Цели:
- Закрепить знания о написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне; учить распознавать в словах безударные гласные, парные согласные, обосновывать их написание;
- Развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме; развивать речь учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка; интерес к урокам русского языка.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Тихонечко садитесь. Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.
- Сегодня у меня на уроке будет помощник. Представляю вам его. (Слайд 1)
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы повторим с вами написание некоторых букв. А каких, вы сейчас узнаете.
1)
“А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.” [1]/Слайд 2/ /рис.1/
2)
“На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.” [1]/Слайд 3/ /рис.2/
3)
“Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? – И.” [1] (Слайд 4) /рис.3/
4)
“О знакомо нам давно:
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо.” [3] (Слайд 5) /рис.4/
5)
“Я сказала про себя:
Хоккеист известный я.” [3] (Слайд 6). /рис.5/
- Что вы можете сказать об этих буквах? /Они обозначают гласные звуки. В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять/
- Прочитайте слова на доске.
Снег, травка, дождь
- Нужно ли здесь проверять гласные звуки? /Нет/.
- Почему? /В этих словах гласные стоят под ударением/.
- А какая орфограмма спряталась в этих словах? /Парная согласная/
- Правильно. И сегодня на уроке мы с вами ещё раз повторим правила написания проверяемых безударных гласных и парных согласных в корне слова.
- Запишите у себя в тетрадях буквы по образцу и слова. Будьте внимательны.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, подумайте, какая тема может объединять слова, которые вы написали. /Весна/
- Правильно, весна. И сегодня мы будем говорить о весне. Наш урок подготовит вас к сочинению и к диктанту. Только вы должны слушать меня внимательно и активно работать на уроке.
4. Работа в группах.
- Ребята, сейчас компьютер покажет нам слова. /Слайд 7/
- Первая группа выпишет слова с проверяемой безударной гласной в корне, вторая – с парной согласной в корне. Подберите проверочные слова. Выделите корень.
Пруд, сосна, травка, лёд, поля, сады, ветка, грядка, цветок, сад, поляна, змея, полоска.
- А сейчас
проверьте, правильно ли вы выполнили задание. /Слайд 8/.- Назовите проверочные слова. А другая группа будет внимательно слушать и проверять.
5. Физкультминутка.
- А сейчас немножко отдохнём и сделаем упражнение для наших пальчиков. Весной начинают распускаться цветы. И наше упражнение называется “Цветы”.
Наши нежные цветки /руки вытянуты вперёд, ладони сжаты в кулачки/
Распускают лепестки. /разгибаем по одному пальчику/
Ветерок чуть дышит, /поворачиваем руки ладонями вниз/
Лепестки колышет. /помахиваем руками перед собой/
Наши алые цветки /поворачиваем руки ладонями вверх/
Закрывают лепестки. /по одному загибаем пальчики/
Тихо засыпают, /поворачиваем руки кулачками вниз/
Головой качают. /сгибание рук в кисти/. [1]
5. Работа с предложением. /Слайд 9/
- Посмотрите на картинки и, с помощью схемы, составьте предложение.
(Под сосной зазеленела молодая травка.)
- А теперь запишем это предложение схематически и отметим орфограммы.
- Под диктовку запишем предложение в тетради. Будьте внимательны.
6. Разгадывание ребусов. Работа по развитию речи.
- А сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, которые загаданы картинками и символами. Как называются такие загадки? Верно ребус.
- Сегодня мы говорим о весне, и компьютер предлагает вам разгадать его ребусы о явлениях весны. Если мы правильно разгадаем их и расскажем об этих явлениях, то мы запрограммируем наш компьютер на весну и сможем увидеть картины весны.
1) /Слайд 10/
/Листочки/
- Какое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.
- Какое подберём проверочное слово? /Лист, листик, листики/
- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.
– Что мы можем сказать о листочках? /Они нежные, маленькие, липкие. Первая листва похожа на зелёную дымку/.
2) /Слайд 11/
/Цветы/
- Какое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.
- Какое подберём проверочное слово? /Цвет, цветик/
- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.
– Почему, говоря о весне, мы обязательно говорим о цветах. /Они появляются весной./
- Как мы называем такие цветы? /Первоцветы, потому что первые. Подснежники, потому что из-под снега/
- Какие вы знаете первые цветы? /Мать-и-мачеха, ключики, сон-трава, фиалка/.
- Что вы испытываете, когда видите первые цветы? /Радость, нежность, хочется их потрогать/.
- Эти цветы очень нежные, в букетах они быстро вянут. Поэтому не нужно их срывать.
3) /Слайд 12/
/Скворец/
- Какое получилось слово?
– Кто такой скворец? /Это птица/.
- Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.
- Какое подберём проверочное слово? /Скворушка/
- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.
- Как мы готовимся к прилёту скворцов?/Строим скворечники/
- Скворцов часто называют гонцы весны, предвестниками весны. Как вы думаете почему? /Потому что они прилетают одними из первых/.
4)/ Слайд 13/
/Ручеёк/
- Какое получилось слово?
- Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.
– Как ещё можно назвать ручеёк? /Ручей/
- А будет ли слово РУЧЕЙ проверочным к слову РУЧЕЁК? Почему? /Е под ударением/.
- Запишите слово.
- Что мы можем сказать о ручейке? /Весенний ручеёк, звонкий, весёлый, говорливый, быстрый, резвый/
7. Релаксация. /Слайд 14/
- Мне кажется, что мы отлично справились с ребусами и сейчас вы можете отдохнуть и посмотреть на результат. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Почувствуйте, как весна наполняет ваши сердца радостью, теплом и светом.
8. Проверка знаний.
- Отдохнули? Теперь снова за работу. Компьютер приготовил для вас задания. Вам нужно в тетрадях писать только букву, соответствующую вашему ответу. Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.
/Слайд 15/
Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.
Трава | (в) |
Вода | (о) |
Дорога | (п) |
/ Слайд 16/
Какое слово является проверочным слову ДОМИШКИ?
Домашний | (л) |
Домик | (я) |
Домовой | (н) |
/Слайд 17/
Найдите слово с парной согласной в корне.
Коньки | (к) |
Дубки | (т) |
Лесовик | (а) |
/Слайд 18/
Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ?
Грузило | (ь) |
Погрузка | (г) |
Грузчик | (д) |
Если вы всё сделали правильно, у вас получилось /Слайд 19/ - “5”.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. /Слайд 20/
- Ребята, заканчивается урок. О чём мы говорили на уроке? Какие упражнения на уроке вам понравились больше всего? Было ли вам трудно на уроке? А кто по-вашему на уроке работал лучше всех?
- Дома напишите пять предложений о весне, выделите в них цифрами безударные гласные и парные согласные.
- На листочках нарисуйте ваше настроение. Эти листочки мы прикрепим к компьютеру.
Используемая литература.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
- В.Степанов. Веселая азбука. – Издательство “Мария”, Москва,1993.