Цель: Создание условий для формирования знаний по видам орнамента с применением компьютерных технологий.
Задачи:
- Научить создавать один из видов орнамента для последующей вышивки способом крестик.
- Познакомить с традициями и обычаями, а также культурой народов разных стран при использовании орнамента в одежде.
- Воспитывать чувство прекрасного, гармоничного и эстетического восприятия цвета в одежде.
Оборудование:
- компьютер,
- программа Лого Миры.
- журналы,
- словари,
- образцы вышивок,
- рисунки,
- плакаты,
- раздаточный материал.
Межпредметная связь: информатика, рисование, черчение, история, МХК.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Сегодня мы познакомимся с новой темой и постараемся выяснить, что такое орнамент, его виды и применение. А также создадим некоторые виды орнамента с применением компьютера для последующей вышивки.
3. Беседа “Что такое орнамент?”
Орнамент (от лат. Ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмичном и организованном расположении элементов. Музыкальность, особенно увлечение ритмами, столь присуще молодежной культуре, заложено, говоря современным языком, и в видеоряде. Орнамент, как известно, может состоять просто из точек и разного рода линий, из простых кругов, ромбов, звезд, крестов, спиралей. Следует также отметить, что кроме функции украшения изделий, подчеркивания их формы, фактуры материала, из которого они изготовлены, орнамент в древние времена выполнял еще и обрядовую, магическую роль. Каждая его линия имела определенное значение.
Какие символы вы знаете, и что они означают? С ними вы знакомились и на уроках рисования, и на уроках мировой художественной культуры.
На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал воду, вертикальными - дождь, точками и галочками – семена и всходы растений. Так он выражал надежду на хороший урожай. Простейший геометрический орнамент: круг, особенно круг с точкой посередине: символ солнца; треугольник – мировая гора, мировое дерево, мужской символ, а также, символ единства трех миров (верхнего, среднего и таинственного нижнего). В растительном орнаменте деревья с раскидистыми ветками были символами жизни и долголетия. Птица-посланница солнца, счастья и радости, тепла и света, наступления весны. Женская фигура-символ плодородия, матери-земли, домашнего очага., рукоделия. Мужские фигурки, особенно воинственные, с мечами - изображения защитников и охотников племени.
Какую роль играл орнамент в одежде и быту?
Орнамент на одежде и предметах быта использовался не по прихоти доисторического эстета - изображения, а играли чисто утилитарную роль. Это были обереги, амулеты, с четко выраженной функцией: защищать своих хозяев (от злых духов, разумеется), приносить им здоровье и удачу. В процессе развития орнаментальной символики часть простейших геометрических знаков обособилось в своего рода магическую азбуку. Приложение 1.
У всех ли народов орнамент одинаковый? С чем это связано? Приведите примеры.
У разных народов орнамент имеет свой неповторимый рисунок. Пример: народы севера, узбеки, индейцы и т. д. Демонстрация рисунков.
Всякий ли узор можно считать орнаментом (рисунок на обоях, линолеуме)?
Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является.
Какие виды орнамента вы знаете?
По изобразительному ряду выделяют орнамент геометрический, растительный, смешанный, звериный стиль и т. д.
По закономерностям построения различают обычно три разновидности орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (узор, вписанный в круг) и сетчатые (заполняющие поверхность сплошным узором).
Демонстрация рисунков. Приложение 2.
4. Закрепление материала. Работа с учебником.
Прочитать учебник 6 класс стр. 115.
Выписать ключевые слова: орнамент, раппорт, симметрия, композиция.
Вопрос детям: Будет ли раппорт на ткани являться орнаментом?
5. Практическая работа № 1.
Тема: Виды орнамента
Цель: Создание орнамента.
Оборудование: компьютер, программа Лого Миры.
Задача: создать один из видов орнамента.
- геометрический
- растительный
- зооморфный
Ход работы
- Выбор инструмента формы
- Двойным щелчком мыши открываем редактор, в котором создаем штамп.
- Инструментами графического редактора создается рисунок.
- Для копирования рисунка используется инструмент Печать
- Увеличение штампа при помощи инструмента Лупа
- Сохранение
Сохранить работу. Распечатать. Приложение №3
6. Подведение итогов
Выставка работ. Обсуждение ошибок. Оценка работ
Сегодня мы с вами создали некоторые виды орнаментов, но на этом наша работа не закончилась. На следующем уроке мы продолжим работать и постараемся использовать созданные рисунки для вышивки.
7. Домашнее задание
Принести: ткань канву для вышивки крестом размером 20 х30 см, нитки мулине разных цветов, иглу вышивальную, пяльцы, ножницы.
Литература.
- Н. М. Сокольникова Краткий словарь художественных терминов 5-8 кл. Обнинск., “Титул”. 1996. 80 с.
- В.Д. Симоненко Технология 6 кл. – М., Вентана-Граф. 2003.-240 с.
- Ю. Г. Дорожкин Простые узоры и орнаменты М., Мозаика-Синтез
- Т. П. Чимпоеш Плетение “феничек” из бисера и ткани. – Ростов-на-Дону. Феникс. 2003.-224с.
- Журнал Валентина 1999-2000г.
- Журнал Школа и производство №5 1999 г.
Примечание: Приложения к работе, можно получить у автора.