Цели:
1. Продолжать формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику);
2. Продолжать развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать;
3. Продолжать развивать любознательность детей;
4. Продолжать воспитывать экологическое сознание у детей.
Оборудование:
1. Эмблемы “Ученый” - 32шт.
2. Письмо и посылка.
3. Плакат с изображением планеты.
4. 32 стакана с кипяченой водой.
5. Карточки с чистой и загрязненной водой.
6. 2 банки с водой и молоком.
7. 2 чайные ложки.
8. Банка 1 литр с загрязненной водой.
9. 7 банок; 7 воронок; 3 салфетки; 2 сетки и ваты; 2 ткани и угля.
10. Песок, почва, кусочки пластмассы.
11. Листочки и фломастеры.
Ход урока
- Ребята, вчера я получила письмо и посылку. Это сигналы бедствия с далекой планеты.
(Рассматривает фотографию)
- Посмотрите, ребята, как вы думаете, что это такое?
- Это фотография планеты, которая терпит бедствие.
- Послушайте, что они нам пишут:
(Читаю письмо)
“Помогите! Помогите! Мы жители планеты Аква. Наша планета терпит бедствие. Вода на планете сильно загрязнена и непригодна для жизни. Мы так давно не видели чистой воды, что забыли все о ней. Очень надеемся, что наши сигналы бедствия кто-нибудь услышит и поможет нам”.
- Ребята, давайте поможем жителям планеты Аква и сделаем из нашего класса научную лабораторию.
- А вы из обычных учеников превратитесь в ученых.
- Дорогие ученые, выберите в своих лабораториях - лаборантов, они будут помогать нам в наших исследованиях.
- А перед тем, как нам начать свою работу надо немного размяться. Встаньте, выйдите из-за парт, и стульев. Сейчас мы поиграем в игру “Вода, не вода”.
(Физминутка. Смена динамических поз)
- Если названное мной слово обозначает то, что содержит воду, (облако, лужа, дождь, туман, пар, суп, град, иней, снег,) то вы присаживаетесь.
- Если предмет не имеет никакой связи с водой, то встаете.
(журнал, стол, ветер, книга, стул, ковер, блокнот, ручка, дверь, альбом).
- Молодцы, все ученые справились с этим заданием. Садитесь на свои места, и начнем наши исследования.
- Дорогие ученые, ответьте нам на такой вопрос: Что такое вода? (Вода - это жидкость, без которой не может обойтись ни одно живое существо. Вода – источник жизни).
- А скажите, какая она – вода? (чистая, грязная, соленая, сладкая, мутная)…
Ну, что ж, давайте выясним, кто из вас был прав.
Мы исследуем чистую воду.
(1 опыт) – 32 стакана с водой
- Возьмите стакан с чистой кипяченой водой и понюхайте ее. (лаборанты помогают).
- Чувствуете вы запах?
- Чем пахнет вода?
- А, может быть, она пахнет конфетами или цветами?
Чистая Грязная 1. 2. 3. ? ? ! ! ?
(1 схема)
- Правильно, вода - не имеет запаха.
(2 опыт)
- А теперь попробуйте, каждый из своего стаканчика воду?
(2 схема)
- Какое свойство вы обнаружили. Вода не имеет вкуса.
(3 опыт)
(На столе 2 баночки с водой и молоком).
- Как вы думаете, что в этих стаканах? (вода и молоко).
- Как вы догадались, что здесь молоко?
- ……….., а здесь вода?
- А вода имеет ли цвет?
Какая она? Прозрачная.
(Если не догадались положить в стаканы ложки).
- Молодцы, ученые.
- А теперь давайте отдохнем и проведем игру “Круговорот”.
(Физминутка)
1. Вода в реке.
2. Пар.
3. Облака.
4. Туча.
5. Дождь.
6. Вода в реке.
- Играем командами.
Садитесь, молодцы.
- Вместе с письмом пришла и посылка. (Банка с загрязненной водой).
- Как вы думаете, что это такое? (это вода с планеты Аква).
(Карточки на доску. Грязная вода).
- Ребята, а может мы с вами сможем ее очистить?
- Вы знаете, как можно очистить воду?
- А я вам сейчас покажу опыт по очистке воды.
(Опыты)
- Посмотрите, у меня на столе 3 пустые баночки, воронки.
- В первую воронку на дно я укладываю салфетки в несколько слоев.
- Во вторую – сеточку и вату;
- В третью – ткань и вату;
- Наливаю загрязненную воду и жду, что же произойдет.
- А теперь вы сами попробуйте.
(Снять пленку с планеты)
- Выберете необходимые предметы, которые помогут вам очистить воду. (Банка пустая, воронка, фильтр).
- На нашей планете люди научились очищать воду.
(Рисунок с заводом)
- На фабриках и заводах люди ставят специальные фильтры, которые удерживают загрязнения и вода, пройдя через них становиться чистой.
- А теперь посмотрите, какая у вас получилась вода?
- Посмотрите, наши друзья почувствовали, что вы идете к ним на помощь, и они решили показать нам, какой планета была и какой может стать.
- А на нашей планете тоже очень много воды, и она все больше требует от нас защиты.
- И поэтому 22 марта объявлен Международным днем воды.
- Пришло время писать ответ нашим друзьям.
- А чтобы ответ был понятным, давайте его нарисуем.
- О чем мы беседовали, делали опыты?
- Что мы им посоветуем?
- Как можно очистить воду?
- Как ее очищают на заводах на нашей планете? А я отправлю свои рисунки.
Я думаю, что жители планеты Аква будут благодарны вам за помощь, и надеюсь, что нашей планете никогда не придется посылать сигналы бедствия на другие планеты, просить о помощи.