Оформление:
- Запись темы на доске, эпиграф, портрет Д. И. Менделеева, афоризмы, заранее на больших листах написать вопросы по первому, третьему гейму (чтобы ребята смогли поработать с дополнительной литературой).
- Для членов жюри подготовить экраны, где перечислены команды и номера геймов (их 6), жюри во время урока проставляет баллы (либо плюсики) на экран, который вывешивается на доску.
- Для жюри необходимо будет секундомер.
Цели урока:
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;
- используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
Обучающие:
- продолжить обучение по периодической системе;
- расширить словарный запас учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;
- способность работать в коллективе;
Эпиграф:
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)Афоризмы:
Посев научный взойдет для жатвы народной (Д. Менделеев)
Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. (Д. Менделеев)
…И каждый знак ее взлелеяв,
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им… (А. Чивилихин)
Участники:
1. Класс делится на три команды, которые придумывают себе название (желательно название какого-то элемента), выбирают капитана
2. Выбирается один ведущий (может им быть и учитель)
3. Предоставляются члены жюри (старшеклассники)
Условия викторины:
Набрать наибольшее количество баллов.
Тот, кто больше всех из участников ответит на поставленные вопросы – поощряется отличной отметкой.
Первый гейм
“Как вы знаете химические элементы?”
Условия первого гейма:
Капитаны команд выбирают по три вопроса, на обратной стороне которых, указаны баллы, чем сложнее вопрос, тем больше балл, баллы прописываются заранее, на усмотрение учителя, карточки раскладываются на столе, либо выносятся через проектор компьютера.
Вопросы:
1. Какие два простых вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (бром, ртуть)
2. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (О – 49% и Si -26%)
3. Какой элемент наиболее распространен, и какой менее всего? (N -72% и Ra- 0,000000000000004%)
4. Какие элементы наиболее распространены в Космосе? (водород, гелий)
5. Какой элемент в периодической таблице Д. И. Менделеева алхимики назвали “желчью бога Вулкана” (серу)
6. Сколько химических элементов было известно в середине 18 века и в год открытия периодического закона? (к середине 18 века - 14, а в год открытия – 64)
7. Когда был открыт самый распространенный химический элемент на Земле, и какой? (кислород был открыт в 1776 году)
8. Какой металл назван металлом будущего? (алюминий)
9. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре “е”? Какие научные открытия и идеи он оставил потомкам? (Менделеев, периодический закон)
10. Назвать химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство их названий? (Актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи)
11. Какой элемент дает более 3 млн. соединений? (углерод)
12. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. Из какого металла были изготовлены пуговицы? (олово – при низкой температуре оно превращается в рыхлый серый порошок)
13. Какой металл называют автомобильным?
(Ванадий - его добавка к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность. Если бы не он, то автомобиль, весил бы в 2 раза больше. Расход горючего и покрышек возросли бы в 2 раза)
14. Какой неметалл имеет самую высокую температуру плавления? (углерод – графит 3500)
15. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо)
16. Какие химические элементы получили название в честь выдающихся ученых? (кюрий, менделевий, лоуренсий, курчатовий)
17. Кто ввел химические символы элементов? (Берцелиус)
18. Какой металл в 19 веке ценился дорого? (алюминий, в 1827 году 1 кг его стоил 1200 рублей)
19. Какой металл можно растереть в ступке? (сурьма)
20 Каким металлом, можно писать на листке бумаги? (свинцом)
21. Какой металл является самым легким? (литий)
Второй гейм
Умеешь ты пользоваться великой “шпаргалкой”
Условия второго гейма:
Капитан команды выбирает карточку, на которой записан порядковый номер химического элемента. По секундомеру он дает характеристику химическому элементу по плану: порядковый номер, атомная масса, период, группа, подгруппа, схема строения атома (заряд ядра, число уровней, электронов на них, протонов, нейтронов)
Третий гейм
“Исторический”
Условия третьего гейма:
Кто больше ответит на вопросы этого гейма в течение трех минут.
Вопросы:
1. Какой день считается днем открытия Д. И. Менделеевым периодического закона? (понедельник 17 февраля 1869г)
2. Как сформулировал закон Д. И. Менделеев? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов)
3. Какова современная формулировка периодического закона? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов и заряда их ядер)
4. Существование каких 11 химических элементов предвидел Д. И. Менделеев? (галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат)
5. Какие химические элементы, предсказанные Д. И. Менделеевым, были открыты еще при его жизни? (галлий, скандий, германий)
6. Как увеличилась “семья” химических элементов после открытия периодического закона? (за период с1869 года по 1983 год было открыто 45 химических элементов)
7. У каких химических элементов Д. И. Менделеев исправил атомные массы? (у бериллия, лантана, европия, индия, церия, тория, урана)
8. Сколько химических элементов известно в настоящее время? (114)
9. Назовите три пары химических элементов поставленных в таблице Д. И. Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс? (аргон-калий, кобальт-никель, теллур-йод)
10. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений от латинского слова “рутений” - Россия)
11. Какой из химических элементов применяется в кварцевых термометрах в качестве термометрической жидкости? (галлий – температура плавления 29,8?С, а температура кипения 2070?С)
12. Какой химический элемент, предсказанный Д. И. Менделеевым, был получен из золы каменного и бурого угля, а также из отходов цинкового производства? (германий)
13. Где находится вулкан имени Д. И. Менделеева? (Курильские острова остров Кунашир)
14. Какой химический элемент Ш группы добавляют к золоту, чтобы получился сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (галлий)
15. Изотопы каких элементов являются атомным топливом в настоящее время? (уран-235, уран-233, уран-238, уран-239)
16. Какие два химических элемента мы чаще всего употребляем в пищу? (натрий и хлор, водород и кислород)
Четвертый гейм
“Литературный”
Условия третьего гейма:
Зачитываются стихи-загадки о химических элементах (по пять стихотворений на команду), номер стихотворения выбирает капитан команды.
