Цели: воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, чувство гордости своей маленькой родиной, развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, интерес к истории России и Башкортостана, научить видеть и слышать прекрасное.
Оформление: выставка книг русских писателей – рассказы Л.Толстого «Ильяс», «Много ли человеку земли нужно», «За что?», книги С. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова – внука», рассказ А. Платонова «Крестьянин Ягафар», стихотворения В. Наседкина, М. Карима, К. Аралбаева, Н. Наджми, С.Кудаш, З. Биишевой, Б.Бикбая.
1. Из истории Башкирии
Звучит народная мелодия на курае.
Учитель.
| Взгляни на глобус: Вот он – шар земной На нем Башкирия С березовый листок величиной. Всего лишь навсего Не больше Обыкновенного листка, Береза же – великая Россия – Так зелена, так высока! Веками тот листок Сорвать с березы Пытались и огонь, И ливни, и морозы, |
И сколько гусениц К ней прилипало встарь? «Религия», «Покорность», «Государь!» Но зеленел листок Среди ветвей, Питаясь соком Матери своей. Но, бури и ветра Преодолев, Крепчает листьев Радостный напев. |
(Мустай Карим)
1 Ведущий. Башкиры жили на Южном Урале
еще в первом тысячелетии. Тогда они занимались
скотоводством, охотой, рыболовством. Когда в XII в.
татары-монголы напали на Европу, башкиры долго
сопротивлялись им, не пропуская их на запад, в
глубь Русского государства. Однако силы были
неравны, и Башкирия, как и другие соседние
государства, оказалась под игом татаро-монгол.
В середине 16в Башкирия добровольно
присоединилась к Русскому государству.
Переговоры с русским государством продолжались
в течение нескольких лет, и присоединение
завершилось в 1557 году. Войдя в состав Русского
государства, башкиры переняли у русских многие
положительные черты их жизни и быта. Больше стали
заниматься земледелием.
Но не все шло гладко. Против притеснений русских
помещиков и местных богачей народ поднимался на
восстания. Только в 18в на территории Башкирии
произошло несколько крупных восстаний под
руководством Карасакала, Б. Алиева, А. Исекеева. А
в крестьянской войне 1773–1775 годов под
предводительством Е. Пугачева принимали участие
многие народы Урала и Поволжья. Ближайшим
сподвижником Пугачева был легендарный герой
башкирского народа поэт-импровизатор Салават
Юлаев.
Звучит башкирская народная песня «Старый Урал».
2 Ведущий. Салават Юлаев – поэт-сэсэн, национальный герой башкирского народа. С. Юлаев присоединился к Пугачеву, который присвоил ему звание полковника, затем бригадира, был схвачен 24 ноября 1774 года, публично наказан плетьми и сослан на пожизненную каторгу в крепость на Балтике. Стихи его не дошли в подлиннике. Сохранилась лишь небольшая часть в подстрочном переводе Давлетшина на русский язык. Сохранившиеся тексты посвящены красоте природы Урала, поэт призывает башкир к борьбе, восхищается людьми. Образ С. Юлаева увековечен в произведениях литературы, театрального и изобразительного искусства. Первый художественный фильм о Башкирии был посвящен С. Юлаеву. Улицы, бульвары, проспекты, район, город носят имя Салавата Юлаева. Ведь «не каждому дано так жить, на память людям города дарить. В 1967 году в Уфе открыт памятник С. Юлаеву, в Салавате конная статуя поэта-борца, на одноименном бульваре находится памятник – бюст. Уфимский хоккейный клуб высшего дивизиона носит имя поэта. Учреждена премия им. С. Юлаева за лучшие произведения литературы, искусства и исполнительское мастерство.
1 чтец.
Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
(Салават Юлаев)
2 чтец.
О Салавате летит молва,
Что в бобровой шапке его голова,
Что бригадиром стал Салават,
Когда было ему 22.
Салавата могучий конь
Первым устремляется в бой.
Его хозяин – живой огонь
Воинов песней ведет за собой.
Слышите, едет батыр Салават –
Вдоль Узени копыта гремят.
Салават с Пугачевым вдвоем
Поднялись на борьбу с врагом.
Гнул я лук, летела стрела.
Была завидна наша судьба.
Вершили великие мы дела,
Вверив Салавату себя.
Горы Уральские – камни скал
Для гнездовища птичьих стай.
Пусть Салавата меж нами нет, –
Он оружием нашим стал…
(Народная песня)
1 Ведущий. Башкирский и русский народы всегда жили в тесном общении друг с другом. Им часто приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. О дружбе башкирских и русских воинов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, сложены народные песни. В войне против французов участвовало 28 башкирских кавалерийских полков. Рассказывают, будто бы после одного крупного сражения, в котором башкиры отличились отважностью, Кутузов выразил предводителю башкирских войск благодарность. Походная песня башкир «Любизар», по преданию, была сложена в честь этого события.
