Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах.
Задачи:
- Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах;
- Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
- Развитие связной устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: проектор; экран; ПК; презентация, выполненная в Power Point; толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Запись числа.
2. Тема и задачи урока.
Продолжим сегодня на уроке изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните её, пожалуйста. (Однокоренные слова. Корень слова.)
После ответа детей появляется слайд №1
Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (Учиться находить однокоренные слова, выделять корень) Слайд №2.
3. Найди “лишнее” (слайд №3).
оса
осина
осиный
Чем похожи слова? (Начинаются с о; о – безударный гласный)
Какой из них можно проверить? (В словах оса, осиный)
Какое слово лишнее?
1) осиный – имя прилагательное;
2) оса - 2 слога;
3) осина, т.к. остальные слова однокоренные;
4) осина – словарное слово с непроверяемым
безударным гласным.)
4. Словарная работа.
Давайте выпишем слово осина и подберём к нему однокоренные слова.
(Ученики называют слова. Затем появляется слайд №4.)
Осина – осинка, осиновый, осинник, подосиновик
Что обозначают эти слова? (Ученики объясняют значения слов и записывают их в тетрадь.) Появляется слайд №5.
Кто слышал выражение “Дрожит как осиновый лист”? Что оно обозначает? Слайд №6.
(У листьев осины тонкие черешки. При любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево. А с ними и листья поворачиваются, как будто дрожат. Вот в народе и появилась поговорка “дрожит как осиновый лист” - это значит очень сильно. Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясётся от волнения или страха.)
Придумайте предложение с этим фразеологизмом. (Саша дрожал как осиновый лист. Перед выступлением Маша дрожала как осиновый лист. От страха зайчик дрожал как осиновый лист.)
Слайд №7. Почему все эти слова однокоренные?
(Они близки по смыслу; у них есть общая часть – корень)
Какой корень у этих однокоренных слов? (-осин-) Выделим.
(Осина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик). Слайд №8.
5. Грамматическая задача. (Слайд №9.)
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(Чтение хором)
Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)
Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)
Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется слайд №10.)
Молодцы, однокоренные слова нашли верно.
6. Работа в паре.
А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? (Дети отвечают.)
Я вас внимательно выслушала, но чтобы сделать вывод, давайте выполним упр. 357(стр. 56).
Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что все они однокоренные?
Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны? Слайд №11.
горняк – работник горной промышленности;
гористый – рельеф, местность с горами;
горелка – прибор, в котором происходит
горение.
Ученики выполняют задание в тетради:
гора
горняк
горный
гористый
горка
горелка
горение
горит
Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка на слайде №12.)
Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)
Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?
Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.
7. Физкультминутка.
8. Составление алгоритма выделения корня.
Как найти в слове корень? (Ученики отвечают.)
Выполним упр. 360 (стр.57). Из каждой группы слов нужно выписать однокоренные слова (в тетради и у доски).
лес
лесной
лесочек
лесник
лесничий
лесистый
лёд
ледок
ледяной
ледник
Какие слова непонятны?
лесник – лесной сторож;
лесничий – работник лесного хозяйства или
заведующий им;
лесистый – поросший обильно лесом;
ледник – огромное скопление льда в горах, на
Северном полюсе, в Антарктиде.
Какие слова называются однокоренными?
Как правильно найти в слове корень? (Ученики отвечают.)
Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:
1 шаг: подбор родственных слов и их
сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.) Слайд №13.
Какой корень у слов 1 группы? (-лес-) 2 группы? (-лед-)
А теперь вместе прочитаем правило. Появляется слайд №14.
9. Творческая самостоятельная работа.
Давайте подберём однокоренные слова с корнем -снег- :
снег | снеговик | снегирь |
снежный | снежок | снеговые |
белоснежный | снежинка | Снегурочка |
Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне.)
Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.)
Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.)
10. Тест-опрос.
Если вы согласны с утверждением, ставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.
- Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
- Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
- Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
- Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
- Согласные звуки в корнях могут чередоваться.
Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +
11. Итог урока.
Подведём итог урока. О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами?
1) выяснить значение слова;
2) найти корень.
Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.)
О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?
Учитель выставляет оценки.
12. Домашнее задание.
Упр. 362 (Слайд №15.)
Спасибо за урок. (Слайд №16.)