Тема: Путешествие в Москву.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий. У детей было домашнее задание – собрать материал и подготовить сообщение о Москве.
Цель: познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы
Задачи: формировать представление о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся, формирование речевой компетенции учащихся, привить гордость и любовь к столице Российского государства.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни О. Газманова «Звонят колокола», аудиозапись отрывка из балета «Лебединое озеро», аудиозапись «Бой курантов», геометрические фигуры с примерами в пределах 20, клей, ватман с контурами рисунка Кремля, презентация достопримечательностей Москвы, выполненная в программе Power Point.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока
Сегодня у нас урок- путешествие
На мониторе компьютера
Cлайд 1
Отгадайте ребус и узнаете, куда отправимся.
Слайд 2
Да, мы отправимся в Москву.
Слайд 3
2. Проверка ранее полученных знаний
1)Почему слово Москва пишется с большой буквы?
2)Что вы знаете о Москве?
Москва не просто город. Это наша столица. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. А мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы. Кто был в Москве?
Я думаю, что экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята.
На чем же мы отправимся в путешествие? В Москву можно прилететь, приплыть, приехать на поезде или машине. Догадайтесь сами, на каком виде транспорта отправимся в путешествие.
3) Загадка:
Он гудит и чертит мелом
Он рисует белым белым
На бумаге голубой
Сам рисует, сам поет
Что же это? (самолет)
Слайд 4
4)Чтобы самолет взлетел, ответьте на вопросы.
Слайд 5
1.Жителями какой страны вы являетесь?
Слайд 6
2.Кто является президентом страны?
Слайд 7
Слайд 8
3.Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
Слайд 9
Слайд 10
Молодцы!
И мы уже в полете.
Слайд 11
3. Работа над темой урока
1) Чтение стихотворений учащимися.
В полете послушаем чтение стихотворений о Москве. Ребята выучили заранее.
Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Здравствуй, столица! Здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо.
В сердце у каждого эти слова –
Как далеко бы он ни был.2) Чтение стихотворения учителем
Наконец, самолет идет на посадку На улице нас ждет экскурсионный автобус.
Слайд 12
Проедем по улицам Москвы.
Есть на свете город
Всем нам дорогой,
Башнями резными
Встал он над рекой.
А на башне звезды
Светят в синеве,
И поются песни
О Родной Москве.3) Слайд-шоу (13-23). Звучит песня «Звонят колокола».
Наш автобус остановился, дальше будем путешествовать по Москве пешком.
4)Физкультминутка в стихотворной форме.
5) А подошли мы к Москве-реке, на берегу которой стоит Храм Христа Спасителя.
Слайд 24
Слайд 25
Москва – река опоясывает почти весь город. Вода в реке чистая, много рыбы обитает в ней. По реке плывут пароходы, баржи и другой речной транспорт.
Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек. В Москве много мостов, скверов, парков. Парки – зеленые санитары города. Тысячи улиц, много площадей.6) Мы отправимся на самую главную Красную площадь.
Слайд 26
Красная площадь – сердце Москвы. У нашей главной площади свой неповторимый облик, своя история. Об этом нам приготовила Таран Даша.
Рассказ ученика.
В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды., Случалось, площадь выгорала до тла, но вскоре отстраивалась заново. После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром . Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная . Красная – значит красивая .
Слова учителя.
На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады.
Слайд 27
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхающий у Кремлевской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.
Слайд 28
Среди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. В любое время года идут на Красную площадь люди.
Слайд 29
7) Рассказы детей о Москве из личного опыта.
1. Послушаем Диму Зубашенко о его поездке в Москву.
Впервые я побывал в Москве весной в 2005 году перед праздником Днем Победы. Москва – это огромный , очень красивый город, чистый, там много деревьев и цветов.
С мамой и папой мы были на Красной площади. Красная площадь- это главная площадь нашей страны, где проходит парад Победы. На площади в это время шла репетиция парада, и поэтому там нельзя было гулять. Но я видел Спасскую башню Кремля – самую высокую и красивую башню Кремля. Слышал Бой курантов. Гулял в Алексанровском саду. Это парк, который находится у стен Кремля. Мы гуляли на Манежной площади. Еще я там познакомился с дедушкой – ветераном войны. Он был в военной форме, и его тоже звали Дмитрий, как и меня. Потом я этого дедушку нарисовал в рисунке. Вот такой рисунок у меня получился.(Показ рисунка)
Я с этим рисунком участвовал в конкурсе рисунков в Саратове и получил приз. Вот такая интересная поездка и интересная встреча была у меня в Москве.