Звучит песня «Любизар».
2 Ведущий. Заметное место в
изображении героизма советского народа в
Великой Отечественной войне занимает
публицистика. Во фронтовой публицистике И.
Эренбург и К. Симонов рассказывают и о героизме
башкирского народа на фронтах Великой
Отечественной войны. «Башкиры мирный и добрый
народ, но башкиры любят свободу», – пишет
Эренбург, начиная свой рассказ. В очерке
приводятся выражения из записок французского
мемуариста 19в Дюпюи, высказывание доктора Мейера
из немецкой газеты «Доче цейтунг»: «В донских
степях мы вынуждены сражаться с людьми, не
ведающими страха, принадлежащими к племени
башкир». Именно людьми, не ведающими страха,
показаны герои очерка.
К. Симонов в очерке «В башкирской дивизии»
обращаясь к истории дружбы русского и
башкирского народов, говорит о бесстрашном сыне
Башкирии Салавате Юлаеве. По-военному кратко,
внешне не броско, но метко отмечает главное в
характере своих героев. Таков образ народной
песни, песни, которая веками сопровождала
воина-башкира в его походах, помогая переносить
разлуку с родным Уралом, поддерживала в нем
отвагу и силу. «Гортанная, протяжная песня
несется над средней русской степью. Далеко за
тысячу верст от мест, где они родились, поют в
воронежской степи под знойным солнцем
башкирские джигиты свою старинную песню «Урал»,
– пишет К. Симонов. Но нежное к песне сердце воина
было готово к смертельной схватке с врагом.
Звучит народная песня «Урал».
2. Красоты родной природы
1 Ведущий. Чудесна природа
Башкортостана. Густые леса, скалистые горы,
горы-шиханы, буйные реки, глубоководные озера.
Воспетая в песнях и легендах красавица Агидель
течет в горах и по равнине, даря живительную
влагу. Особенно красивы верховья Агидели –
Белой, поражающие множеством карстовых пещер,
гротов, каньонов, тоннелей. Многометровые
каменные громады скал вздымаются прямо из реки. В
долинах уютно расположились пасеки, где
переполнены янтарные соты, ароматным медом
пахнут кусты и цветущие луга.
На территории Бурзянского района находится
знаменитая пещера Шульган-таш. Высота ее входа
достигает двадцати метров. Три зала пещеры
расположены этажами. На стене одного из них есть
рисунки первобытных людей.
3 чтец.
Шульган-таш
С поэтами, кому в урочный срок
Досталась неслучайной славы чаша,
Переступил я вековой порог,
Чтобы войти под своды Шульган-таша.
Мы, как паломники в чертог святой,
Вошли и слушали, как сердце бьется.
Стояли мы не в праздности пустой
Пред божеством, что Вечностью зовется.
Наскальные рисунки. Сквозь века
К нам проступили точные детали.
То пращура далекая рука
Писала нам, и мы письму внимали.
Мы думали в пещере Шульган-таш:
Способны ль мы в сердцах оставить
Свое письмо, как этот предок наш,
Чтобы его в грядущее отправить?
Хотя б строку!
Чтоб в точности она
Сквозь сто веков дошла до адресата,
Как эти в Шульган-таше письмена,
Начертанные на скале когда-то.
(Г. Рамазанов)
2 Ведущий. В Салаватском районе, на правом берегу Юрюзани, находится гора Янгантау («горящая гора»). Такого уникального явления природы нет больше ни в одном уголке мира. Из глубины горы через трещины выходят горячие газы. В южных отрогах Янгантау есть места, где земля постоянно бывает теплой, и даже зимой растет зеленая трава.
4 чтец.
Янгантау
Горящая гора! Пласты пород горят,
Дымишь и, значит, вся заполнена огнем.
Так, масляный горшок завидя, говорят:
«Блестит со всех сторон, – знать, много масла в нем».
Горящая гора! В горении твоем
Сокрыт великий смысл, волшебной тайны власть:
Ведь люди, дотащась к тебе с большим трудом,
Уходят прочь, испив целебной силы всласть.
Горящая гора! Спасибо, что горишь.
Наверно, это труд – гореть день изо дня,
Гореть, и исцелять, и полнить гулом тишь,
И жить лишь для того, чтоб не гасить огня.
Наверно, в этом смысл! Гореть… Живем – горя,
В горении пишу, горю, чтобы любить,
И верю, что огонь горит во мне не зря:
Кому-нибудь и он на пользу, может быть.
(Н. Наджми)
1 Ведущий. Башкирия известна кумысолечением. Л. Толстой неоднократно приезжал к башкирам на лечение и подолгу жил среди них. Писатель находил много поэтичного в кочевой жизни башкир. В письме к А. Фету он писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и простоте, в неиспорченности народа..». Приезжали на кумысолечение М. Горький, М. Цветаева.
