Урок русского языка во 2-м классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах.

Задачи:

  • Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах;
  • Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
  • Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

Оборудование: проектор; экран; ПК; презентация, выполненная в Power Point; толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Запись числа.

2. Тема и задачи урока.

Продолжим сегодня на уроке изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните её, пожалуйста. (Однокоренные слова. Корень слова.)

После ответа детей появляется слайд №1

Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (Учиться находить однокоренные слова, выделять корень) Слайд №2.

3. Найди “лишнее” (слайд №3).

оса
осина
осиный

Чем похожи слова? (Начинаются с о; о – безударный гласный)

Какой из них можно проверить? словах оса, осиный)

Какое слово лишнее?

1) осиный – имя прилагательное;
2) оса - 2 слога;
3) осина, т.к. остальные слова однокоренные;
4) осина – словарное слово с непроверяемым безударным гласным.)

4. Словарная работа.

Давайте выпишем слово осина и подберём к нему однокоренные слова.

(Ученики называют слова. Затем появляется слайд №4.)

Осина – осинка, осиновый, осинник, подосиновик

Что обозначают эти слова? (Ученики объясняют значения слов и записывают их в тетрадь.) Появляется слайд №5.

Кто слышал выражение “Дрожит как осиновый лист”? Что оно обозначает? Слайд №6.

(У листьев осины тонкие черешки. При любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево. А с ними и листья поворачиваются, как будто дрожат. Вот в народе и появилась поговорка “дрожит как осиновый лист” - это значит очень сильно. Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясётся от волнения или страха.)

Придумайте предложение с этим фразеологизмом. (Саша дрожал как осиновый лист. Перед выступлением Маша дрожала как осиновый лист. От страха зайчик дрожал как осиновый лист.)

Слайд №7. Почему все эти слова однокоренные?

(Они близки по смыслу; у них есть общая часть – корень)

Какой корень у этих однокоренных слов? (-осин-) Выделим.

сина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик). Слайд №8.

5. Грамматическая задача. (Слайд №9.)

Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)

Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется слайд №10.)

Молодцы, однокоренные слова нашли верно.

6. Работа в паре.

А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? (Дети отвечают.)

Я вас внимательно выслушала, но чтобы сделать вывод, давайте выполним упр. 357(стр. 56).

Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что все они однокоренные?

Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны? Слайд №11.

горняк – работник горной промышленности;
гористый – рельеф, местность с горами;
горелка – прибор, в котором происходит горение.

Ученики выполняют задание в тетради:

гора
горняк
горный
гористый
горка
горелка
горение
горит

Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка на слайде №12.)

Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)

Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?

Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.

7. Физкультминутка.

8. Составление алгоритма выделения корня.

Как найти в слове корень? (Ученики отвечают.)

Выполним упр. 360 (стр.57). Из каждой группы слов нужно выписать однокоренные слова (в тетради и у доски).

лес
лесной
лесочек
лесник
лесничий
лесистый
лёд
ледок
ледяной
ледник

Какие слова непонятны?

лесник – лесной сторож;
лесничий – работник лесного хозяйства или заведующий им;
лесистый – поросший обильно лесом;
ледник – огромное скопление льда в горах, на Северном полюсе, в Антарктиде.

Какие слова называются однокоренными?

Как правильно найти в слове корень? (Ученики отвечают.)

Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:

1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.) Слайд №13.

Какой корень у слов 1 группы? (-лес-) 2 группы? (-лед-)

А теперь вместе прочитаем правило. Появляется слайд №14.

9. Творческая самостоятельная работа.

Давайте подберём однокоренные слова с корнем -снег- :

снег снеговик снегирь
снежный снежок снеговые
белоснежный снежинка Снегурочка

Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне.)

Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.)

Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.)

10. Тест-опрос.

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
  2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
  3. Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
  4. Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
  5. Согласные звуки в корнях могут чередоваться.

Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +

11. Итог урока.

Подведём итог урока. О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами?

1) выяснить значение слова;
2) найти корень.

Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.)

О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?

Учитель выставляет оценки.

12. Домашнее задание.

Упр. 362 (Слайд №15.)

Спасибо за урок. (Слайд №16.)