Тема:
Порядок действий в выражениях.
Цели:
1. Уяснить необходимость введения символа для обозначения порядка действий в выражениях.
2. Ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
3. Закреплять навыки письменных и устных вычислений.
4. Развивать внимание, мышление, речь, интерес к математике.
Ход урока.
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
I. Организационный момент. |
|
Запишите в тетради |
Число. Классная работа. |
II. Актуализация знаний. |
|
Игра «Роботы». |
Ответы показывают на блокнотах цифр. 24 |
В каком порядке выполняли действия? |
По порядку слева направо. |
III. Создание проблемной ситуации. ( приём предъявления двух противоположных фактов). |
|
Теперь роботы берут листочки и выполняют программу № 1.(см. приложение 1) |
|
Из числа 8 вычесть 3 |
8 – 3 = 5 |
К полученной разности прибавить 4 |
5 + 4 = 9 |
Итак, 8 – 3 + 4 =9 |
|
Выполните программу № 2 |
|
К числу 3 прибавить 4 |
3 + 4 = 7 |
Из числа 8 вычесть полученную сумму |
8 – 7 = 1 |
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 |
|
Осознание противоречия (побуждающий диалог от проблемной ситуации). |
|
Сравните выражения и результаты. Что заметили? |
Выражения одинаковые, а результаты получились разные. |
Почему? |
Разный порядок действий. |
Формулировка проблемы. |
|
Какая возникла проблема? |
??? |
Как нам изменить выражения, ведь судя по результату они не равны?(побуждающий к выдвижению гипотезы диалог) |
Нам необходимо как-то обозначить в записи порядок действий. |
IV.Поиск решения проблемы |
|
Предложите свои способы обозначения порядка действий. |
2 1 |
Может быть надо ограничить, отделить действия одно от другого? Попробуйте.. |
8 –/ 3 + 4/= 1 |
Принято в математике обозначать очерёдность действий с помощью скобок. ( ) Действие которое написано в скобках выполняется первым |
|
Кто поставит в данном примере скобки там, где нужно? |
8 - (3 + 4 ) = 1 |
V. Выражение решения. |
|
Сформулируйте правило, как выполняются действия в выражениях со скобками. |
Сначала выполняются действия в скобках, а потом остальные по порядку. |
VI. Реализация продукта |
|
Сравним наше новое знание с научным в учебнике |
Учебник с. 22 . Читают правило выделенное жирным шрифтом. |
Физкультминутка. |
|
Попробуем применить наше новое знание на практике. Что общего в выражениях первого столбика? |
№3 с. 23 а) 26 + ( 32 - 16) Это буквенные выражения. |
Продуктивные задания на воспроизведение знаний |
|
1. На своих листочках составьте буквенные выражения со скобками для соседа. Напоминаю, что в буквенных выражениях используются буквы латинского алфавита. Поменяйтесь листочками. |
_________________________ __________________________ __________________________ |
Расставьте порядок действий. Верните листок соседу. |
|
Проверьте. Чей сосед расставил порядок действий правильно? |
|
2. Можно ли составить выражение со скобками для решения задачи? |
- Думаю, что можно. |
Проверим, кто из вас прав. |
Задача №7 с. 23. |
Заполним схему ( на доске) |
(в учебнике) |
Что нужно найти в задаче, часть или целое? |
Целое. |
Как найти целое? |
Части сложить. |
Сколько частей будем складывать? |
Три части. |
Записываем: 39 +39 – 12 + 39 + 4 |
|
Правильно? |
Нет, другой порядок действий. |
Какое действие в задаче должно быть первым? |
39 – 12 |
Что найдём этим действием? |
Количество ромашек во втором букете. |
Как показать в выражении, что это действие нужно выполнить первым? |
Взять в скобки. |
Какое второе действие? |
39 + 4 |
Что найдём этим действием? |
Количество ромашек в третьем букете. |
Как выделить это действие? |
Взять в скобки. |
Итак, у нас получилась запись: 39 + (39 – 12) + (39 + 4) |
|
Чем удобна такая запись? |
Короче. |
3. Сделаем вывод: Для чего нам нужны скобки? |
Указывать порядок действий в выражениях. |
Решите задачу и запишите ответ |
39 + (39 – 12) + (39 + 4)=109 (р.) |
С/р с проверкой в классе. |
|
Проверим, как вы поняли новое правило. 1. Расставьте скобки в выражениях и найдите их значения. |
№4 с.23. |
Проверяем (запись на доске) |
|
Кто расставил правильно порядок действий? |
|
VII. Итог |
|
Много работали, открыли новое знание. Какую же тему мы сегодня изучили? |
Порядок действий в выражениях. |
Задайте вопросы по теме урока. |
-Какое действие выполняется первым? |
Какой вид работы вам больше всего понравился? |
-Понравилось быть роботами. |
VIII. Д/З. с.23 №5, составить два своих подобных выражения, чтобы они различались только порядком действий. |
|