Цели.
- Расширить знания учащихся о производстве хлеба.
- Развивать устную речь учащихся, умения слушать товарищей.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.
Оформление. Иллюстрации на тему “Раньше. Теперь”. Памятка “Выполняй правила!”
Список слов “агроном, инженер, рабочие элеватора, мукомолы, конструктор, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры, железнодорожники.”
Выставка книг о хлебе. Пословицы, загадки о хлебе. Сочинения детей о хлебе, выставка рисунков, рецепты мучных изделии. На столе самовар ссушками, разнообразная выпечка (родителей класса), продукция хлебозавода и кондитерской фабрики, мелькомбината (мука) г. Минусинска. Колосья пшеницы. Каравай, полотенце, магнитофон, кассета с мелодией песни “Хлеб – всему голова”. Иллюстрации зерновых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес. Карточки со словами: поле, элеватор, мельзавод, хлебозавод, магазин. Набор слов (для трех групп): мука, сахар, соль, перец, изюм, масло, молоко, лук, яйца, рис, дрожжи.
Подготовка велась ноябрь-декабрь.
- рейды в столовую “Береги хлеб”;
- библиотечные часы, где читали рассказы, стихи о хлебе;
- на уроке русского языка писали сочинения;
- на уроке изо рисовали рисунки;
- на уроке математики решали задачи про хлеб;
- на уроке окружающего мира изучали разнообразие растений;
- дома подбирали пословицы, загадки, рецепты мучных изделий;
- на уроке музыки разучили песню;
- члены родительского комитета организовали и провели экскурсию в музей, где заострили внимание детей в залах, посвященному блокадному Ленинграду (кусочек хлеба 125г), предприятиям-производителям мучной продукции в городе Минусинске.
I. Актуализация темы.
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.
- Что это? (хлеб)
- Так о чем сегодня на занятии будем говорить?
- Кто определит тему нашего занятия?
- Что мы сегодня узнаем о хлебе?
Итак, мы определили тему “Как хлеб на стол пришел?”
Определили цель
- узнаем кто производит хлеб (ответ детей), и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу (дополняет учитель).
Мне бы хотелось обратить внимание на то, как заботливо накрыты эти столы, сколько умения и фантазии высказали ваши мамы и бабушки при выпечке угощений.
Ученик.
Вот, он –
Хлебушко душистый.
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.В нем –
Здоровье, наша сила, \
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!
(рисунок 1)
Учитель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
- А как хлеб на стол пришел?
Ученик.
Вот об этом-то как раз
Начинаем свой рассказ.
(У доски дети поочерёдно рассказывают и показывают иллюстрации).
Учитель. – Сейчас вы совершите небольшую экскурсию, которую проведут ребята.
Ученик 1. Ученик 2. - Что стучите,
Мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним
Трактора
- Точим, точим
Плуги.
Агроном в халате белом,
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяю семена.На дворе весна у нас,
Агроном сказал:
- Пора!
Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги,
Как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Ученик 3. Ученик 4. Сеял сеятель старинный,
Из лукошка – решета.
Нынче сеялка – машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна,
Сыплет белый порошок…
Черепашке – это худо
Урожай поспел у насПодползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Погрызут росток они…
Самолет над полем кружит.
Летчик сверху
Всюду-всюду
Ученик 5.
Урожаю – хорошо!
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Ходят острые ножи.Вот шофер услышал,
Мчится,
Вот гудит:
“Иду-у! … Иду-у!”
Лейся, теплая пшеница
Прямо в кузов, на ходу.
(С. Погореловский “Урожай”)
Ученик 6.
И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины. Получается мука.
Ученик 7.
На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. Если подать свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А домой приносим муку в пакетах из магазина.
Ученик 8.
На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
Учитель.
- Вы узнали как и кто сейчас трудится на полях. А как раньше трудились? На ком пахали? Чем жали? (ответы детей с опорой на иллюстрации)
А сейчас поиграем в игру “ Каравай приехал к детям”.