О поездке в Москву Диме напоминают вот эти фотографии.Слайд 30
2. Федя Анохин написал рассказ о своем путешествии в Москву.
Осенью я с мамой ездил в столицу нашей Родины в город Москву. Самолет из Саратова летит всего один час и приземляется в аэропорту «Домодедово». А всего в Москве 5 аэропортов.
Ночью Москва очень красивая. Это море огней, целый миллион: золотые, серебряные, белые, зеленые огни похожи на фейерверк в Новый год. А звезды на башне Кремля красные, алые, просто рубиновые.
Днем мы ездили в стереокино. Экран там был с 5-ти этажный дом. Всем зрителям давали такие специальные, большие очки. В них изображение на экране кажется 3-х мерным. Смотрел я мультик «Сезон охоты». Чуть не умер от страха. В этих очках, кажется, будто я сам в лесу, вместе со зверями от охотников убегал.
На Красную площадь попал уже вечером. Очень запомнилась мне Спасская башня Кремля. На ней такие большие часы. Это самые правильные часы во всей стране. Называются они куранты.
А еще есть на Красной площади Лобное место, где раньше, при царе казнили людей. Если приглядеться , то до сих пор там кровь видна. Лобное место – это такой огромный плоский камень, похож на гигантский пень. Вот на этом каменном пне головы всем и рубили. Но сейчас на Красной площади ни кому головы не рубят, а проходят там только парады и праздничные шествия.
Еще на Красной площади есть храм Василия Блаженного, очень красивый.Храм Василия Блаженного.
Слайд 31
Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом. Бога царь так благодарил - храм построил. Но царь этот – Иван Грозный был злой презлой . Как только храм был построен, велел царь всем строителям глаза выколоть, чтобы больше никогда и нигде такой же храм не выстроили.
А потом мы с мамой и крестным сидели в кафе у большого окна, пили чай с блинами и икрой и смотрели на Красную площадь; слушали, как куранты бьют; как сменяется почетный караул, который охраняет Кремль, Москву, а значит и всю Россию.
3. Слово учителя.
Федя приобрел вот такой сувенир (Показ сувенира храма Василия Блаженного)
Посмотрите внимательно на Храм Василия Блаженного. Еще его называют Покровский собор.
Он состоит из 9 церквей. Вокруг центральной церкви располагаются 4 большие и 4 маленькие церкви.
Он кажется кружевной пирамидой. Несмотря на массивность собор выглядит легким, ажурным, устремленным ввысь.8) Недалеко от собора располагается Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.
Слайд 32
Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве.
9) Рассказ учителя о Кремле.
Одним из самых красивых сооружений города является Кремль.
Слайд 33
а) Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича Его стены и башни сохранились до сих пор.б) На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды.
Слайд 34
Слайд 35
в) Здесь можно увидеть каменные палаты, богатые терема и соборы с золотыми куполами. Кремль – это волшебный город. Он каменный, медный , золотой, драгоценный. Он белый, розовый, желтый, зеленый. Царь – пушка и царь-колокол – словно великаны из сказки. Каждый, кто приезжает в столицу, стремится побывать в Кремле. Кремль – сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.
На стенах Кремля 19 башен и все они разные.г) Подойдем поближе к одной из них, которая называется Спасской башней.
Слайд 36
На ней находятся большие часы с золотыми цифрами - куранты.
Звучит магнитофонная запись: бой курантов.
Бой Кремлевских курантов передают по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.
Бой часов Спасской башни – кремлевских курантов- радио разносит во все уголки нашей Родины.Как только солнышко взойдет
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звенят куранты в ранний час,
На башне луч играет…
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.10) Москва – один из самых спортивных городов на свете. И мы видим стадион в Лужниках.
Слайд 37
Этот стадион в Москве - один из крупнейших в мире спортивных комплексов. Занимает озелененную территорию. Включает в себя большую спортивную арену, малые спортивные арены, открытый бассейн для плавания, Дворец спорта, теннисные корты, футбольные поля и другие сооружения. Именно здесь проходили 22 Олимпийские игры летом 1980 года. Сюда съехались спортсмены из 140 стран. От нашей страны выступали самые лучшие спортсмены.
А зачем нужно заниматься спортом?
Что нужно делать, чтобы стать хорошим спортсменом?
