Программное содержание.
- познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком,
- активизировать познавательную деятельность детей,
- вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Материал.
- ложки из разных материалов,
- предметы старины,
- кассета или диск “Ложкари”,
- диск со слайдами,
- иллюстрации,
- угощения.
Предварительная работа
Посещение горенки.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходит в музыкальный зал, наряженный под русскую избу. Здороваются, хотя там никого нет.
Воспитатель (В): А сюда ли мы пришли? У нашей бабы Матрены в горнице что было? (печка, а на печке висели лапти и т.д.)
В: Но лаптей здесь нет, вот это чудо!(дети отыскивают)
Ухват у печки стоял и тут он есть. Значит и здешняя хозяйка почему-то не может обойтись без ухвата. Почему? ( в печке горячо, в неё нужно ставить посуду, можно обжечься)
В: А какие ещё вещи старины вам показались знакомы, такие же как у бабушки Матрены в горнице. (дети называют)
В: Да где же сама-то хозяйка? (За дверью слышится русская народная песня) Уж не она ли там поет, пойду, посмотрю.
Заходит баба Дуня (переодетый воспитатель)
В: Ох, батюшки! Гостей-то сколько пожаловало! Вот слышала, что вы мои вещи рассматривали. Вот вы то мне и нужны будете! А я бегала к свой сестре Матрене, а её дома нет. А мне нужно поделиться событиями, чудесами, которые у меня происходят. Вещи стали у меня говорящими, да говорят то всё о прошлом. Вот старина то где! Может они и вам что-нибудь расскажут. Да вот уже на столе начинает кто-то говорить (за леску привязана деревянная ложка, в платочке и юбочке)
В: Ой кто это? (ложка)
Ложка (Л):
Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить
А что можно делать со мной? (есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)
А как вы думаете, кто меня сделал? (человек)
А когда сделал? (давно).
Вот этот первобытный человек, который жил в пещере (показ слайда или иллюстрации).
Л: Правильно, когда жили наши предки, меня на земле ещё не было.
А как ели эти люди? Чем? (руками)
Л: А как вы думаете, удобно ли было есть пищу руками? (ответы детей)
Вот у меня в чугунке щи есть ещё с утра сварила, сейчас мы их попробуем – угощайтесь, гости дорогие! (предлагает детям, они отказываются)
Л: Вот так и люди постепенно поняли, что без ложки неудобно и сделали ложку. Но она совершенно не похожа на меня. А почему? А как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (ответы детей) – из камня.
А какой, по вашему мнению, лучше пользоваться (деревянной) А почему?
Давайте сравним.
Детям дается деревянный брусок и продолговатый камень. Дети сравнивают - дерево легче, определяют вес камня и бруска.
Л: А вот пофантазируйте, вы бы, из какого материала сделали ложку ... (ответы детей)
Дети, а вас есть Родина? Где ваша родина?
Молодцы, знаете свою Родину. Вот и у меня есть Родина. Это страна Египет. Здесь, когда человек стал жить в хижине, а не в пещере, меня впервые и сделали из дерева. Вот тут я и начала превращаться в красавицу, меня одели а красивую одежду, украсили узорами, ягодами, и мне так захотелось поселиться в таком наряде. А ну, сестренки, бегите к ребяткам, заведем плясовую.
Русский народный танец с ложками на воображение.
Л: А стали бы так веселиться мои каменные подружки? (Нет) А почему?
А где под такую музыку пляшут? (в деревне на праздниках)
Вот мы деревянные ложки и живем больше у бабушек, да у дедушек в деревнях. Вот и бабушки Дуни и Матрены мы тоже поселились.
А где вы живете? (ответы детей)
А вы то, ребятишки, ложками пользуетесь? - вы то городские жители, современные. (дети рассказывают в каких случаях и какими ложками пользуются)
Баба Дуня к Ложке: Это такими ли. Вот внучка мне подарила на 8 Марта (достает набор металлических ложек), а у дочки то в городе, которая живёт, аж серебряные и золотые есть, вот по одной оставила мне на память. Удобно ли ими пользоваться? А какие вам кажутся лучше: деревянные или металлические и почему? (деревянные могут сломаться). Вот и я так думаю. Вон у меня одна уже треснула.
КОНЕЦ (1-й вариант)
Баба Дуня: Ой, извините, ребятки, там ко мне соседка идет, пойду встречу её.
(Уходит, заходит воспитатель)
Воспитатель: Извините, ребятки, я долго отсутствовала, задержалась с медсестрой, а вы то тут чем занимались?
(2-й вариант)
Баба Дуня: Ой , что-то шумит. А так это я самовар поставила и забыла про него. А вот и чаёк вскипел. Милости прошу к моему столу.
(Дети угощаются, подводят итоги)