель: Определите ударение. Как вы думаете какую букву нужно запомнить?
Ученик: Букву а.
Учитель: Закройте глаза и напишите это слово в воздухе. (Пишут в воздухе)
Учитель: А сейчас откройте словарики и запишите слово.
5. Орфографическая пятиминутка
.Учитель: Спишите слова и выделите знакомые орфограммы в словах.
Учитель: Назовите знакомые орфограммы в словах. (Ответы детей)
6. Постановка и решение проблемной задачи.
Учитель: Назовите изображенные предметы.
Учитель: Можно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом?
Ученик: Нет
Учитель: Докажите, что слова лук? и лук? разные.
Ученик: Они имеют разное значение.
Учитель: А что общего?
Ученик: Пишутся одинаковою.
Ученик: Какой вывод можно сделать об этих словах?
Ученик: Слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
Учитель: Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению называются омонимы.
Учитель: Какое открытие сделали?
Ученик: Мы открыли новые слова.
Учитель: Молодцы! Тема нашего урока называется “Слова-омонимы”. И сегодня на уроке мы вместе с вами будем учиться находить слова-омонимы.
7
. Работа над правилом.С.66 в учебнике.
1. чтение правила учащимися.
2. разбор примеров слов-омонимов:
девичья коса - острая коса
гибкий прут - глубокий пруд (т)
дверной ключ – скрипичный ключ
8. Физпауза.
Ай, ду-ду-ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во трубу серебряную.
9. Закрепление нового материала
.С. 67, упр. 2.
Учитель: Прочитайте предложения.
Ученик: Наконец мы нашли старый замок.
Это была настоящая мука.
В магазине продавался старинный атлас.
Учитель: Понимаете ли вы, о чём идёт речь в предложениях?
Ученик: Нет
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
Ученик: Нужно поставить ударение.
Учитель: Спишите предложения и поставьте ударение в словах замок, мука, атлас.
10. Рефлексия.
Учитель: Какое открытие сделали на уроке? Что нового узнали? Что вам удалось на уроке?
Что понравилось на уроке?
11. Домашнее задание.
С.68, упр. 5.