Урок математики во 2-м классе (по программе Петерсон Л.Г,1–4) на тему "Порядок действий в выражениях"

Разделы: Начальная школа


 

Тема:

Порядок действий в выражениях.

Цели:

1. Уяснить необходимость введения символа для обозначения порядка действий в выражениях.
2. Ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
3. Закреплять навыки письменных и устных вычислений.
4. Развивать внимание, мышление, речь, интерес к математике.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I. Организационный момент.

Запишите в тетради

Число. Классная работа.

II. Актуализация знаний.

Игра «Роботы».
Выполните действия по программе:
28 – 8 +4 =
320 - 200 +15 – 100 =
8 + 6 – 12 +98 –40 =

Ответы показывают на блокнотах цифр.

24
35
60

В каком порядке выполняли действия?

По порядку слева направо.

III. Создание проблемной ситуации. ( приём предъявления двух противоположных фактов).

Теперь роботы берут листочки и выполняют программу № 1.(см. приложение 1)

 

Из числа 8 вычесть 3

8 – 3 = 5

К полученной разности прибавить 4

5 + 4 = 9

Итак, 8 – 3 + 4 =9

Выполните программу № 2

 

К числу 3 прибавить 4

3 + 4 = 7

Из числа 8 вычесть полученную сумму

8 – 7 = 1

Итак, 8 – 3 + 4 = 1

Осознание противоречия (побуждающий диалог от проблемной ситуации).

Сравните выражения и результаты. Что заметили?

Выражения одинаковые, а результаты получились разные.

Почему?
Как выполняли действия?

Разный порядок действий.
В программе №1 мы сначала из числа 8 вычитали 3, а в программе № 2 первое действие 3+4

Формулировка проблемы.

Какая возникла проблема?
Попробуйте сформулировать цель урока.

???

Как нам изменить выражения, ведь судя по результату они не равны?(побуждающий к выдвижению гипотезы диалог)
Итак: цель нашего урока- научиться обозначать в записи порядок действий.

Нам необходимо как-то обозначить в записи порядок действий.

IV.Поиск решения проблемы

Предложите свои способы обозначения порядка действий.

2 1
Указать сверху: 8 - 3 + 4 = 1

Может быть надо ограничить, отделить действия одно от другого? Попробуйте..

8 –/ 3 + 4/= 1

Принято в математике обозначать очерёдность действий с помощью скобок. ( ) Действие которое написано в скобках выполняется первым

 

Кто поставит в данном примере скобки там, где нужно?

8 - (3 + 4 ) = 1

V. Выражение решения.

Сформулируйте правило, как выполняются действия в выражениях со скобками.

Сначала выполняются действия в скобках, а потом остальные по порядку.

VI. Реализация продукта

Сравним наше новое знание с научным в учебнике

Учебник с. 22 . Читают правило выделенное жирным шрифтом.

Физкультминутка.

Попробуем применить наше новое знание на практике.
Расставьте в выражениях порядок действий.
(Ученик у доски с проговариванием алгоритма, остальные в учебнике)

Что общего в выражениях первого столбика?
Какой тип выражений во втором столбике?

№3 с. 23

а) 26 + ( 32 - 16)
б) ( 247 –123) + ( 384 – 164)
в) 93 + ( 12 +16 ) – 35
д) a + b – c +d
ж) ( a + b) – ( c +d )
з) a + ( b - c ) + d
В первом столбике числовые выражения

Это буквенные выражения.

Продуктивные задания на воспроизведение знаний

1. На своих листочках составьте буквенные выражения со скобками для соседа. Напоминаю, что в буквенных выражениях используются буквы латинского алфавита.

Поменяйтесь листочками.

_________________________

__________________________

__________________________

Расставьте порядок действий. Верните листок соседу.

 

Проверьте. Чей сосед расставил порядок действий правильно?

 

2. Можно ли составить выражение со скобками для решения задачи?

- Думаю, что можно.
- Считаю, что нельзя.

Проверим, кто из вас прав.
Прочитайте текст задачи №7 на стр. 23

Задача №7 с. 23.
В первом букете 39 ромашек. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете, но на 4 ромашки меньше, чем в третьем. Сколько ромашек в трёх букетах?

Заполним схему ( на доске)

(в учебнике)

Что нужно найти в задаче, часть или целое?

Целое.

Как найти целое?

Части сложить.

Сколько частей будем складывать?

Три части.

Записываем: 39 +39 – 12 + 39 + 4

Правильно?

Нет, другой порядок действий.

Какое действие в задаче должно быть первым?

39 – 12

Что найдём этим действием?

Количество ромашек во втором букете.

Как показать в выражении, что это действие нужно выполнить первым?

Взять в скобки.

Какое второе действие?

39 + 4

Что найдём этим действием?

Количество ромашек в третьем букете.

Как выделить это действие?

Взять в скобки.

Итак, у нас получилась запись: 39 + (39 – 12) + (39 + 4)

Чем удобна такая запись?

Короче.

3. Сделаем вывод: Для чего нам нужны скобки?

Указывать порядок действий в выражениях.

Решите задачу и запишите ответ
(Один ученик с обратной стороны доски)

39 + (39 – 12) + (39 + 4)=109 (р.)
Ответ: 109 ромашек в трёх букетах.

С/р с проверкой в классе.

Проверим, как вы поняли новое правило.

1. Расставьте скобки в выражениях и найдите их значения.
2. Определите порядок действий в выражениях.

№4 с.23.
3 + 8 - 2 = 4 + 7 + 2 – 5 =
9 – 3 – 5 = 6 + 1 – 5 – 3 =
№ 6 с.23.
a – (b + c)
(a + b) – c
a – (b – c) - d

Проверяем (запись на доске)

 

Кто расставил правильно порядок действий?
Кто правильно сосчитал?
Молодцы!!!

 

VII. Итог

Много работали, открыли новое знание. Какую же тему мы сегодня изучили?

Порядок действий в выражениях.

Задайте вопросы по теме урока.

-Какое действие выполняется первым?
-Как обозначить порядок действий в выражениях?
- Можно ли составить выражение со скобками для решения задачи?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

-Понравилось быть роботами.
- Понравилось решать задачу по-новому.
- Понравилось составлять задание для соседа…

VIII. Д/З. с.23 №5, составить два своих подобных выражения, чтобы они различались только порядком действий.