Цель: Совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Задачи:
- Создать условия для активной деятельности учащихся по открытию устройства русского языка.
- Помочь осознать необходимость знаний о синонимах и антонимах, раскрыть принцип построения синонимических рядов и антонимических пар.
- Закреплять навыки работы со справочной литературой.
- Развивать языковой и речевой опыт учащихся, врожденное чувство языка.
Оборудование: М.Р. Львов “Словарик синонимов и антонимов”, В.П. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, В.В. Репкин “Школьный толковый словарь”, Ш.В. Журжина “Дидактический материал по русскому языку”, В. Степанов “Русские пословицы и поговорки от А до Я”, таблица “Носария”.
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала..
1. Орфографический диктант.
Размышлять о чем-нибудь. Желать что-нибудь сделать. Придерживаться какого-нибудь мнения./подумать/
Чувствовать сострадание к кому-нибудь. Печалиться, сокрушаться о ком /чем/ либо./пожалеть/
Доставлять что-либо кому-либо по пути, проезжая мимо. Доставить что-нибудь откуда-либо в место назначения. /завезти/
Предложить кому-то для разгадки. Задумать что-то. Замыслить что-нибудь сделать. /загадать/
Двигать, вращать или заставлять скользить по поверхности. Возить для забавы, прогулки кого-либо на чем-нибудь. /катать/
Избавлять кого-нибудь от болезни. /лечить/
Перемещать что-то, взяв в руки или нагрузив на себя. Говорить что-нибудь пустое. /нести/
Заниматься каким-нибудь делом, трудиться. Иметь какое-нибудь занятие, должность. /работать/
- Что вам позволило узнать слово? /его лексическое значение/
2.Части речи.
I вариант – пила II вариант – жгут Укажите какими частями речи могут быть данные слова. /пила из кружки /жгут листья острая пила/ резиновый жгут/
Слова пишутся одинаково, но являются разными частями речи, имеют разное значение.
3. Глагол.
- Какую тему изучаем? /глагол/
- Вспомните о роли глаголов в речи.
- Мы так много знаем о глаголах, но все же иногда приходится редактировать свой текст, так как трудно подобрать нужное слово.
III. Постановка темы и задач урока.
- Сегодня найдем ключик, который поможет разгадать еще одну тайну устройства русского языка. Помощниками будут глаголы близкие и противоположные по смыслу.
IV.Усвоение новых знаний.
1. Как называются слова, противоположные по смыслу? /антонимы/
- Слова каких частей речи могут иметь антонимы?
Коллективная работа
Подберите антонимы.
добро /зло/ смелый /трусливый/ работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/ утро /вечер/ верхний /нижний/ тепло /холод/ ленивый /прилежный/
2. Как называются слова близкие по значению. /синонимы/
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник /
застенчивый / стыдливый, стеснительный /
- Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи.
3. Работа с учебником.
- Прочтите, объясните смысл пословиц.
1 вариант. Мир строит, а война разрушает.
2 вариант. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
- Как можно назвать эти глаголы? / антонимы /
4. Антипословица.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Подберите к каждому слову антоним. / Коротка ночь до утра, если много работы /
5. Работа с учебником.
Стр.199, упр. 535.
- Запишите глаголы парами, выделите приставку.
- Понаблюдайте за корнем каждой пары. / Антонимы бывают однокоренные и разнокоренные. В парах работают антиприставки: в – вы, при – от, под – от./
6. Синонимический ряд.
- Какой словарь поможет отыскать синонимы?
стр. 28, № 64 / словарик синонимов и антонимов /
- Запишите синонимический ряд. / Умолять, просить, клянчить, канючить /
- Докажите, что это синонимы?
- Какое слово выше, благороднее, какие слова ниже, проще?
- В синонимическом ряду встречаются глаголы, которые обозначают не только близкое по значению действие, но и наше отношение к нему.
Стр.40, № 96.
хвалить, | ||
одобрять, | ||
расхваливать, | ||
захваливать | ||
осыпать похвалами |
||
возносить до небес | ||
гладить по головке |
- Как расставлены глаголы? / В порядке усиления действия /
- Итак, какие слова могут быть членами синонимического ряда? / Однокорневые и разнокорневые; глаголы, выражающие наше отношения к действию; в порядке усиления действия; в ряде могут стоять фразеологизмы./
7. Фразеологизмы.
Язык русского народа связан с историей страны, с обычаями предков, характером огромной страны. Русский человек остер на язык. Только со словом НОС существует до сорока фразеологизмов. Работа со “Школьным словарем фразеологических оборотов”.
Таблица “НОСАРИЯ”
Повесить нос | / огорчиться / |
Выше нос | / поверь в себя / |
Сует нос не в свое дело | / вмешивается / |
Водит за нос | / обманывает / |
Оставить с носом | / обмануть / |
Нос к носу | / столкнуться / |
Задирать нос | / зазнаваться / |
С гулькин нос | / о малом / |
Воротить нос | / отворачиваться / |
Не видит дальше своего носа | / думает о себе / |
Клевать носом | / дремать / |
Утереть нос | / сделать лучше другого / |
Комар носа не подточит |
-Объяснение последнего фразеологизма найдем в книге В.Степанова “Русские пословицы и поговорки от А до Я”.
-Зачем вам эти знания? / Речь должна быть яркой, точной, выразительной.
V. Закрепление изученного.
1. Редактирование текста.
Ш.В.Журжина. Дидактический материал по русскому языку.
1 вариант стр. 134, упр. 474.
2 вариант стр. 135, упр. 477.
2. Работа в группах.
1 группа. Подберите выражения со словом нос, сходные по смыслу с данными словами обмануть, зазнаваться.
2 группа. Добавьте слово антоним, чтоб получилась пословица.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой - / растеряешь /.
3 группа. Подчеркните фразеологизмы со значением быстро.
Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водит за нос.
4 группа. Укажи порядок усиления действия.
Нестись, бежать; хохотать, смеяться.
5 группа. Подчеркни глагол, который выражает наше отношение к действию.
Бродит, слоняется; тащиться, идти.
VI. Итог урока.
- Назовите тему урока.
- Какую цель ставили на уроке?
- Зачем нужны знания о глаголах – синонимах, антонимах?
- Какая справочная литература помогла нам на уроке?
VII. Домашнее задание.
- Запишите лексическое значение одного глагола.
- Составьте с глаголом синонимический ряд.
- Найдите пословицы и поговорки с глаголами – синонимами, антонимами.
Рекомендация. Воспользуйтесь словарями.