Урок русского языка во 2-м классе "Слова-омонимы" (УМК "Начальная школа XXI век)

Разделы: Начальная школа


Блок: “Как устроен наш язык”

Тема урока: Слова - омонимы.

Задачи урока: наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разные по значению; ввести термин “омонимы”; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

1. “Русский язык”: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2/ Под редакцией С. В. Иванова. Москва: Издательство “Вентана – Граф”, 2006 год.
2. Кодоскоп.
3. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно ”

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня на уроке мы должны будем сделать открытие. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь на уроке.

2. Каллиграфическая минутка.

(Письмо строчной и заглавной буквы с)

С с С с

3. Словарная работа.

Л…пата, скор.., быстр.., д..кабрь, м..роз, м..л..ко, н..ябрь.

4. Знакомство с новым словом.

Учитель: Прочитайте слово.

Ученик: Платок.

Учитель: Определите ударение. Как вы думаете какую букву нужно запомнить?

Ученик: Букву а.

Учитель: Закройте глаза и напишите это слово в воздухе. (Пишут в воздухе)

Учитель: А сейчас откройте словарики и запишите слово.

5. Орфографическая пятиминутка.

Учитель: Спишите слова и выделите знакомые орфограммы в словах.

Учитель: Назовите знакомые орфограммы в словах. (Ответы детей)

6. Постановка и решение проблемной задачи.

Учитель: Назовите изображенные предметы.

Учитель: Можно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним и тем же словом?

Ученик: Нет

Учитель: Докажите, что слова лук? и лук? разные.

Ученик: Они имеют разное значение.

Учитель: А что общего?

Ученик: Пишутся одинаковою.

Ученик: Какой вывод можно сделать об этих словах?

Ученик: Слова одинаковые по написанию, но разные по значению.

Учитель: Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению называются омонимы.

Учитель: Какое открытие сделали?

Ученик: Мы открыли новые слова.

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока называется “Слова-омонимы”. И сегодня на уроке мы вместе с вами будем учиться находить слова-омонимы.

7. Работа над правилом.

С.66 в учебнике.

1. чтение правила учащимися.

2. разбор примеров слов-омонимов:

девичья коса - острая коса

гибкий прут - глубокий пруд (т)

дверной ключ – скрипичный ключ

8. Физпауза.

Ай, ду-ду-ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряную.

9. Закрепление нового материала.

С. 67, упр. 2.

Учитель: Прочитайте предложения.

Ученик: Наконец мы нашли старый замок.

Это была настоящая мука.

В магазине продавался старинный атлас.

Учитель: Понимаете ли вы, о чём идёт речь в предложениях?

Ученик: Нет

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

Ученик: Нужно поставить ударение.

Учитель: Спишите предложения и поставьте ударение в словах замок, мука, атлас.

10. Рефлексия.

Учитель: Какое открытие сделали на уроке? Что нового узнали? Что вам удалось на уроке?

Что понравилось на уроке?

11. Домашнее задание.

С.68, упр. 5.