Игра “Каравай приехал к детям”.
Учитель. Говорит каравай:
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята
Встретим?
Пышной коркой
Похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай,
Каравай,
Кого хочешь – Выбирай!Пекаря!
Он не грел на
печке бок –
каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй:
Кого хочешь выбирай!
Говорит пекарь: Говорит мельник: Мельника!
Не молол он чепуху.
А смолол зерно в муку.
Мельник,
С нами поиграй:
Кого хочешь –
Выбирай!Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и ждал.
Хлебопашец,
В круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Говорит хлебопашец: Говорит рабочий: Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришел с дарами
С тягачами, тракторами.
Без машины
Худо,
А с машиной –
Чудо!Мы работы не стыдились,
Мы работою гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай.
Ученик.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Вывод. Учитель.
- Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.
-Как думаете сколько людей принимало в производстве хлеба? (ответы детей)
- Да, сотни тысяч людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба. Прочитайте список профессий. (Дети читают вместе с учителем вслух названия профессий.)
- И это не все профессии перечислены. На мелькомбинате есть профессия – выбивальщица. Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)
- А теперь давайте составим цепочку, проследим путь хлеба по рассказам наших экскурсоводов. (Ученик у доски собирает цепочку и обобщает.)
ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД--- МАГАЗИН
- Мы узнали, что хлеб дорогой ценой.
- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)
- А сейчас вы посмотрите сценку “Хлеб святой”, послушаете стихотворение и сделаете вывод, как хлеб называют, как вы в дальнейшем будете относиться к хлебу.
Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.
(рисунок 2).
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
Ученик.
Хлеб.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.
Ты человеком быть перестал”.Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,
Вывод. Учитель.
- Как бабушка называет хлеб? (святой).
- А в стихотворении как называют хлеб? (жизнь).
Хлеб святой. Хлеб – это жизнь. (На доске записано).
- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).
- Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники столовой ? (сухарики сушат и подают к супам).
- Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30?500= 15000 г=15 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 15 булок хлеба.
- Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.
Викторина. – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним о чем говорили.
- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).
- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)
- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).
- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).
- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).
- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).
- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).
Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).
На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.
- Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.
(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).
Остальные. – Назовите пословицы о хлебе.
Проверка (на листах наклеены слова).
- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.
- Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори! - Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
- Жалеть надо хлебную крошку.
- Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?
(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).
- Какие предприятия в нашем городе участвуют в производстве хлеба? (мелькомбинат, хлебозавод, кондитерская фабрика).
- Что производит мелькомбинат?, хлебозавод?, кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).
- Мы видим малую толику, что производят эти предприятия.
Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.
- Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
Ученик.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубокоОстрым плугом пашет,
Им спасибо говори –
Их за все благодари.
Обобщение. – О чем мы сегодня говорили? (о хлебе).
- Какой путь у хлеба от поля к столу? (Повторить цепочку).
- Как нужно относиться к хлебу?
Недаром народ сложил о хлебе пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни
Песня о хлебе. (Хлеб - всему голова)
- Какой обычай на Руси был и остался до наших дней? (Преподносить хлеб, соль гостям).
Ученик.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(рисунок3).
Ученик.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
(рисунок 4).
Угощение гостей, родителей, учащихся хлебом-солью
Учитель: - Спасибо всем. Наше занятие подошло к концу. Но ребят ожидает следующий этап работы - это конкурс на лучший плакат “Береги хлеб”.
Литература.
- Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
- Газета “Комсомольская правда” от15. 09. 1982. В. Щанкин “Пламя над полем”.
- Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
- Журнал “ Веселые картинки”№8. 08. 1985.
- Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
- Кузьмин Заветное дело. Быль. Для младшего школьного возраста. Издательство “Малыш” Мм.;1986.
- Сенченко И. “Хлеб святой”.
- Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.