(Важно ежедневно делать зарядку, вовремя питаться, быть чистым и опрятным, выполнять режим дня, радоваться своим успехам и успехам других людей)11) Физкультминутка
Давайте представим себе, что совсем скоро нам придется выступать на олимпийском стадионе. Попробуем размять свое тело перед ответственным прыжком. Команды:
присесть; встать; встать на носки; наклониться влево; наклониться вправо; прогнуться назад; постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене; постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене; согнуться и коснуться руками пола;
выполнить прыжок вверх. Гимнастика для глаз: посмотреть влево, вправо, вниз и т.д.12) Рассказ ученика о метро.
Слайд 38
А сейчас мы окажемся под землей. Но не пугайтесь, здесь как в сказочном подземном дворце.
Куда же мы попали?
Сергей Кузьмин, расскажи.
Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой.
Слайд 39
Спуститься под землю и подняться наверх помогает автоматическая лестница – эскалатор. Все путешествие на самых длинных движущихся лестницах длится две минуты. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы.
Полное название городской железной дороги – метрополитен. Московский метрополитен считается самым лучшим в мире.13) Перед нами МГУ имени М.В. Ломоносова.
Слайд 40
Это– крупнейшее учебное заведение России. Один из центров мировой науки. Состоит из 37 корпусов. В главном корпусе 32 этажа. Высота этого корпуса –240 метров. Сюда приезжают молодые люди со всех концов света, чтобы получить высшее образование. Во всех университетских залах высокие потолки и большие окна. Возле здания университета разбит большой парк. Рядом ботанический сад. Университет называют Дворцом науки.
14) А сейчас мы находимся на территории Всероссийского выставочного центра.
Слайд 41
Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)- это крупнейший выставочно-ярмарочный комплекс страны. Все что лучшее создано человеком в нашей стране здесь показывают москвичам, гостям столицы, которые приезжают из других стран. Показывают на выставке космические достижения, сельскохозяйственную технику, научные изыскания, животных , вещи и многое другое. Посмотрите как здесь красиво. Мы видим фонтан Дружбы.
15) Рассказ ученика о Третьяковской галерее.
Мы продвигаемся дальше и находимся перед входом в Третьяковскую галерею. О ней расскажет Федосеева Арина.
Слайд 42
Жил в Москве когда-то богатый купец Павел Михайлович Третьяков. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. Третьяков был тонким ценителем и знатоком искусства. Лучшие русские художники считали себя его друзьями. По проекту художника Васнецова было построено новое здание галереи для картин Третьякова. Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Позже влились в Третьяковскую галерею картины многих художников, коллекции музеев. Сейчас Третьяковская галерея – художественный музей. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин. Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.
16) Звучит музыка из балета «Лебединое озеро». Слышите, звучит музыка? Мы находимся у Большого театра.Слайд 43
На сцене сейчас идет балет «Лебединое озеро».Большой театр- гордость оперного и балетного искусства. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Там выступал Н. Басков - оперный певец, А. Волочкова -балерина, также выступают на сцене звезды из других стран. Попасть в Большой театр нелегко.
17) А сейчас мы окажемся, я думаю, в самом вашем любимом месте. Что это?
Это цирк.Слайд 44
Кто выступает в цирке? Дрессированные собачки, обезьяны, медведи, акробаты, воздушные гимнасты, наездники на лошадях. Кого вы любите больше всего? (Клоунов)
Чего только не делает клоун на манеже! Гримасничает, смешит взрослых и детей, придумывает смешные истории и…бегает.
18) Физкультминутка
Бежим на месте так, как смешной клоун, выполняя следующие движения: взяв себя обеими руками за уши; прижав руки, сжатые в кулаках, к голове; выпускают пальцы и ставят себе «рожки»;берут себя обеими руками за щеки; зажимают рот ладонями;
хватают себя за нос попеременно левой и правой рукой; растягивая рот и вытягивая губы трубочкой.
19) Нельзя быть в Москве и не увидеть современную красивую Манежную площадьСлайд 45
Пушкинскую площадь, где стоит памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину. У памятника почти всегда лежат живые цветы, люди читают здесь стихи.
Слайд 46
Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вы знаете?
20) А теперь сделаем совместную аппликацию «Кремль».
У вас на столах детали. На каждой детали пример. Нужно решить пример, найти ответ на плакате и приклеить на нужное место.
4. Итог урока
Вот и завершилась наша экскурсия по Москве.
Было ли вам интересно?
Что вам особенно понравилось, запомнилось на экскурсии?