Правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знания о написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне; учить распознавать в словах безударные гласные, парные согласные, обосновывать их написание;
  • Развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме; развивать речь учащихся;
  • Воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка; интерес к урокам русского языка.

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Тихонечко садитесь. Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

Презентация.

- Сегодня у меня на уроке будет помощник. Представляю вам его. (Слайд 1)

2. Минутка чистописания.

- Сегодня мы повторим с вами написание некоторых букв. А каких, вы сейчас узнаете.

1)

“А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.” [1]/Слайд 2/ /рис.1/

2)

“На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.” [1]/Слайд 3/ /рис.2/

3)

“Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? – И.” [1] (Слайд 4) /рис.3/

4)

“О знакомо нам давно:
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо.” [3] (Слайд 5) /рис.4/

5)

“Я сказала про себя:
Хоккеист известный я.” [3] (Слайд 6). /рис.5/

- Что вы можете сказать об этих буквах? /Они обозначают гласные звуки. В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять/

- Прочитайте слова на доске.

Снег, травка, дождь

- Нужно ли здесь проверять гласные звуки? /Нет/.

- Почему? /В этих словах гласные стоят под ударением/.

- А какая орфограмма спряталась в этих словах? /Парная согласная/

- Правильно. И сегодня на уроке мы с вами ещё раз повторим правила написания проверяемых безударных гласных и парных согласных в корне слова.

- Запишите у себя в тетрадях буквы по образцу и слова. Будьте внимательны.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, подумайте, какая тема может объединять слова, которые вы написали. /Весна/

- Правильно, весна. И сегодня мы будем говорить о весне. Наш урок подготовит вас к сочинению и к диктанту. Только вы должны слушать меня внимательно и активно работать на уроке.

4. Работа в группах.

- Ребята, сейчас компьютер покажет нам слова. /Слайд 7/

- Первая группа выпишет слова с проверяемой безударной гласной в корне, вторая – с парной согласной в корне. Подберите проверочные слова. Выделите корень.

Пруд, сосна, травка, лёд, поля, сады, ветка, грядка, цветок, сад, поляна, змея, полоска.

- А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили задание. /Слайд 8/.

- Назовите проверочные слова. А другая группа будет внимательно слушать и проверять.

5. Физкультминутка.

- А сейчас немножко отдохнём и сделаем упражнение для наших пальчиков. Весной начинают распускаться цветы. И наше упражнение называется “Цветы”.

Наши нежные цветки /руки вытянуты вперёд, ладони сжаты в кулачки/
Распускают лепестки. /разгибаем по одному пальчику/
Ветерок чуть дышит, /поворачиваем руки ладонями вниз/
Лепестки колышет. /помахиваем руками перед собой/
Наши алые цветки /поворачиваем руки ладонями вверх/
Закрывают лепестки. /по одному загибаем пальчики/
Тихо засыпают, /поворачиваем руки кулачками вниз/
Головой качают. /сгибание рук в кисти/. [1]

5. Работа с предложением. /Слайд 9/

- Посмотрите на картинки и, с помощью схемы, составьте предложение.

(Под сосной зазеленела молодая травка.)

- А теперь запишем это предложение схематически и отметим орфограммы.

- Под диктовку запишем предложение в тетради. Будьте внимательны.

6. Разгадывание ребусов. Работа по развитию речи.

- А сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, которые загаданы картинками и символами. Как называются такие загадки? Верно ребус.

- Сегодня мы говорим о весне, и компьютер предлагает вам разгадать его ребусы о явлениях весны. Если мы правильно разгадаем их и расскажем об этих явлениях, то мы запрограммируем наш компьютер на весну и сможем увидеть картины весны.

1) /Слайд 10/

/Листочки/

- Какое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.

- Какое подберём проверочное слово? /Лист, листик, листики/

- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.

– Что мы можем сказать о листочках? /Они нежные, маленькие, липкие. Первая листва похожа на зелёную дымку/.

2) /Слайд 11/

/Цветы/

- Какое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.

- Какое подберём проверочное слово? /Цвет, цветик/

- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.

– Почему, говоря о весне, мы обязательно говорим о цветах. /Они появляются весной./

- Как мы называем такие цветы? /Первоцветы, потому что первые. Подснежники, потому что из-под снега/

- Какие вы знаете первые цветы? /Мать-и-мачеха, ключики, сон-трава, фиалка/.

- Что вы испытываете, когда видите первые цветы? /Радость, нежность, хочется их потрогать/.

- Эти цветы очень нежные, в букетах они быстро вянут. Поэтому не нужно их срывать.

3) /Слайд 12/

/Скворец/

- Какое получилось слово?

– Кто такой скворец? /Это птица/.

- Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.

- Какое подберём проверочное слово? /Скворушка/

- Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.

- Как мы готовимся к прилёту скворцов?/Строим скворечники/

- Скворцов часто называют гонцы весны, предвестниками весны. Как вы думаете почему? /Потому что они прилетают одними из первых/.

4)/ Слайд 13/

/Ручеёк/

- Какое получилось слово?

- Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.

– Как ещё можно назвать ручеёк? /Ручей/

- А будет ли слово РУЧЕЙ проверочным к слову РУЧЕЁК? Почему? /Е под ударением/.

- Запишите слово.

- Что мы можем сказать о ручейке? /Весенний ручеёк, звонкий, весёлый, говорливый, быстрый, резвый/

7. Релаксация. /Слайд 14/

- Мне кажется, что мы отлично справились с ребусами и сейчас вы можете отдохнуть и посмотреть на результат. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Почувствуйте, как весна наполняет ваши сердца радостью, теплом и светом.

8. Проверка знаний.

- Отдохнули? Теперь снова за работу. Компьютер приготовил для вас задания. Вам нужно в тетрадях писать только букву, соответствующую вашему ответу. Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.

 /Слайд 15/

Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.

Трава (в)
Вода (о)
Дорога (п)

/ Слайд 16/

Какое слово является проверочным слову ДОМИШКИ?

Домашний (л)
Домик (я)
Домовой (н)

/Слайд 17/

Найдите слово с парной согласной в корне.

Коньки (к)
Дубки (т)
Лесовик (а)

/Слайд 18/

Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ?

Грузило (ь)
Погрузка (г)
Грузчик (д)

Если вы всё сделали правильно, у вас получилось /Слайд 19/ - “5”.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. /Слайд 20/

- Ребята, заканчивается урок. О чём мы говорили на уроке? Какие упражнения на уроке вам понравились больше всего? Было ли вам трудно на уроке? А кто по-вашему на уроке работал лучше всех?

- Дома напишите пять предложений о весне, выделите в них цифрами безударные гласные и парные согласные.

- На листочках нарисуйте ваше настроение. Эти листочки мы прикрепим к компьютеру.

Используемая литература.

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991
  2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  3. В.Степанов. Веселая азбука. – Издательство “Мария”, Москва,1993.