2 Ведущий. Мустай Карим – человек большой души и высокой культуры, поэт-интернационалист. Он много ездил по свету. И везде поэт оставался влюбленным в землю и людей. И где бы ни находился, он всегда оставался преданным родной земле, родному краю.
5 чтец.
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, –
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой!
Родной моей, единственной, великой
Простерлась ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть:
Вершин достичь – орел сочтет за честь!..
Я с детства так люблю –
И гордость гор ,и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ!
(Мустай Карим)
Звучит башкирская народная песня «Журавлиная песнь».
3. Мысли о русском языке
1 Ведущий. Высказывания великих мыслителей, художников слова о величии русского языка, его выразительных возможностях, значении и роли в жизни различных народов России имеют большое значение в воспитании любви к русскому языку. Хрестоматийными стали изречения И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, В.В.Маяковского и других известных писателей о силе и выразительности русского слова.
2 Ведущий. Интерес к русской культуре, русскому языку появился у башкир давно и усилился после добровольного присоединения Башкирии к Российскому государству. Открытие русско-башкирских школ, обучение башкирских детей в Оренбургском кадетском корпусе, Казанском университете способствовали распространению русского языка.
6 чтец.
Русский язык
Узнав тебя, я снова родилась –
Простор земли возрос, окрепли силы,
И выросло число друзей, и власть
Любви и дружбы всласть я ощутила.
Ты Пушкина открыл мне, ты донес
Дыханье Ильича, его обличье.
И потому в мое ты сердце врос,
Язык могучий дружбы и величья.
(З. Биишева)
7 чтец. «Я пишу и думаю по-башкирски, но для меня русский язык существует как эталон. Поэтому, работая над словом, подсознательно проверяю себя по-русски. Точно ли ложится мое башкирское слово? Обращение к русской речи помогает мне глубже постичь тайны моего родного слова. Если бы я знал также сносно и другие языки, то я был бы еще более свободен в распоряжении богатством моего родного языка» (М. Карим)
8 чтец.
Русский язык
| Где ты, друг детства, Толя! Мне бы, С тобой сойдясь, как в те года, Твердить по-русски: воздух, небо, Земля, трава, огонь, вода. Отец твой кузнецом был,
Толя, Ты помнишь ли, как мы играли, |
Но чувства детские, однако, Объединили нас с тобой: Трав аромат был одинаков, Один был воздух голубой… И как, освоив эти
только Запас тех русских слов немногих, |
(Б. Бикбай)
4. Я – сын Башкортостана
9 чтец.
Башкирская песня
Концерт башкирских песен по утрам…
Я песни эти слушать не устану.
Они и сердцу русскому – байрам,
Кто на земле живет Башкортостана.
Они, что крылья думам и мечтам,
И в трудные, и в радостные годы.
Слова: юла, чишма и яратам –
Давно понятны всем без перевода.
Живой родник, дорога и любовь –
Попутчики курая не случайны.
Как радуют они, волнуют кровь,
В чем сила так понятных слов, в чем тайна?
Ответ в любой мелодии найдем:
Башкирские и русские созвучны!
Уж пятый век, как вместе мы идем
И в радости, и в горе – неразлучны.
(А. Пучкин, почетный гражданин г. Салавата)
10 чтец.
Я – россиянин
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.
Своею жизнью я гордиться вправе –
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Пять жизней дай!
Им может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
С башкиром русский – спутники в дороге,
Застольники – коль брага на столе,
Соратники – по воинской тревоге,
Навеки сомогильники – в земле.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Десятку жизней может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
(М. Карим)
Учитель.
Я – сын Башкортостана
Я не башкир, но сын Башкортостана.
Здесь я родился, вырос, в дело встал.
Доколе жив, твердить я не устану:
Башкир и русский – братья и дустар.
Еще в мальчишестве своем бесштанном
Ребячьим сердцем смог понять тогда,
Что жизнь мою с родным Башкортостаном
Судьба связала крепко навсегда.
Друзей среди башкир имел я много.
И в гости всякого готов позвать.
Но не судите меня слишком строго,
Что всех сейчас я не смогу назвать.
Их до сих пор я помню поименно,
Но жизнь есть жизнь, она нас развела.
И согласитесь, что вполне резонно,
У каждого теперь свои дела.
Я не башкир, но сын Башкортостана.
Понятен мне его живой язык.
Хранить мы будем вместе непрестанно
Свободу, счастье, братство хем дуслык.
Цвети и пой, Башкирия родная.
Расти и крепни, мой Башкортостан.
Теперь уже навеки, точно знаю,
Башкир и русский – братья и дустар.
(В. Путенихин)