Стихи-загадки:
1.
А это что за элемент?
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье. (платина)
2.
При Менделееве последним в системе элементов был,
Недавно стал он не последним и исключительным прослыл,
Он от того стал знаменитым, что в нем цепной распад
И оказался вдруг открытым так, как долго в ядрах скрытый склад (уран)
3.
Река на Украине есть,
Долин ее не перечесть,
В ней одного лишь слога нет,
Чтоб получился элемент (Радон)
4.
Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)
5.
Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод)
6.
Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит
Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит
В солях почти везде бесцветен,
Есть в Сакском озере в Крыму,
Лечебным действием замечен и всем известен потому. (Бром)
7.
Белы его соединения, в воде бывает иногда,
Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода
В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его,
А белоснежные в Карраре
Таким в дворцах, большая честь. (Кальций)
8.
Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде
Отныне знай – в свободном виде
В при роде нет его нигде.
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него
И получить из соли можно
Как Деви, получил его. (Натрий)
9.
Он режется ножом,
В воде газует, выделяя водород
И, исчезая в весе,
В растворе щелочь образует,
Горит лиловым в кислороде,
Находят лишь в соединениях
И в нем нуждаются растения. (Калий)
10.
В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)
11.
Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом,
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне,
Есть он и в красках, и в лекарствах,
Он нужен в мире и в войне (Азот)
12.
В солях бесцветен, безопасен, полезен
Безусловно всем
Становится весьма опасен, когда свободен,
Исовсем тогда он ядовит, окрашен,
Может слаться по земле.
Удушлив, казался страшен, как первый газ
Из отравляющих веществ. (Хлор)
13.
Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Ведет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (Кислород)
14.
Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от небольших его добавок,
Ржаветь она перестает
Его валентность, нет сомненья,
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений окраска разная всегда (хром)
15.
Бесчисленны его соединения, какие образует он
В них происходят изменения, которым имя легион
Он в чистом виде – черный, мрачный, не плавкий и едва горит
Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч. (Углерод)
16.
Везде в нашей жизни привычный,
Металл тот сопутствует нам,
На вид он блестящий и в общем обычный,
Активный и мягкий металл,
Он в войнах нашел примененье
И в сельском хозяйстве, в быту.
Металлом войны, преступленья
Я этот металл назову. (Железо)
17.
Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, чудо горит,
Металл тот и белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит
Он в сплавах легчайших, нашел примененье
Как стойкий и легкий металл,
И в деле самолетостроения
Он видное место занял. (Магний)
18.
Прославлен всеми именами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем!
Но как кумир он свергнут нами,
Уж блеск его нас не манит
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все так ценно, что блестит. (Золото)
19.
Заменит букву “й” на “я”
Увидишь дивные поля,
Узнаешь чудную страну
Скажите элемент мне, ну? (Индий)
20.
Едва ли знаете свободным тот элемент,
Который здесь мы обсуждаем!
Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров
В стекле, песке и хрустале!
И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний)
21.
Давно известна человеку,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она,
С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
Пятый гейм
“Практический”
Условия четвертого гейма:
Учитель показывает опыты (на усмотрение учителя), например: в колбах заранее полученные газообразные вещества, в них опускается горящая лучина; в стаканах находятся - кислота, вода, щелочь добавляются индикаторы; в пробирках находятся - металлы (цинк, медь ), к ним приливается раствор соляной кислоты и т. д. Показывается по одному опыту для каждой команды.
Вопрос:
Нужно указать, какие были взяты вещества и из каких химических элементов они состоят?
Шестой гейм
“Химический кроссворд”
В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать химический кроссворд, который нужно заполнить на скорость.
Кроссворд:
Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы.
Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs;
Вывод по уроку:
Пусть зимний день с метелями.
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного.
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего.
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева.
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть. (А. Чивилихин)
Учитель:
Спасибо, порадовали меня. Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности.
Учитель называет команду-победительницу, и “счастливчики” этой викторины получают все отметку “отлично”, выделяется самый эрудированный участник этой викторины и тоже оценивается отметкой “отлично”
Домашнее задание: по желанию приготовить презентации о химических элементах